Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Кризисные явления, начавшиеся в 2014 году, показали степень
зависимости российской экономики от конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Несмотря
на положительную динамику развития обрабатывающей промышленности, и сельского хозяйства,
Россия оказалась достаточно чувствительной к сырьевым рыкам. В основу формирования проекта
федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов положен базовый
вариант сценария, предполагающий сдержанный спрос на сырьевые товары на фоне замедления
темпов роста мировой экономики.
Предусматриваются последовательное проведение макроэкономической политики в рамках
бюджетного правила, продолжение реализации мер денежно–кредитной политики по поддержке
ценовой стабильности и закреплению темпов роста потребительских цен на уровне, не
превышающем 4 процентов, увеличение с 18 до 20 процентов ставки налога на добавленную
2
стоимость с 1 января 2019 года, поэтапное повышение пенсионного возраста, сохранение
политики индексации регулируемых тарифов в пределах прогнозируемой инфляции. Увеличение
инвестиций в основной капитал, расширение производственного потенциала экономики, а также
рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых
отраслей не ниже 5 процентов в год к 2024 году станут основными факторами для экономического
роста.
Глава 1. Теоретические аспекты синтеза эконометрических и экспертных методов в
прогнозировании и планировании
1.1. Синтез в методологии
Задача синтеза заключается в определении такой структуры, которая оптимизирует критерий
качества функционирования системы при заданных ресурсах. При этом различают формальную и
материальную структуры. Под формальной структурой понимают организацию структуры системы
из отдельных элементов, а под материальной – реальное наполнение формальной структуры.
Одной формальной структуре может соответствовать множество материальных структур.
Учитывая мировой опыт в процессе замещения технологических укладов отстающие страны
получают значительное преимущество и могут догнать развитые страны: не будучи обременены
чрезмерным перенакоплением капитала. При формировании воспроизводственного контура
нового условия они могут ориентироваться на уже накопленный инвестиционно–технологический
опыт развитых стран, оптимизируя состав создаваемых технологических цепочек.
Следует также рационально использовать мировой опыт создания эффективной системы
долгосрочного прогнозирования. Традиционно в мире выделяют две основные модели
прогнозирования:
Англосаксонская модель основана на бюджетном планировании, а все остальные прогнозы и
планы выполняют в большей мере вспомогательную роль. К числу наиболее ярких
представителей подобной модели относят США, Великобританию, Канаду.
Индийская модель предполагает наличие строго организованной системы государственных
органов планирования и прогнозирования. Приоритетом их деятельности является разработка
планов (прогнозов) развития страны, отдельных регионов и отраслей на различные сроки. Страны,
использующие подобную модель: Индия, Япония, Южная Корея, Китай, Латиноамериканский
страны.
Форсайт, который уже достаточно успешно апробирован в ряде зарубежных стран и представляет
собой методику долгосрочного прогнозирования научно–технологического и социального
развития, основанную на опросе экспертов.
1.2. Методология планирования и прогнозирования
В науке существует несколько подходов к пониманию социального прогнозирования. Прогноз
рассматривается как количественное предсказание, как вероятность наступления определенных
событий в жизни общества, как целостная система восприятия людьми будущего, также
существует комплексное понимание термина «прогноз», включающее и планирование, и
программирование социальной реальности.
3
По мнению Р. Ленькова, особенностями социального прогнозирования выступают допущение
большой степени вероятности при формулировании цели прогноза, многозначность развития
объекта прогнозирования, отсутствие директивности. Кроме того, оно основано на специфических
методах – опросах и моделировании.
Центральной областью современного планирования и прогнозирования является нечисловая
статистика, а нечеткие множества – частный случай нечисловых данных. Они весьма
перспективны с прикладной точки зрения. И с теоретической тоже – хотя уже более 40 лет назад
установлено, что теория нечетких множеств в определенном смысле сводится к теории случайных
множеств, дальнейшая проработка этой связи между двумя теориями сулит не только
теоретические продвижения, но и создание новых эффективных методов разработки принятия
управленческих решений. Неопределённости реальных явлений и процессов можно описывать с
помощью вероятностно–статистических, нечетких и интервальных моделей. Процессы разработки
и принятия решений реализуются в реальных ситуациях с достаточно высоким уровнем
неопределенности.
Глава 2. Применение синтеза эконометрических и экспертных методов в социально–
экономическом развитии
2.1. Методология социально–экономического развития
Прогнозы социально–экономического развития включают количественные показатели и
качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной
структуры, научно–технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики
производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы
социально–экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом
вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других
факторов.
Долгосрочный прогноз выражает общую стратегию развития государства. Разработка каждого
последующего прогноза, рассчитанного на меньший срок, должна опираться на прогноз более
длительного действия. В этом состоит преемственность и взаимосвязь прогнозов социально–
экономического развития. При разработке каждого из указанных прогнозов рассматриваются те
устойчивые циклы и процессы в развитии народного хозяйства, продолжительность которых
укладывается в соответствующий временной горизонт.
В рамках долгосрочного прогнозирования рассматриваются: сроки создания территориально–
производственных комплексов и освоение природных богатств обширных территориальных зон;
периоды окупаемости капитальных вложений; время службы основного капитала; дистанция от
обоснования фундаментальных научных принципов до их воплощения в производстве; ряд
демографических временных категорий.
Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные источники: краткосрочные – на
имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные – на накопленный
инвестиционный потенциал; долгосрочные – на определенные направления научно–технического
прогресса.
Стратегия социально–экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые
шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз
социально–экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период,
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
4
государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере анализа и
прогнозирования социально–экономического развития, совместно с другими участниками
стратегического планирования.
2.2. Алгоритм применения эконометрических и экспертных методов в прогнозировании и
планировании
Концепция социально–экономического развития РФ – это национальная социально –
политическая государственная концепция, разработанная представителями Государственного
совета Российской Федерации с целью проведения комплекса мероприятий по улучшению уровня
жизни граждан страны, укреплению системы обороны, развития и унификации экономических
методов производства. Другое сокращенное название концепции – «стратегия 2020», что
объясняется предположительными сроками её реализации.
Построим классификацию текущего значения g показателя состояния как критерий разбиения
этого множества на нечеткие подмножества (таблица 2):
Проведем экспертную сессию для определения классификации текущих значений x показателей Х
как критерий разбиения полного множества их значений на нечеткие подмножества вида В.
Эксперты высказывают свои мнения предлагают интервалы, которые они бы определили
каждому уровню. Затем, как было описано, выше выбирая максимум и минимум всех интервалов
рассчитывается обобщенный интервал.
Приведем пример такой классификации сразу с 6 показателями. При этом в клетках таблицы стоят
трапециевидные числа, характеризующие соответствующие функции принадлежности. Например,
при классификации уровня параметра Х1 эксперты, затрудняясь в разграничении уровня на
«плохое» и «среднее», определили диапазоном своей неуверенности интервал (0.25, 0.3).
Произведем экспертную сессию для оценки текущего уровня показателей, характер проведения и
виды опроса не регламентируются, т.е. предоставляется на усмотрение рабочей группы в
зависимости от специфики задачи или имеющихся ресурсов.
Глава 3. Методология планирования и прогнозирования социально–экономического развития
Курской области
3.1. Планирование социально–экономического развития Курской области
Реализация Стратегии социально–экономического развития Курской области планируется в три
этапа:
Первый этап – разработка законодательных и нормативных правовых актов, подготовка проектов
и программ развития (2007–2010 годы); инфраструктурная подготовка будущих направлений
социально–экономического развития региона; поддержка конкурентоспособности предприятий
обрабатывающих отраслей.
Второй этап – запуск проектов, обеспечивающих позитивный сценарий развития области (2010–
2015 годы). Предполагает активные действия в инвестиционной деятельности; техническую и
технологическую модернизацию; диверсификацию экологических производств.
Третий этап (2015–2020 годы) – завершение основных проектов, обеспечивающих реализацию
Стратегии, и способных изменить структуру экономики региона.
5
Прогноз социально–экономического развития города Курска на 2017–2022 годы одобрен
постановлением Администрации города Курска от 31.10.2016 №3482. Прогноз внесен в
федеральный реестр документов стратегического планирования в ГАС «Управление» 09.11.2016
года, регистрационный номер – 32228011034637011694006.
Из–за своей простоты популярны линейные рейтинги (x1, x2, …, xm) = a1x1 + a2x2 + … + amxmв
виде линейной функции от единичных показателей (факторов)x1, x2, …, xm.
Коэффициенты a1, a2, …, am называют коэффициентами важности (весомости, значимости). Их
определяют либо экспертным путём, либо оценивают по статистическим данным, используя
обучающие выборки. Например, строят рейтинг (интегральный показатель, оценку) финансового
положения предприятия в виде линейной функции от некоторого количества переменных
(показателей, факторов). Эта функция строится с помощью линейного дискриминантного анализа
Фишера и используется для принятия решения о финансовом положении предприятия.
3.2. Перспективы применения синтеза эконометрических и экспертных методов в социально–
экономическом развитии
Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных
действий по отношению к территориям и ее составляющим. Одним из стратегических
приоритетов социально–экономического развития регионов Российской Федерации является
эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое
место в его структуре приходится на местное самоуправление.
В российской Федерации существуют три уровня территориального управления: федеральный –
РФ; региональный – субъекты РФ; муниципальный – муниципальные образования РФ. В этих
условиях стратегическое планирование становится не только основой для других видов
планирования, которые являются важным элементом территориального развития, но и
фокусируется на комплексном рассмотрении определенных социально–экономических проблем.
Подход России к текущему стратегическому планированию муниципальных образований на
основе долгосрочных планов пространственного планирования основывается на имеющихся
традициях с современными технологиями, на основе принципов и методов стратегического
управления.
Приоритетами экономической политики государства являются импортозамещение и повышение
качества жизни населения
В современных условиях развития экономики социальная защита населения посредством
механизмов социального обеспечения становится приоритетом социальной политики
государства. Основой механизмов социального обеспечения в России является система
обязательного социального страхования, подсистемой которой является система
государственного социального страхования.
Механизмы государственного социального страхования реализуются посредством внебюджетных
фондов, средства которых формируются за счет обязательных отчислений и расходуются для
материального обеспечения наступившего страхового случая.
Заключение
Задачи прогнозирования, решаемые с помощью методов экспертных оценок, включают два
формально не связанных между собой элемента: определение возможных вариантов развития
6
объекта прогнозирования и их оценку. Анализ экспертных методов показывает целесообразность
применения «мозговых атак» для определения возможных вариантов развития. Их
использование позволяет получить продуктивные результаты за короткий период времени и
вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.
Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной
связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой
проблемной ситуации. Наличие обратной связи позволяет концентрировать внимание участников
только на вариантах, полезных по тем или иным критериям для решения проблемной ситуации.
Однако, искусственно вводя ограничения, мы лишаемся возможности увидеть все многообразие
подходов, и тем самым появляется вероятность пропустить оригинальные мысли, имеющие
потенциальную, но не осознаваемую в настоящий момент ценность.
Математические модели организационных и экономических явлений и процессов кратко
называют организационно–экономическими моделями. Они предназначены для получения
наиболее эффективных управленческих решений с помощью методов оптимизации. Оптимальные
методы в экономике и управлении рассмотрим на примере управления запасами. Основное
внимание уделим классической модели Вильсона, позволяющей наглядно и достаточно просто с
математической точки зрения продемонстрировать методологию и основные этапы
организационно–экономического моделирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 28.06.2014 №172–ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №26 (часть II). – Ст. 3378.
2. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473–ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О территориях
опережающего социально–экономического развития в Российской Федерации»// «Российская
газета», N 299, 31.12.2014
3. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 N 614 (ред. от 26.04.2017) «Об
особенностях создания территорий, опережающего социально–экономического развития на
территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации
(моногородов)»// «Собрание законодательства РФ», 06.07.2015, N 27, ст. 4063
4. «Прогноз долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на
период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) // Справочно–правовая системы
«КонсультантПлюс».Газарян Н.Г. Современные проблемы социальных внебюджетных фондов в
Российской Федерации / Н.Г.Газарян [Текст] : Новая наука: современное состояние и пути
развития. – 2016. –№4–1. – С. 74–76.
5. Абрамс, Р. Бизнес–план на 100% : Стратегия и тактика эффективного бизнеса [Текст] : Ронда
Абрамс ; Пер. с англ. – 2–е изд. – Москва, Альпина Паблишер, 2016. – 486 с.
6. Войтов, И. В. Мировые тенденции анализа и оценок состояния и развития
технологического прогнозирования и достижений промышленных производств [Текст] : И.В.
Войтов, М.А. Гатих, А.Л. Топольцев, В.И. Хитько; под ред. И.В. Войтова. – Минск: БГУ, 2013. – 478 с.
7. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель / П.
К. Гончаров [Текст] : Социально–гуманитарные знания. – 2013. – № 2. – С. 18–36.
8. Жуков М.С. Об алгоритмах расчета медианы Кемени [Текст] : Заводская лаборатория.
Диагностика материалов. 2017. – Т. 83. – № 7. – С. 72–78.
7
9. Крамкова Т.В. Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и
тенденции развития законодательства [Текст] : Имущественные отношения в Российской
Федерации. 2013. N 4. С. 40 – 51.
10. Карминский А.М. Кредитные рейтинги и их моделирование. [Текст] : М. : Изд. дом Высшей
школы экономики, 2015. – 304 с.
11. Киселев Н.И. Экспертно–статистический метод определения функции предпочтения по
результатам парных сравнений объектов [Текст] : Алгоритмическое и программное обеспечение
прикладного статистического анализа. – М. : Наука, 1980. – С. 111–123.
12. Кеннет, Ли; Антилл, Ник Оценка компаний: Анализ и прогнозирование с использованием
отчетности по МСФО. [Текст] : Москва, Альпина Паблишер, 2017. – 440 с.
13. Лабунец М.В. Основные проблемы формирования доходов внебюджетных фондов РФ /
М.В. Лабунец, И.В.Сибиряткина [Текст] : Международный студенческий научный вестник. – 2015. –
№4–2. – С. 299–300.
14. Лагутина Е.А Проблемы формирования доходов внебюджетных фондов Российской
Федерации / Е.А. Лагутина, Н.Л. Кремповая [Текст] : Образование и наука в современных условиях.
– 2016. – №2–2(7). – С. 190–192.
15. Лойко В.И., Луценко Е.В., Орлов А.И. Современные подходы в наукометрии : монография /
под науч. ред. проф. С.Г. Фалько. – Краснодар : КубГАУ, 2017. – 532 с.1.
16. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения в России. [Текст] : – М.,
2015. – 405с.
17. Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года / [В. Г.
Гусаков (руководитель авторского коллектива) и др.]; под редакцией В. Г. Гусакова; [Текст] :
Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики, Центр системного анализа и
стратегических исследований, 2015 . – 243 с.
18. Нарышева Н.Г. Юридическое значение документов территориального планирования
[Текст] : Экологическое право. 2017. N 5. С. 7 – 12.
19. Пешин Н.Л. Проблемы и перспективы экономического и социального развития местного
самоуправления [Текст] : Конституционное и муниципальное право. 2017. N 12. С. 58 – 62.
20. Подиновский В.В. Анализ решений при множественных оценках коэффициентов важности
критериев и вероятностей значений неопределенных факторов в целевой функции [Текст] :
Автоматика и телемеханика. – 2004. – № 5. – С. 141–159.
21. Руденко Д. В. Содержание конкурентоспособности региона [Текст] : Научные ведомости. –
2014. – №8 (156). – С. 194–199.
22. Ревякин А.П. Документы территориального планирования как гарантия прав
собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при
резервировании и изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
[Текст] : Правовые вопросы недвижимости. 2013. N 1. С. 7 – 9.
23. Тупченко Ю. М. Стратегические факторы роста конкурентоспособности региональной
экономики. [Текст] : Ростов–на–Дону: МаРТ, 2015. – 371 с.
8
24. Шахнов И.Ф. Некоторые модели квалиметрического анализа многофакторных объектов с
бинарными факторами [Текст] : Заводская лаборатория. Диагностика материалов. – 2005. – Т. 71. –
№ 5. – С. 59–65.