Фрагмент для ознакомления
2
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ "ГОРОД ДРУЖБЫ"
Цель: сформировать положительные взаимоотношения в коллективе сверстников.
Задачи:
Продолжить обучение детей навыкам сотрудничества, взаимодействия;
Закрепить навыки по взаимодействию в парах;
Развивать умение выразить вербальным и невербальным способами свои эмоции, отношение к окружающим;
Создавать чувство сплоченности коллектива;
Развивать зрительное внимание, восприятие;
Снять напряжение, релаксация;
Создать положительное эмоциональное настроение.
Материал:
“Карта заданий” (на листе ватмана изображается путь с препятствиями, испытаниями за окошками, выполненными из листов картона);
По одному на пару детей отрезки толстой веревки, длина 45см;
Спортивный мат;
Карточки, изображающие эмоции (радость, страх, злость, грусть, удивление);
Корона на ребенка;
Ящик с отверстиями;
Варежки с узорами, на пару детей по 3 карандаша;
Музыкальные записи с подвижной музыкой и музыкой для релаксации;
Медальки, изображающие веселых человечков.
1. Разминка.
“Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в путешествие в город ДРУЖБЫ. Как вы думаете, что это за город, почему его так назвали? (ответы детей). Путь туда неблизок, нужно пройти Дорогой испытаний. Как вы думаете, мы справимся? Для того, чтобы пройти все испытания, какими нам нужно быть? (ответы детей).
Но, нам нужно, прежде чем отправиться в дорогу, поприветствовать друг друга. Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг, возьмем друг друга за руки и пошлем каждому из нас привет и хорошее настроение. Сказав «привет», дарим друг другу улыбку, начинаем с меня.
2. Основная часть.
“Теперь мы готовы отправиться в путь. Посмотрите, путь к каждому испытанию изображен на карте. К первому испытанию дорога такая скользкая, что чтобы не упасть, нужно встать друг за другом, взять друг друга за плечи и передвигаться маленькими шажочками ”.
Дети выполняют это задание под музыку.
“Молодцы, ребята, не только сами не упали, но и товарищам своим помогли. А вот и первое испытание (открываем на карте окошко первого испытания). Скажите пожалуйста, бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему так происходит? (ответы детей). Для прохождения этого испытания, вам нужно разбиться на пары. В этом нам помогут волшебные веревочки. Они сами покажут, кого из вас объединить в пары”.
Психолог предлагает взяться за конец веревки каждому ребенку, середина веревки находится в руках у ведущего. Затем он отпускает середину: дети, которые держат одну веревку, образуют пару.
“Это испытание называется “Поссорились-помирились”. Пара встала друг напротив друга. Изображаем молча, без слов, только жестами. Сначала дети встречаются, они радуются друг другу! (дети изображают). Потом они поссорились, что-то не поделили. Покажите, как это было? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве могут друзья долго обижаться? Они повернулись лицом друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, когда поссорились, что вы чувствовали? А когда помирились? (ответы детей). Давайте не ссориться, беречь друг друга!”.
“У нас все получилось, значит, мы можем двигаться дальше (показывает на второе окошко карты). Но теперь на нашем пути – озеро, через него можно переправиться только на плоту. Давайте все встанем на плот (Дети и ведущий встают на спортивный мат). Но вот поднимается сильный ветер, и плот качается так, что удержаться на ногах очень трудно! Мы можем упасть в воду! Давайте широко расставим ноги, крепко обнимем друг друга за плечи, и попробуем удержаться на плоту. Вот подул ветер, и наши ноги напряглись, наклоняемся влево, потом вправо. Ветер стихает, ноги расслабляются (повторяем 3-4 раза). Вот мы и перебрались через озеро. Скажите, ребята, почему нам удалось переплыть озеро? (ответы детей).
Здесь нас тоже ждет новое испытание (открываем второе окошко). Я раздам каждому из вас карточки с изображением эмоций. Не показывайте их друг другу, вам нужно будет без слов изобразить то, что нарисовано на карточке. Изображать нужно так, чтобы другие дети догадались”.
Дети по очереди изображают, остальные отгадывают эмоцию, говорят, когда и в каких случаях человек ее испытывает.
“Какие же вы молодцы! Справились и с этим заданием! Пора отправляться дальше. Но дальше дорога очень запутана, и непонятно, куда нам идти! (психолог показывает на третье окно карты). Давайте поиграем в игру “Путаница”, чтобы разобраться (3-4 раза).
Дети закрывают глаза, психолог соединяет их руки. Задача детей – не разнимая рук распутаться.
“Теперь открыт путь к следующему испытанию. Но нам сначала нужно снова разбиться на пары”.
Психолог предлагает каждому ребенку завязать глаза, найти руку другого ребенка и попробовать догадаться, чья это рука. Снимаем повязку, чтобы убедиться, что отгадали правильно. Те дети, кто взял друг друга за руки, образуют пару. Открываем третье окошко.
