Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Раздел 1. Основные направления деятельности педагога-психолога в образовательной организации 10
1.1 Характеристика базы практики 10
1.2 Рабочая документация педагога-психолога школы 10
1.2.1 План работы педагога- психолога 12
1.2.2 Этапы формирования плана работы педагога -психолога в школе 15
1.2.3 Перспективный план работы педагога- психолога 15
1.2.4. Психолого-педагогическое сопровождение детей по ФГОС: понятие, цели и задачи 26
Раздел 2. Выполнение индивидуального задания 30
2.1 Анализ психолого-педагогической программы, реализуемой на базе практики 30
2.2. Программа, направленная на преодоление тревожности родителей 36
2.3 Самоанализ прохождения учебной практики( рефлексия) 55
Список использованной литературы 57
Фрагмент для ознакомления
2
Для детей и подростков проведено:
• 4 развивающих занятия:
на развитие коммуникативных навыков;
на развитие познавательных способностей.
• 6 тренинговых занятия:
Занятие-практикум на обучение играм на развитие уверенности в свои силы.
Занятие-практикум на обучение играм на развитие эмоциональной сферы.
После занятий обучающиеся стали более активными, общительными, научились осознавать и выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние окружающих людей, повысили уровень информированности обучающихся о творческих способностях и возможностях, о способах развития креативности.
Также в рамках данного направления продолжалась индивидуальная работа с подростками асоциального поведения. Необходимо отметить, что каждый год увеличивается количество запросов от педагогов дополнительного образования и родителей, что может свидетельствовать о востребованности психолого-педагогической службы.
Психологическое консультирование и просвещение
В течение года консультативная деятельность проводилась по запросам участников образовательного процесса:
• дети – 13 консультаций /48 обратившихся человек;
• педагоги – 9/64;
• родители – 11/86.
Тематика консультаций разнообразна:
«Решим вопросы семьи вместе».
«Как помочь детям, испытывающим трудности в обучении и общении».
«Особые дети – особый подход. Проблемы сопровождения «одаренных детей».
«Проблемы адаптации. Причины, решения».
«Как предотвратить беду», «Что делать, когда беда пришла в семью?» (по профилактике наркозависимости).
«Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости»
Также проводились групповые и индивидуальные консультации по запросам и результатам диагностик. В течение года психологом разработаны:
• для детей:
коррекционно-развивающие упражнения на развитие коммуникативных навыков;
коррекционно-развивающие упражнения на развитие познавательных способностей;
игры на развитие эмоциональной сферы;
тренинговое занятие для одаренных детей «Креативная задачка»;
методическая разработка дополнительной общеобразовательной программы «Данко» (2 год обучения).
• для родителей:
лекции «Как помочь детям, испытывающим трудности в обучении и общении»; «Проблемы адаптации. Причины, решения»; «Как предотвратить беду», «Что делать, когда беда пришла в семью?»;
памятки для родителей: «Советы родителям одаренных детей», «Детский телефон доверия».
• для педагогов:
лекция «Особые дети – особый подход. Проблемы сопровождения «одаренных детей»;
развивающее занятие – практикум «Методы креатива».
буклет для педагогов: «Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми».
Успешно реализовывались проекты «Путь к успеху» по педагогическому сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности и «Шаг на встречу» по педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ результатов реализации проектов показал, что работу с данными категориями детей необходимо выводить на новый уровень.
2.2. Программа, направленная на преодоление тревожности родителей
Вариант структурированного интервью с родителями
Жалобы
- Что конкретно беспокоит маму (других членов семьи) в поведении ребенка, эмоциональном состоянии, общении с другими детьми или взрослыми?
- Когда беспокоящие моменты возникли впервые?
- Когда это стало заметным?
- Когда это стало мешать?
-Когда Вы (мама) это видите, когда Вы с этим сталкиваетесь, что с Вами происходит? Что Вы испытываете? Что физически с Вами происходит?
-Как вы поступаете в эти моменты?
-Что Вам удается сделать?
- Кто или что Вам помогает в эти моменты себя сохранять или поддерживать?
- Как Вы понимаете, определяете, что очередной трудный момент близок?
- Бывает ли что должно начаться, но не началось?
- Как чаще всего заканчиваются такие трудные моменты?
- Что бывает потом?
- Когда Вы «выдыхаете»?
- Становится ли лучше или хуже с течением времени?
- Каким взрослым себя чувствует в связи с этой проблемой?
- Какую жизненную задачу ставит перед Вами эта проблема в масштабе всей жизни?
Природа проблемы
- Что Вы думаете о причинах тех особенностей ребенка, которые Вас беспокоят?
- Когда и при каких обстоятельствах Вы поняли, что это так?
- Если Вы нашли эту точку, вернитесь в этот момент и вспомните, что изменилось внутри Вас?
- Что Вам дало это понимание?
Предлагаемые вопросы для проведения беседы с родителями носят примерный характер и могут быть видоизменены в зависимости от контекста беседы, особенностей ребенка или родителей, стадии проживания семьей ситуации и множества других факторов. Данный опросник поможет специалисту структурировать беседу с родителями, диагностировать их эмоциональное состояние и возможно определить некоторые векторы коррекционной помощи данной конкретной семье.
Приведем пример консультации родителей
Цель беседы: психологическое консультирование родителя по сложившейся проблеме детско-родительских отношений.
Заранее с помощью телефонного звонка с клиентом было оговорено время встречи.
Консультативная беседа прошла на в кабинете психолога образовательного учреждения. Произошёл акт приветствия. Татьяна Геннадьевна в тот момент находилась в напряженном состоянии.
Мама была напряжена. Необходимо было создать максимально благоприятную встречу, что способствовало раскрепощению, спокойствию клиента.
Трудностей на данном этапе не было
2.Настроечный этап.
Настраивание на совместную работу клиента с психологом-консультантом отсутствовало.
Психолог-консультант снял психологический барьер в общения с клиентом при помощи разговора на отвлеченные темы.
Так же внимание было уделено и девочке. Спрашивалось – Как настроение? Что нового было за эти дни?
Мама рассказала, что девочка по-прежнему категорически отказывается заниматься.
Отказывается ходить на уколы прописанные врачом неврологом. Не проявляет желания общаться со сверстниками. Не принимает во внимание мнение родителей. Все попытки матери выполнить совместно учебные задания игнорирует.
На данном этапе успешно осуществлено снятие психологического барьера в общении и поведении между клиентом и психологом, что
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка.-М.:АСТ-Пресс, 1999-432с.
2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2003. -464 с.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга практического психолога.-2е изд., дораб.-М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996.-352с.
4. Роль педагога-психолога в организации воспитательного пространства современной школы: Сборник методических материалов / сост. Е.В. Кодочигова / под ред. М.Я. Никитенко. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. – 80 с.
5. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / авт.-сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с. 2. Зажигина М.А. чего не надо делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2006. – 240 с. – (Родительская библиотека).
6. Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «Психология»: Дисс. … канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 2009. 244 с.