Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 5
2 НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 9
3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 16
5 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «МНОГО МЕБЕЛИ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Фрагмент для ознакомления
2
оказываемых услуг, с одновременным изъятием из действующего законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ, понятия «компенсационный фонд»;
— ввести систему госрегулирования и саморегулирования в области ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, установить законодательную ответственность за формирование недостоверной бухгалтерской и налоговой отчетности [7].
Таким образом, можно сделать выводы, что общее количество аудиторских организаций и аудиторов снизилось за период с 2014 года по 2019 год на 6027 или на 19%.
СРО АПР за весь период саморегулирования была и остается самой крупной организацией по общей численности своих членов и по численности аудиторов по сравнению с другими СРО. Основные показатели деятельности СРО, ежегодно публикуемые Минфином России, не содержат анализа причин изменения (уменьшения) количества аудиторов и аудиторских организаций.
Важнейшим качественным показателем членства аудиторских организаций в СРО является количество аудиторских организаций, имеющих в штате трёх и более аудиторов, работающих на постоянной основе по основному месту работы. Такие организации подтверждают свое реальное участие в аудиторской деятельности и представляют собой наиболее стабильную и профессиональную группу.
Основные показатели рынка аудиторских услуг и деятельности СРО, публикуемые Минфином России, не раскрывают реального положения дел в аудите и в саморегулировании профессии [4].
Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации разработана во исполнение Поручения Президента РФ №ПР-2629 от 19.12.2015 и одобрена Советом по аудиторской деятельности 24.06.2016, что позволит аудиторским организациям перейти на более качественный уровень оказания услуг.
4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО.
Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.
На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:
-Соединенные Штаты Америки;
-Канада;
-Япония.
Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.
Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:
-план счетов;
-бухгалтерские проводки;
-учетные регистры;
-документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
-другую «первичку».
Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.
Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.
Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.
Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:
-принцип начисления;
-принцип непрерывности деятельности;
-принцип уместности и др.
В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.
Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:
-банковские организации;
-страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
-ипотечные фирмы;
-коммерческие пенсионные фонды;
-инвестиционные компании;
-акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
-компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.
Кроме того, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:
-бухгалтеры;
-аудиторы;
-экономические консультанты;
-преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.
Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их деятельность не выходит на международный рынок:
-государственные компании;
-сводные отчеты муниципальных заведений;
-сводная отчетность бюджетных организаций.
Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:
1) Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
2) Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
3) Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
4) Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
5) Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Агибалов А.В. Международные финансы: учебное пособие / А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М. Алещенко – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 241 с.
2) Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Белендир – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: Дело и сервис, 2016. – 160 с.
3) Архипов, А. П. Финансовый менеджмент страховых организаций: учебник для вузов / А. П. Архипов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 356 с.
4) Афоничкин, А. И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Методология: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко; под ред. А. И. Афоничкина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.
5) Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
6) Берёзкин Ю.М. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.М. Берёзкин, Д.А. Алексеев. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 333 с.
7) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
8) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
9) Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 209 с.
10) Кириченко Т. В. Финансовый менеджмент: Учебник / Т. В. Кириченко. — М.:2013. — 484 с. 2013
11) Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 174 с.
12) Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. — М.: КНОРУС, 2016. — 480 с.
13) Литвиненко, М. И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми стандартами: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. И. Литвиненко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 168 с.
14) Мишле, Е. В. Региональные и местные налоги и сборы с организаций: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Мишле. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 148 с.
15) Овечкина, А. И. Корпоративные финансы. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / А. И. Овечкина, Н. П. Петрова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 227 с.
16) Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент: учебник / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 540 с.
17) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
18) Финансы: учебник / под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
19) Финансовый менеджмент: учебник / В.Ю. Барашьян, В.Д. Бджола, О.Г. Журавлева [и др.]; под ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. — М.: КНОРУС, 2015. — 520 с.
20) Финансовый менеджмент: учебник [Текст] / Латышева Л.А., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Фролко С.В., Глушко А.Я., Кулешова Л.В., Скребцова Т.В., Шамрина С.Ю., Собченко Н.В., Нестеренко А.В., Башкатова Т.Н, Урядова Т.Н., Капустина Е.И.; под общ. редакцией Л.А. Латышевой. – М.: МИРАКЛЬ, 2016. – 340 с.
21) Эйхлер Л.В. Финансовый менеджмент: актуальные вопросы