Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью преддипломной практики является приобретение умений и навыков деятельности в
области экономики и их использование при решении проблемы, заявленной в качестве
темы выпускной квалификационной работы.
Анализируемый объект преддипломной практики - ПАО «Сбербанк России».
В соответствии с данной целью преддипломная практика решает следующие задачи:
- освоение всех вопросов, предусмотренных программой производственной
(преддипломной) практики;
- подготовка письменного отчета о результатах прохождения преддипломной практики.
1 Организационная структура организации на примере ПАО «Сбербанк России»
В начале осуществления своей деятельности ПАО «Сбербанк России» сформировал
организационную структуру, но каждый раз она постоянно совершенствовалась и вносила
некоторые изменения. Из-за этих изменений произошло четкое разграничение
ответственности по конкретным направлениями, и выстроилась вертикаль управления по
всей структуре банка [5].
В рамках развития международного блока в ПАО «Сбербанк России» создан отдел по
работе с иностранными инвесторами, в задачи которого входит работа с потенциальными
инвесторами и акционерами с целью увеличения оптимизации и капитализации стоимости
капитала, диверсификации и расширения акционерной базы.
Комитет по аудиту производит оценку кандидатов в аудиторы, принимает эффективные
решения и обоснованные по вопросам контроля над финансово-хозяйственной
деятельностью ПАО «Сбербанк России» [7]. Комитет по кадрам и вознаграждениям
способствует привлечению к управлению высококвалифицированных специалистов и
созданию необходимых стимулов для их успешной работы.
Комитет по стратегическому планированию способствует увеличению эффективности
деятельности ПАО «Сбербанк России» в долгосрочной перспективе. Блок
Корпоративного управления ПАО «Сбербанк России» (Управление) является
структурным подразделением центрального аппарата [9].
3
Задачами Управления являются:
эффективное осуществление основных видов деятельности Управления;
обеспечение повышения доходов и уменьшения расходов банка (его структурных
подразделений), по основным видам деятельности Управления;
развитие направлений деятельности банка, которые входят в компетенцию
Управления.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие
функции:
производит расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, в том числе
бюджетов;
привлекает на договорных условиях денежные средства юридических лиц в
иностранной валюте и рублях; 2 Определение места ПАО «Сбербанк» в финансовой
системе
Проблемы развития сберегательного дела и Сберегательного банка России, как лидера на
рынке депозитных услуг населению, традиционно привлекают к себе повышенное
внимание общественности, активно обсуждаются в научных изданиях и СМИ.
Успехи Сбербанка и его заметное место в финансовой системе у одних вызывают чувство
удовлетворения, у других — обвинения в монополизме и неконкурентных методах работы
на рынке банковских услуг. Сбербанку посвящены сотни научных публикаций и газетных
статей, их авторы делают взаимоисключающие выводы о его работе. Даются
неоднозначные прогнозы о будущем банка: от сохранения и укрепления его лидерства в
банковской системе до возврата к статусу «сберкасс» с ограниченными функциями, от
сохранения государственной гарантии на вклады до выхода государства из капитала
Сбербанка и передачи пакета акций в частные руки.
Сбербанк России является общероссийским достоянием, т.к. его деятельность напрямую
затрагивает жизненные интересы большинства населения России, а также государства,
кредитных учреждений, предприятий и организаций, других субъектов экономических,
политических и социальных отношений. К этому следует добавить, что Сбербанк
обладает определенной спецификой по сравнению с прочими кредитными учреждениями.
Исторически сложилась специализация Сбербанка в сфере формирования и развития
сберегательного дела, что определяет потребность в изучении текущего состояния и
перспектив развития Сбербанка как сберегательного института.
Отличительной чертой Сбербанка является его двойственная природа, выражающаяся в
одновременном выполнении функций хозяйствующего субъекта, работающего на
коммерческих принципах, и государственного финансово-кредитного института. Исходя
из этого, в работе рассмотрены вопросы определения стратегических целей и приоритетов
деятельности Сбербанка, целесообразности сохранения государственного контроля над
банком. Отдельное внимание уделено вопросу о необходимости разработки специальной
законодательной базы его деятельности.
Очевидно, что судьба сберегательного дела в целом и Сбербанка, в частности, напрямую
зависит от государственной стратегии экономического и политического развития,
которую выберет Россия. В этой связи значительный интерес представляет осмысление
исторического опыта развития системы сберегательных учреждений в России.
3 Изучение организации финансово-хозяйственной деятельности объекта практики (ПАО
«Сбербанка России»)
Только незначительная часть ПАО «Сбербанк России» сегодня напоминает
сберегательные кассы, чьи функции он проводил на протяжении долгого периода своей
истории [2]. На данный момент банк мало чем похож даже на самого себя десять лет
назад.