“На столе лежат варежки, но все они перепутались. У каждого из вас есть одна варежка, вам нужно найти ей пару. Только помните, что одну варежку мы надеваем на правую руку, а другую надеваем на левую. Внимательно посмотрите на свои варежки и найдите свою пару”.
Дети садятся за столы. Психолог выдает один набор карандашей на каждую пару детей, ни один цвет не повторяется (в каждом наборе 3 карандаша). Дети должны договориться и раскрасить одинаково свою пару варежек. Работы рассматриваются после выполнения задания, оценивается похожесть, качество, умение детей договариваться в процессе выполнения задания.
“У нас все получилось! Осталось совсем немного пройти, и мы попадем в страну ДРУЖБЫ. Но вот идет дорога по самому краю горы, она такая узкая, что можно упасть вниз! Нам нужно двигаться только вместе, для того, чтобы пройти по ней, (психолог показывает на четвертое окошко). Давайте встанем в шеренгу, друг друга обнимем за плечи, и будем передвигаться приставным шагом” (дети и психолог вместе выполняют задание).
“Добрались! (открываем четвертое окошко), здесь нарисована корона. Это испытание называется “Горячий стул”. Скажите, пожалуйста, вы ведь хорошо знаете друг друга, давно учитесь вместе, и можете многое рассказать друг о друге? (ответы детей). Помните, что нам становится теплее от приятных слов? Давайте это проверим”.
Дети садятся на стул по очереди, им на голову надевается корона. Ведущий для поддержки становится сзади. Участники игры говорят сидящему на стуле ребенку о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими чувствами, ощущениями.
“Вот мы и добрались до страны ДРУЖБЫ. Каким же был трудным наш путь! Давайте немного отдохнем. Для этого удобно ложимся на ковер, закрываем глаза и расслабляемся” (Звучит спокойная музыка).
Упражнение “Волшебная прогулка”: Вы лежите на зеленой полянке, вокруг много цветов, они своими головками кивают вам. Но вот вы поднимаетесь вверх, к облакам. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев ног
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Галкина, В. А. Поэтапное формирование готовности к самоконтролю у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения / В. А. Галкина // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 65-73.
Посвящена проблемам подготовки детей с умственной отсталостью к самоконтролю. Автор представляет результат сравнительного исследования контрольных умений у нормально развивающихся детей и их сверстников с данными особенностями. Дано описание и обоснование технологии, предлагаемой для решения обозначенных проблем. На основе результатов апробации в СКОУ VIII вида Москвы показана эффективность технологии.
2. Головчиц, Л. А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 3-13.
Рассмотрены материалы проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В работе дан анализ основных подходов к определению требований к структуре индивидуальных образовательных специальных программ, условиям получения образования, индивидуальной оценке результатов обучения.
3. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. - Москва : Академия , 1999. - 278, [2] с. - (Высшее образование).
Рассматриваются основные направления, сущность и содержание коррекционно-педагогической деятельности, описываются методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на детей, которые обучаются как в обычном классе, так и в классе компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения и имеют негрубые формы дефектов психического и физического развития.
4. Дробинская, А. О. Школьные трудности "нестандартных" детей / А. О. Дробинская. - 2-е изд., с изм. - Москва : Школьная Пресса, 2006. - 126с.
Приводятся различные варианты нарушения поведения и учебной деятельности, которые сопутствуют различным отклонениям в состоянии здоровья и развития детей, дается анализ причин неуспеваемости и школьной дезадаптации, в том числе проявлений этих изменений на ранних стадиях.
5. Ишимова, О. А. Примерное содержание программы коррекционной работы основной образовательной программы начального общего образования / О. А. Ишимова, А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 4. - С. 3-11.
Работа описывает структуру и содержание разделов программы коррекционной работы, которая реализуется на этапе начального общего образования.
6. Кабелка, И. В. Умственное развитие учащихся школы VIII вида в процессе обучения естествознанию / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 6. - С. 42-48.
Посвящена особенностям овладения общими понятиями учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Большое внимание уделяется методическим условиям и этапам их формирования на уроках естествознания.
7. Лисовская, Т. В. Комплексный подход к формированию элементарных арифметических представлений у учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т. В. Лисовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С. 23-28. Рассматриваются методы формирования базовых математических компетенций у учащихся с нарушениями интеллекта.
8. Рудакова, Е. А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е. А. Рудакова, О. Ю. Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С. 20-22.
Посвящена анализу опыта разработок индивидуальной программы обучения детей с множественными и тяжелыми нарушениями развития.
9. Рузинова, О. Л. Дистанционное обучение детей с ОВЗ : (из опыта работы Центра образования "Технологии обучения") / О. Л. Рузинова, М. А. Степанова, Е. В. Цыганцов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 7. - С. 17-25.
Работа представляет модель дистанционного обучения для детей, имеющих соматическую патологию, а также для детей, имеющих нарушения психического развития различной степени тяжести.
10. Рязанова, А. В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. В. Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 3. - С. 38-43.
Рассматриваются особенности обучения и социализации детей школьного возраста, имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии.