Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель производственной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний,
приобретение практических навыков в области сбора, обработки и анализа информации,
относящейся к сфере управления региональной экологической политикой.
Задачами производственной практики являются:
• адаптация теоретических знаний к реальным экономическим, социальным, финансовым,
управленческим процессам по направлениям деятельности органов государственной власти;
• овладение навыками и умениями работы с современными управленческими
технологиями при организации, планировании, контроле деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления;
2
• развитие навыков анализа социально-экономических процессов, мониторинга
реализуемых государственных (муниципальных) политик и программ.
1 Аналитический обзор нормативно-правовой и статистической баз данных по государственному
регулированию природоохранной деятельности
1.1 Нормативно-правовые основы государственного регулирования природоохранной
деятельности
Прежде чем начать говорить о самой системе государственного управления в России нужно дать
определение таким понятиям как: «охрана окружающей среды», «государственное управление»,
«система органов государственного управления».
В Законе «Об охране окружающей среды» дается четкое определение понятию «охрана
окружающей среды». Под ним понимается «деятельность органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений,
юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды,
рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение
негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и
ликвидацию её последствий»
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды- это реализация всеми
уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической
политики, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством,
концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.
Система органов государственного управления –это совокупность всех органов государственной
власти, наделенных специальными полномочиями в области охраны окружающей среды.
В настоящее время система органов управления, осуществляющих функции в сфере охраны
окружающей среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, органы государственной власти
могут быть классифицированы по различным критериям. В зависимости от уровня
государственного управления выделяют:
-органы государственной власти РФ;
- органы государственной власти субъектов РФ.
В зависимости от характеров компетенций различают:
- органы общей компетенции;
- органы специальной компетенции.
1.2 Аналитический обзор управления природоохранной деятельностью
3
Говоря о деятельности органов общей компетенции в области охраны окружающей среды нужно
сказать, что органы законодательной власти тоже принимают участие в этом процессе. Так,
Челябинская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным
законодательным (представительны) органом государственной власти города Челябинска
принимает законы и постановления в этой области тоже.
На федеральном уровне органы специальной компетенции- это государственные органы,
специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Некоторые авторы
разделяют их на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач :
- отраслевые;
- функциональные
В соответствии с Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»(в ред. от 22.06.2009 г.) и от 20 мая 2004г. N 649
"Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от
25.08.2010 г.) в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в
сфере охраны окружающей среды являются :
– Министерство природных ресурсов и экологииРФ. Министерство природных ресурсов и
экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных
ресурсов.
–Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору
в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования .
–Федеральное агентство по недропользованию. Федеральное агентство по недропользованию
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования .
2 Анализ практики государственного управления природоохранной деятельностью
2.1 Нормативно-правовые основы управления природоохранной деятельностью в Челябинской
области
Проблемам экологии и совершенствованию природоохранной деятельности в Челябинской
области уделяется большое внимание.
В Челябинской области приняты следующие концепции в области охраны окружающей среды:
1) Экологическая политика в сфере охраны окружающей среды определена Концепцией основных
направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2016-2020 годы, одобренной
постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2007 года № 192-П.
К основным направлениям экологической политики Челябинской области относятся:
4
- совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды;
- снижение уровня загрязнения окружающей среды, в том числе за счет внедрения наилучших
существующих технологий;
- сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия;
- разработка и совершенствование экономических механизмов рационального
природопользования и внедрения экологически чистых технологий;
- обеспечение экологической безопасности населения;
- стимулирование научных разработок в области охраны окружающей среды и их внедрения;
- широкое распространение экологических знаний, создание системы экологического
образования на всех уровнях: дошкольного, среднего, среднетехнического, высшего и
послевузовского.
2) Основные цели государственной политики Челябинской области в сфере охраны и
использования водных объектов одобрены постановлением Правительства Челябинской области
от 22.05.2008 года № 133-П («О Концепции охраны и использования водных объектов
Челябинской области на2008-2020 годы») и включают в себя:
- сохранение и восстановление водных объектов;
- рациональное использование водных ресурсов;
- предотвращение и ликвидация негативного воздействия вод.
3) Постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2013 г. № 23-П утверждена
Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025
года.
Цель государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию
экологической культуры – повышение уровня экологической культуры отдельного человека и
общества в целом на территории Челябинской области.
Задачи:
- совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования;
- совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования;
- экологизация культуры быта населения;
- экологизация культуры досуга населения;
- экологизация информационного пространства;
- повышение уровня экологической культуры в экономической, социальной, политической и
духовной сферах жизни общества.
5
2.2 Анализ эффективности государственного управления природоохранной деятельностью
За последние годы в Челябинской области появилось множество экологических проблем.
1. Бытовые отходы
На территории Челябинской области сейчас только семь полигонов твердых коммунальных
отходов (ТКО), отвечающих требованиям нового законодательства. Их мощности покрывают лишь
15 процентов годового образования ТКО, кроме того, эти полигоны работают на пределе своих
возможностей. Задача – скорейшее создание новых объектов обращения с ТКО (от переработки
до захоронения) и ликвидация объектов накопленного ущерба.
Область вошла в число первых десяти регионов, определивших региональных операторов по
обращению с ТКО. В конце 2016 года была принята территориальная схема обращения с
отходами. В соответствии с ней Челябинская область поделена на шесть кластеров. В каждом из
них планируется определить регионального оператора.
К настоящему дню определено два региональных оператора, на Магнитогорский и Кыштымский
кластеры.
В начале 2018 года определен региональный оператор по обращению с отходами на территории
Челябинского кластера. Это позволило, в частности, решить одну из основных экологических
проблем Челябинска – рекультивировать городскую свалку. Срок – 2020 год.
1.Качество воздуха
Вторым безусловным приоритетом для области является работа по снижению загрязнения
атмосферного воздуха в крупных городах области, в первую очередь – в областном центре.
Напомним, предложения Бориса Дубровского по улучшению управления качеством атмосферного
воздуха вошли в поручения Президента России Владимира Путина по итогам Государственного
совета в конце 2016 года. Смысл предложений губернатора – закрепить в законе «Об охране
окружающей среды» идею формирования квот для предприятий и транспорта на основе системы
сводных расчетов загрязнения воздуха в городах. На самом верху признано очевидное:
существующие ныне нормативы выбросов не обеспечивают безопасность населения и должны
быть пересмотрены.
Цель нововведений – чтобы в жилой зоне содержание вредных веществ не превышало 1 ПДК. В
2017 году сводные расчеты загрязнений для Челябинска в целом уже готовы. Предприятия уже
знают, какие примерно квоты на выбросы их ждут. Изменения в закон будут приняты Госдумой
РФ, скорее всего, летом 2018 года. Следом начнется работа по внедрению квот.
Важное замечание Бориса Дубровского, которое он повторяет на всех форумах и встречах:
«Экологическая емкость Челябинска исчерпана, возможность для создания новых производств
или увеличения мощностей существующих отсутствует».
2. Питьевая вода
На качество воды в Аргазинском и затем Шершневском водохранилищах, которые снабжают
питьевой водой примерно половину области, влияют объекты накопленного экологического
вреда в Карабаше. Результатом безоглядной деятельности добывающей, горно-обогатительной и
6
металлургической промышленности в Карабаше в период 1910 – 1990 годов стало чрезвычайное
загрязнение тяжелыми металлами водосборной площади реки Сак-Элга.
Ежегодно эта изначально чистая речка, проходя через шламоотвалы, вбирая в себя кислотные
ручьи, выносит в водохранилище порядка 12 тысяч тонн загрязняющих веществ, в том числе
сульфат-ионов и солей тяжелых металлов.
В 2016 году за счет средств областного бюджета разработан проект очистки Сак-Элги, на него уже
есть положительное заключение госэкспертизы.
Заключение
Несмотря на то, что вопросами природоохранной деятельности на территории Челябинской
области занимается Министерство экологии Челябинской области, Филиал ОАО "РЖД"
центральная дирекция управления движением структурное подразделение южно-уральская
дирекция управления движением структурное подразделение челябинский центр организации
работы железнодорожных станций активно участвует в природоохранной деятельности.
Проанализировав государственное управление в области охраны окружающей среды можно
сказать о том, что структура органов государственного управления не совершенна.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные акты:
1. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993г. (ред.от 30 12 2008 г).
Опубликована в «Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 06. 12.2011). Опубликован на сайте
Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010). Опубликован на сайте Консультант Плюс -
http://www.consultant.ru.
4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном
положении» (в редакции от 07.03.2005 г). Опубликован на сайте Консультант Плюс -
http://www.consultant.ru.
5. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от
19.07.2011 г.). Опубликован на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 02.05.1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (ред.
от 21.11.2011 г.). Опубликован на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
7. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от
01.01.2010). Опубликован на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
7
8. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
07.12.2011). Опубликован на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
9. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от
06.12.2011 г.). Опубликован на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru
10. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» (ред. от 21.11.2011 г.). Опубликован на сайте Консультант Плюс -
http://www.consultant.ru.
11. Указ Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» (ред. 22.06.2010). Опубликован на сайте Консультант Плюс -
http://www.consultant.ru.
12. Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 г. № 177-ПП «Об организации и
осуществлении государственного мониторинга окружающей среды» (ред. от 17.11.2010).
Опубликовано на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
13. Постановление Правительства РФ от 22.07.2003 г. № 568-ПП «Об утверждении временного
положения о системе экологического аудита в городе Москве, временного порядка проведения
экологического аудита, критериев отнесения организаций города Москвы, к числу
рекомендованных для проведения экологического аудита» (ред. от 13.07. 2010). Опубликовано на
сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru
14. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282-ПП «Положение о Федеральной
агентстве водных ресурсов» (ред. от 29.03.2011г). Опубликовано на сайте Федерального агентства
водных ресурсов - http://voda.mnr.gov.ru.
15. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 293-ПП «Положение об Федеральном
агентстве по недропользования» (ред. от 24.03.2011 г.). Опубликовано на сайте Федерального
агентства по недропользованию - http://www.rosnedra.com.
16. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 295-ПП «Положение о Федеральном
агентстве по рыболовству» (ред. от 20.01.2009 г.). Опубликовано на сайте
Федерального агентства по рыболовству - http://fish.gov.ru/agency.
17. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №327-ПП «Положение о Федеральной
службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (ред. 17.10.2011). Опубликовано на сайте
Консультант Плюс - http://www.consultant.ru
18. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 г. № 372-ПП «Положение о Федеральной
службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ред. от 05.06.2010 г.).
Опубликовано на сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды - http://meteorf.ru/default.aspx.
19. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400-ПП «Положение о Федеральной
службе по надзору в сфере природопользования» (ред. от 13.09.2010 г). Опубликовано на сайте
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - http://rpn.gov.ru.
20. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401-ПП «Положение о Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ред. от 13.09.2010 г.).
8
Опубликовано на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору -http://www.gosnadzor.ru.
21. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404-ПП «Положение о Министерстве
природных ресурсов и экологии РФ» (ред. от 24.03.2011 г.). Опубликовано на сайте Министерства
природных ресурсов и экологии РФ - http://www.mnr.gov.ru.
22. Постановление Правительства от 12.06.2008 г. № 450-ПП «Положение о Министерстве
сельского хозяйства РФ» (ред. от 17.03.2011 г.). Опубликовано на сайте Министерства сельского
хозяйства РФ - http://www.mcx.ru.
23. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53-ПП « Об осуществлении
государственного контроля за охраной окружающей среды (государственный экологический
контроль)» (ред. 31.03.2009 г.). Опубликовано на сайте Консультант Плюс -
http://www.consultant.ru.
24. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 726- ПП «Положение о Федеральном
агентстве лесного хозяйства» (ред. от 23.03.2011 г.). Опубликовано на сайте Федерального
агентства лесного хозяйства - http://www.rosleshoz.gov.ru.
25. Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. №
372 «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на
окружающую среду РФ» (ред. 23.11.2018). Опубликован на сайте Консультант Плюс -
http://www.consultant.ru.
26. Концепция основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на
2016-2020 годы / Опубликован на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
27. Концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008-2020
годы» / Опубликован на сайте Консультант Плюс - http://www.consultant.ru.
28. Государственная программа Челябинской области "Охрана окружающей среды
Челябинской области" на 2018 - 2025 г.г. Опубликован на сайте Консультант Плюс -
http://www.consultant.ru.
Научная литература:
29. Анисимов, А.П. Экологическое право России: учебник / Рыженков А.Я., Черноморец А.Е.- 2-
е изд., пеераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 510 с
30. Баярсайхан Г. Экологическое состояние крупных городов мира, обзор исследования //
ГИАБ . 2009. №2. С.68-73.
31. Бобров Е.А. Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения //
Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки . 2011. №15. С.199-208.
32. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: учебник для магистров/
Боголюбов С.А.-М.:-Издательство Юрайт, 2011-607с.
9
33. Бринчук, М.М. Особое место и особая роль экологического права в правовой системе
России / Бринчук, М.М // Экологическое право. – 2010. - № 5. – С. 2-11.
34. Винокуров А.Ю. Экологическое право: конспект лекций- М.: Высшее образование, Юрайт–
Издат,2009-233с
35. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 2011. - 304 с.
36. Ерофеев, Б.В Экологическое право России: Учебник / Ерофеев, Б.В. – 22-е изд. ,
Издательство ЭКСМО, 2010,- 528 с.
37. Официальный сайт Министерства экологии Челябинской области
//http://www.mineco174.ru/htmlpages/Show/protectingthepublic/2016/83Regionalnyeprogrammyuluc
hsh
38. Питулько В.М. Экологическая экспертиза: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф.
образования / [В.К.Донченко, В.М.Питулько, В.В.Растоскуев, С.А. Фролова]; под ред. В.М.
Питулько. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 528 с