Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы состоит в том, что учётная политика для целей налогообложения прибыли является серьезным инструментом налогового планирования, как с целью оптимизации налоговых обязательств, так и для создания эффективной системы налогового учёта организации
На практике учётная политика выполняет множество разных важных функций, таких как: представление единого руководства учёта для всех сотрудников бухгалтерской службы организации; помощь в работе аудиторам, ревизорам и иным лицам, проверяющим достоверность учёта и отчётности организации; уверенность собственников в осуществлении эффективного управления деятельностью организации с соблюдением их интересов и законодательства.
3
Процесс составления финансовой (бухгалтерской), налоговой и управленческой (бухгалтерской) учётной политики представляет собой сложную и кропотливую работу. Любая учётная политика - бухгалтерская, налоговая или для целей управленческого учёта - содержит три основных составляющих: организационную, техническую и методическую.
Учётная политика является реальным инструментом, позволяющим грамотно управлять организацией, заниматься финансовым и налоговым планированием ее деятельности.
Глава 1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1.Организационная характеристика предприятия
ООО «ЛАДА Ижевск», до 2017 - «ИжАвто» - российское автомобилестроительное предприятие, расположенное в Ижевске. С 2011 года является 100 % дочерним предприятием ПАО «АВТОВАЗ».
Ижевский автозавод является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России. Наравне лишь с несколькими предприятиями располагает технологией полного цикла производства: штамповка, литье пластика, сварка, окраска и сборка. В рамках долгосрочного сотрудничества с АВТОВАЗом и Альянсом Renault-Nissan планируется развитие производственных мощностей предприятия для обеспечения выпуска более 300 тысяч автомобилей в год.
С конца 2012 года на сборочном конвейере проводится активная работа по повышению эффективности производства. В основе этого принципы японской производственной философии «кайдзен» - постоянное улучшение, получение максимального эффекта при минимальных затратах. Для производственного процесса это означает, в первую очередь, снижение показателей трудоемкости, увеличение эффективности использования рабочего времени, как следствие, повышение производительности труда и снижение себестоимости.
Одним из важных критериев оценки любого современного предприятия - культура производства. На принципиально новый уровень была выведена клининговая служба автозавода. В производственных помещениях обеспечивается почти стерильная чистота.
ООО «ЛАДА Ижевск» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать со своим полным наименованием на русском языке и указанием места нахождения предприятия, другие печати и штампы, бланки, фирменную символику.
1.2.Организация бухгалтерского учёта на предприятии
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
4
Порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Результаты инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 № 26.
Выявленный при инвентаризации излишек имущества согласно подп «а» п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.
Например, учёте составляются записи:
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», К-т сч. Учёта ценностей;
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», К-т сч.41-2 «Торговая наценка» - списывается сумма торговой наценки, относящейся к недостающим товарам;
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», К-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам» 350 руб. [(2500 - 750)-20:100)] восстановлена сумма НДС, ранее принятая к налоговому вычету.
1.3.Краткая экономическая характеристика предприятия
В таблице 1 приведен горизонтальный анализ активов компании за 2016-2018 годы.
Из проведенного анализа видно, что внеоборотные активы организации в рассматриваемом периоде имели тенденцию к росту. Их объем в 2018 году достиг своего максимума за 3 года - 33 000 млн. руб., что на 10% больше показателя 2016 года и на 2% больше уровня 2017 года. Оборотные же активы достигли максимального значения в 2017 году - 21 520 млн. руб., а в 2018 году снизились на 1%, что в абсолютном выражении составило 211 млн. руб.
Структура оборотных активов в 2017 году изменилась из-за роста дебиторской задолженности и денежных средств. Последние увеличились более чем в 12 раз от 11 млн. руб. до 139 млн. руб. Дебиторская задолженность в 2017 году выросла в 2,5 раза, в абсолютном выражении рост составил 1048 млн. руб.
Из представленных в таблице 2 данных видно, что на 31.12.2018 года доля внеоборотных активов составила 60,85 %, на долю оборотных активов пришлось около 39 %. В структуре внеоборотных активов наибольшую долю занимают основные средства. В структуре оборотных активов основная доля принадлежит запасам - 97,44%, 93,76%, 89,72% в 2016, 2017 и 2018 годах соответственно.
Глава 2. Организация составления отчётности
2.1.Информационная база и система показателей
Эффективное функционирование компании требует экономически обоснованного управления ее деятельностью, которое базируется на финансовом анализе.
5
В качестве основных направлений анализа эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия можно выделить следующие:
экспресс-анализ показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
анализ финансовой устойчивости;
анализ ликвидности;
анализ эффективности использования основных ресурсов;
анализ прибыли и рентабельности.
Баланс и отчет финансовых результатах дают весьма информативную характеристику о деятельности организации за определенный период. Многие оценки могут быть сделаны по этим формам отчетности в рамках экспресс-анализа, т.е. без пространных и громоздких расчетов, для выполнения которых требуются специальные знания.
Статьи актива включены в два раздела:
1. Внеоборотные активы.
2. Оборотные активы.
В первый раздел «Внеоборотные активы» входят такие статьи баланса, как: нематериальные активы, результаты исследований и разработок, основные средства, доходные вложения в материальные ценности и др.
Во второй раздел «Оборотные активы» входят следующие статьи: запасы, НДС, готовая продукция, дебиторская задолженность и др.
Статьи пассива распределены по трем разделам:
3. Капитал и резервы. Данный раздел характеризует собственный капитал фирмы: уставный капитал, целевое финансирование, резервный капитал.
4. Долгосрочные пассивы. Здесь отражаются разного рода заемные средства, срок погашения которых более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
5. Краткосрочные пассивы. Данный раздел включает статьи: заемные средства, задолженность учредителям по выплате доходов, доходы будущих периодов .
Баланс отражает состояние ресурсов на момент отчетного периода, и он раскрывает структуру активов и пассивов, является ключевым источником информации, нужной для выявления важнейших показателей, характеризующих финансовое положение фирмы. По получении данных бухгалтерского баланса могут быть приняты различные решения: например, недостатки в работе и финансовом состоянии могут подтолкнуть к проведению мероприятий по устранению этих недостатков, более строгому контролю использованию активов по их назначению .
Таким образом, бухгалтерский баланс-это не только одна из важнейших форм бухгалтерской отчетности, но и источник информации о финансовом положении организации в отчетном периоде. Данные, полученные на основе бух баланса, используются налоговой инспекцией, полицией, кредитными учреждениями, органами статистики.
Типовая форма баланса представлена не в виде двусторонней таблицы, содержащей в буквальном понимании левую и правую стороны, а в виде двух расположенных друг за другом частей: в первой части отражается актив баланса, а во второй - пассив баланса.
6
В актив баланса включены два раздела: - раздел I «Внеоборотные активы»; - раздел II «Оборотные активы».
2.2.Порядок составления отчётности
Согласно пункту 18 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», финансовое положение должно характеризоваться именно с помощью бухгалтерского баланса. Вместе с тем полезность информации, получаемой из данных бухгалтерского баланса, вызывает определенные сомнения. Представляют интерес мнения известных российских и зарубежных ученых первой половины прошлого века об информативности бухгалтерского баланса.
Для того чтобы обеспечить построение реально действующей, а не формальной системы нормативных актов, необходимо предусмотреть не только количество уровней регулирования и порядок утверждения нормативно-правовых актов, но также принципы образования их содержания и характер обязательности исполнения.
Бухгалтерский учет в РФ регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, в котором изложены основные определения, объекты бухгалтерского учета, особенности организации ведения бухгалтерского учета, требования, предъявляемые к главному бухгалтеру. Данный закон также устанавливает перечень первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, необходимых для ведения бухгалтерского учета в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Федеральный закон определяет состав, порядок предоставления и требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ создан с целью улучшения системы организации, регулирования бухгалтерского учета и повышения качества контроля бухгалтерской (финансовой) отчетности.
На основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов разрабатываются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета,
устанавливающие единые минимальные требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учета.
Федеральный закон о бухгалтерском учете является наиболее важным из числа документов, которые входят в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Данный документ в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым действовавшими в момент его принятия условиями деятельности предприятий, продиктованными существовавшей экономико-правовой средой.
С момента вступления в силу Закона о бухгалтерском учете, хозяйственные операции стали наиболее многогранны, ощутимо изменилось гражданское и налоговое законодательство.
Глава 3 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетным и фондами
3.1.Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам
7
Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов - федеральных налогов, региональных налогов и местных налогов и сборов.
Налоговая система любого государства представляет собой:
Взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
Систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;
Систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.
Одним из решений совершенствованию бухгалтерского учета по налогам и сборам - упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет. Но, так как эти налоговые рычаги являются основным источником поступлений в бюджет, отмена данных платежей неосуществима и возможно только при их замене иными источниками.
Важный вопрос - снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, это возможно при условии роста доходов населения. Большим недостатком бухгалтерского учета считается принцип двойного налогообложения при формировании цены. В основном налоги, исчисляемые от суммы реализации продукции, налоги накладываются на налог, что влечет увеличение издержек, себестоимости, то есть увеличение цен.
Большим минусом считается, когда устанавливают большие ставки налогов предприятиям, получающим дотации от государства. Посредством налоговых льгот государство может также стимулировать наиболее важные виды деятельности, как в экономическом, так и в социальном аспекте, инновационный бизнес, что послужит в дальнейшем снижению цен.
Необходимыми преобразованиями налогов на доходы и прибыль являются:
а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов, налогоплательщики должны разделяться на резидентов и нерезидентов с четким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;
б) расширение налоговой базы, в т. ч. за счет сокращения вычетов из облагаемого дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности;
в) сохранение единых унифицированных для всех видов деятельности и налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль.
При совершенствовании бухгалтерского учета по налогам и сборам необходимо развивать методику учета налога на добавленную стоимость. Многие отечественные и зарубежные экономисты предлагают повысить налог на землю и сделать его одним из основных в налоговой системе, мотивируя это тем, что земля является неэластичным с точки зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и при введении налога общий спрос на землю не изменится. В данном случае весь налог полностью оплачивается собственником фактора, характеризующегося неэластичным предложением. Налог на землю в условиях рыночной экономики не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию.
8
3.2.Организация расчетов с бюджетом по региональным и местным налогам
Налог на имущество организаций - важнейший налог в системе имущественного налогообложения в РФ. Это важнейший финансовый рычаг влияния на результаты хозяйственной деятельности организаций (платится за счет прибыли) и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Цель введения данного налога - создание заинтересованности у организации в эффективном использовании своего имущества, освобождении от ненужного имущества.
Налог устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ.
Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 13, 14, 15) соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
В НК РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов. Это должно воспрепятствовать процессу формирования разных налоговых схем в регионах, возникновению конфликтных ситуаций в межбюджетном соперничестве и способствовать сохранению единого экономического пространства РФ.
Уплата налога производится на основании налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Раздел 2 налоговой декларации: «Определение налоговой базы и исчисление налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства». В данном разделе налоговой декларации приводятся данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый период и расчет суммы налога.
Налог на имущество включается в состав прочих расходов организации. Источник уплаты налога - прибыль, полученная организацией, т. е. при расчете налога на прибыль данный налог включается в состав прочих расходов. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на имущество организаций:
3.3.Организация расчетов по Фонду социального страхования РФ
Прежде всего данный учет ведется бухгалтером на предприятии для формирования и составления отчетов. А именно:
Ежемесячная отчётность СЗВ-М, не позднее 10 числа следующего месяца, которая включает в себя сведения обо всех сотрудниках, которые работают по трудовому договору.
Вместо РСВ-1 и 4-ФСС сдается единый расчет по всем взносам, форму и порядок его заполнения утверждает ФНС РФ. Один раз в квартал — не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляется в ИФНС (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения предприятия и по месту нахождения обособленных подразделений фирмы.
К тому же, если среднесписочная численность сотрудников компании (предпринимателя) не превышает 25 человек, то может быть сдан как в бумажной, так и в электронной форме. Если численность работников превышает этот показатель, то форму сдают только в электронном виде.
9
В бухгалтерском учете для обобщения информации по суммам начисленных и выплаченных взносов используется синтетический счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который может быть использован для отражения следующих операций:
начисление суммы взносов (в т.ч. штрафы, пени);
выплаты суммы взносов (штрафов, пеней);
отражение расходов на взносы во внебюджетные фонды. Также на данном счете осуществляются зачисления, поступающие из ФСС.
К данному счету Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрены следующие субсчета:
69-1«Расчеты по социальному страхованию» ведутся расчеты по взносам Фонда социального страхования РФ;
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» - отражает начисляемые взносы в Пенсионный фонд РФ;
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» - информирует о расчетах по взносам, начисляемым в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
3.4.Организация расчетов по Пенсионному фонду РФ
Отчисления в ПФР РФ влияют на будущую пенсию работника, медицинские взносы финансируют обязательные программы ОМС, а взносы в ФСС РФ дают возможность работнику по трудовому договору претендовать на оплату периода болезни или отпуска в связи с беременностью и родами или по уходу за ребёнком. Ставки, по которым перечисляются взносы в фонды, для большинства работодателей приняты на следующем уровне: взносы в ПФР РФ - 22%, взносы в ФФОМС - 5,1%, взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%. Процентные ставки были установлены Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ.
С 01.01.2017 года данный закон утратил свою силу. Теперь все процессы, связанные с взысканием данного вида платежей, регулируются главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса РФ. Был издан соответствующий указ, согласно которому все виды страхования по новой системе осуществляются через Федеральную налоговую службу (ФНС), а не уплачиваются в фонды, как было раньше. Тарифы по взносам остались на прежнем уровне.
3.5.Организация расчетов по Фонду обязательного медицинского страхования
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования расходов населения по медицинскому обслуживанию.
Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования.
Основные цели фонда обязательного медицинского страхования:
10
финансирование целевых программ в рамках ФОМС;
осуществление контроля за рациональным использованием ФОМС.
Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из:
страховых взносов предприятий;
ассигнований из госбюджета;
добровольных взносов;
доходов от использования временно свободных денежных средств фонда обязательного медицинского страхования.
Федеральный и территориальные (в субъектах Федерации) фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.).
Заключение
После вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ (05.08.2000г.) появилось требование, в соответствии с которым каждое предприятие должно утверждать учётную политику в целях налогообложения, и устанавливать, как будет определяться выручка для целей исчисления НДС («по отгрузке» или «по оплате»).
Понятие «налоговый учёт» впервые вводится 1 января 2002г. в главе 25 главе Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». Так как порядок признания доходов и расходов, учёт отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения сильно отличается от порядка, применяемого для целей бухгалтерского учёта, при создании учётной политики бухгалтерам приходится определять методы как налогового, так и бухгалтерского учёта.