4
Главная особенность ПАО «Сбербанк России» - это способность к переменам и движению
вперед. Он удостоен титула крупнейшего и старейшего банка России, что дает ему
возможность добросовестно и открыто конкурировать на банковском рынке и держать
руку на пульсе технологических и финансовых перемен. ПАО «Сбербанк России» основан
в 1841 году и на данный момент это универсальный современный банк, который
удовлетворяет потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских
услуг [3]. Он является главным кредитором российской экономики и занимает большую
долю вкладов на рынке.
На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится
28,7 % совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2019 года). На его
долю приходится 46 % вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2 %
кредитов юридическим лицам.
Юридический адрес ПАО «Сбербанк России»: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19.
С 5 октября 2009 г. Президентом, Председателем Правления ПАО «Сбербанк России»
является Герман Оскарович Греф.
ПАО «Сбербанк России» имеет 12 территориальных банков и более 14 тысяч отделений
по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11
часовых поясов, более 110 миллионов клиентов (что составляет больше половины
населения страны), также услугами банку пользуется 11 миллионов человек за рубежом.
4 Исследование основ организации финансового управления
Финансовая работа в Сбербанке организовывается в двух ракурсах: выполнение чисто
бухгалтерских, учетно-операционных и инвестиционных видов операций. Естественно,
что основной целью деятельности банков в условиях рыночных отношений является
максимизация прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Решение этой
задачи зависит от выбора вариантов финансового планирования в банке и направлений
инвестиционной политики: максимизации стоимости имущества оптимизации
соотношения размеров накопленного долга в форме займов, облигаций и т. п. и
собственных средств. Все это в значительной степени определяется финансовой службой
банка.
Финансовая служба несет ответственность за правильный анализ экономической
конъюнктуры банка, состояние финансовых рынков, более приемлемых вариантов
мобилизации и вложения средств. Руководитель финансовой службы банка должен быть
не просто организатором, а финансовым директором, владеющим обширными знаниями в
области экономического анализа, финансового менеджмента и маркетинга,
предпринимательства и коммерции, а также законодательства.
В мировой практике принятые схемы управления финансовой службой включают
финансового директора, с подчинением ему главного бухгалтера и казначея
(управляющего финансовым портфелем).
5 Оценка финансового состояния организации. (анализ основных показателей)
Теперь перейдём к изучению бухгалтерско-финансовой отчётности, где отражен состав
активов и пассивов ПАО «Сбербанк России» в период за 2017-2018 год (таблица 1) [11].
Главным фактором роста активов ПАО «Сбербанк России» в 2018 году являлось
оформление кредитов физическим и юридическим лицам. Также росту поспособствовали
чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, которые имеются в
наличии для продажи. На рисунке 3 схематически изображено изменение обязательств и
активов в ПАО «Сбербанк России».
5
Средства юридических лиц увеличились на 15,49 % вследствие роста доходов и объемов
кредитов. Вклады физических лиц – на 9,63 %, их рост произошел из-за наращивания
объемов розничного кредитования, главным образом ипотечного (рисунок 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе преддипломной практики было исследовано предприятие ПАО «Сбербанк» с
целью изучения его в соответствии с вопросами и темой дипломного проекта, выявления
проблем его функционирования и установления направления и возможных мероприятий
по повышению эффективности развития предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:
учебное пособие / М.С. Абрютина. –М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. – 256с.
2. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом / И.
Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 154с.
3. Зайцев, Н.Л. Экономика предприятия: учебное пособие / Н.Л. Зайцев. – М.:
ИНФРА-М, 2011. – 284с.
4. Ильенкова, Н. Д. Факторный индексный анализ показателей фирмы / Н.Д.
Ильенкова // Финансы. – 2010. – №7. –С. 56.
5. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учебное
пособие / В. Ю. Огвоздин. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис»,
2009. – 160с.
6. Хеддевик, К. В. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий / К.
В. Хеддевик. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 235 с.
7. Бoбылевa, М.П. Cиcтемaэлектpoннoгoдoкyментooбopoтa в бaнке: ypoвни и
кpитеpиизpелocти /М.П. Бoбылевa // Деньги и кpедит.– 2012. – №5. –С. 45.
8. Лазаренко, А. А. Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации /
А. А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 479.
9. Маркова, О.М.Развитие конкуренции на рынке банковских розничных услуг / О.М.
Маркова// Экономика и Право. –2015. –№ 9. –С.56.
10. Официальный сайт ОАО «Сбербанк России» [Москва, 2019]
URL:https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/info/img-129163755-0001.pdf
(дата обращения: 07.15.2019).
11. Бондарь А. П., Ковбасюк Е. А. Методы управления привлечёнными ресурсами как
элемент депозитной политики / Бондарь А. П., Ковбасюк Е. А. // Научный вестник:
Финансы, банки, инвестиции. - 2014. - № 2. - С. 89 - 92.
12. Тетерина В. С. Теоретические аспекты формирования депозитной политики банка /
В. С. Тетерина // Вестник науки и творчества. - 2016. - №5. - С. 445-449.