Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема выпускной квалификационной работы сформулирована следующим образом: "Разработка бизнес-плана создания
нового предприятия"
Направление научно-исследовательской работы: сбор теоретической информации и составление литературного обзора
по теме выпускной квалификационной работы.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
1. План научно-исследовательской работы
План научно исследовательской работы состоит из следующих разделов:
1. Постановка целей, задач научно-исследовательской работы, выбор предмета и объекта исследования
2. Обоснование актуальности и практической значимости темы исследования.
3. Проведение литературного обзора по теме исследования, в частности:
– рассмотрение малого предпринимательства и особенностей его создания и функционирования на современном этапе;
– рассмотрение понятия и сущности бизнес-планирования;
– исследование структуры и содержания бизнес-плана.
3
4. Выводы по результатам проведенного исследования.
2. Цели, задачи, предмет и объект исследования
Целью настоящей научно-исследовательской работы является литературный обзор по теме выпускной
квалификационной работы: «Разработка бизнес-плана создания нового предприятия».
3. Актуальность и практическая значимость темы выпускной квалификационной работы
Актуальность темы ВКР "Разработка бизнес-плана создания нового предприятия" обусловлена тем, что в настоящее
время несмотря на кризисные условия в экономике, наблюдается повышение деловой активности субъектов МСП. При
этом одним из основных этапов в создании и развитии предприятий является разработка бизнес-плана.
Необходимо отметить, что бизнес-планирование охватывает различные этапы жизненного цикла предприятия, а также
учитывает специфику деятельности. При этом бизнес-план является одним из самых необходимых инструментов,
используемых для обоснования инвестиционных решений и помогает собственникам предприятий привлечь внешнее
финансирование, а также при необходимости получить государственные субсидии и гранты.
4. Литературный обзор
4.1. Малое предпринимательство и особенности его создания и функционирования на современном этапе
4
Одна из особенностей малого бизнеса заключается в том, что данная категория предприятий находится в значительной
зависимости от воздействия негативных факторов. Для того чтобы малый бизнес в достаточной мере эффективно
функционировал и осуществлял свои функции (в том числе социальные и экономические), необходимо комплексное и
всестороннее регулирование и поддержка со стороны государства для обеспечения жизнеспособности малых
предприятий.
На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим деятельность малых предприятий, является
Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации».
Указанный нормативно-правовой акт регулирует отношения между государством в лице федеральных, региональных и
местных властей и субъектами МСП в плане их развития, включая инфраструктуру, а также различные формы и виды
поддержки таких субъектов.
Кроме того, в России действует значительное число нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы
функционирования субъектов МСП в различных сферах (закупки, торговля, статистические наблюдения, различные
виды и формы поддержки и т.д.).
В большинстве отраслей разрабатываются и действуют свои собственные целевые (ведомственные) программы,
направленные на развитие субъектов МСП, создаются специальные органы, которые координирует реализацию и
исполнение разработанных программ, а также разрабатывается и нормативно-правовая база, которая регулируюет
инфраструктуруподдержки предприятий МСП.
5
Значительную роль в данном правовом регулировании играют нормативные правовые акты субъектов РФ. Так,
например, Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Санкт-Петербурге» и т.д.
Механизм государственного регулирования создания и функционирования субъектов МСП азличных методах прямого и
косвенного воздействия.
К основным целям государственной политики в сфере разносторонней поддержки субъектов МСП относятся:
во-первых, создание благоприятных условий внешней и внутренней среды для формирования эффективной системы
предпринимательства;
во-вторых, создание благоприятных финансовых условий для развития субъектов МСП
в-третьих, развитие эффективной кредитной и инвестиционной поддержки развития субъектов МСП
в-четвертых, рост инновационной активности субъектов МСП в различных отраслях;
в-пятых, повышение конкурентоспособности субъектов МСП, и исходя из этого повышение уровня
конкурентоспособности страны за счет устойчивого развития субъектов МСП;
в-шестых, повышение уровня самозанятости населения;
в-седьмых, повышение вклада субъектов МСП в ВВП и ВРП, а также рост налоговых поступлений от деятельности
субъектов МСП в бюджеты различных уровней.
4.2. Понятие и сущность бизнес-планирования и бизнес-плана
6
В настоящее время в экономической литературе существует большое количество различных трактовок понятий "бизнеспланирование" и "бизнес-план". При этом понятие "бизнес-планирование" характеризует "процесс создания конечного
представления о бизнесе", в то время, как "бизнес-план" представляет собой готовый результат данного процесса.
Таким образом, в ходе настоящего исследования необходимо рассмотреть подходы к трактовке данных понятий в
зарубежной и отечественной литературе.
При этом, необходимо отметить, что в зарубежной литературе понятие "бизнес-план" имеет более прикладной характер,
чем в трудах отечественных экономистов.
Проследив историю становления и развития бизнес-планирования, можно отметить, что впервые концепции
долгосрочного планирования, а также методы развития крупных корпораций, рассматривались еще в трудах А. Файоля в
начале XX века.
Значительно позднее, уже в конце 60-х гг. П. Друкер в одной из своих статей рассмотрел концепцию долгосрочного
планирования корпораций с точки зрения предпринимательского подхода, определив его как "организованный процесс
принятия предпринимательских решений".
Данный подход П. Друкера в дальнейшем получил развитие в трудах американских ученых Хелфорда (1968), а также
Элиса и Вебстера (1976).
В 1980-х гг. появилось значительное количество работ, описывающих процесс разработки стратегических планов для
нового бизнеса, а также развития небольших компаний. Среди таких работ можно выделить труды таких американских
7
ученых, как Тиммонс (1980); Маккенн и Оритт (1981), Крамблей и Уиггинс (1983), Фрай и Стоунер (1985), Шуман, Шоу
и Сассмен (1985), Эймс (1989).
Кроме того, необходимо отметить, что в Соединенных Штатах Америки в середине 1980-х годов появились первые
конкурсы по разработке бизнес-планов. Так, например, в 1984 году одно из первых мероприятий такого роды было
организовано компанией MootCorp Вскоре данная практика стала очень популярной и такие конкурсы стали довольно
часто проводиться во всех крупнейших университетах США - Гарварде, Уортоне, Университете Карнеги-Меллона и
других.
Бизнес-планирование в России появилось только в начале 90-х годов и принципиально отличалось от устоявшихся за
период Советского союза технико-экономических обоснований.
4.3 Структура и содержание бизнес-плана
Существуют различные методики по разработке бизнес-планов, наиболее распространенной является зарубежная
методика UNIDO (разработка венской лаборатории).
Кроме того, Важную роль в методологии бизнес-планирования в российской практике сыграло Правительство РФ,
которое утвердило "Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов". В Приложении к данному
Положению содержится макет бизнес-плана для обоснования инвестиционных проектов.
Согласно методике UNIDO информационные связи между разделами бизнес-плана, выглядят следующим образом (см.
рисунок 9).
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной научно-исследовательской работы нами были сделаны следующие выводы:
Бизнес-планирование охватывает различные этапы жизненного цикла предприятия, а также учитывает специфику
деятельности. При этом бизнес-план является одним из самых необходимых инструментов, используемых для
обоснования инвестиционных решений и помогает собственникам предприятий привлечь внешнее финансирование, а
также при необходимости получить государственные субсидии и гранты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» (ред. от от 03.07.2016)
2. Абрамов М. Современные тенденции развития бизнес-планирования.// Банковский вестник. 2014. - с.112
3. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и
налогообложение// Вопросы экономики, 2014, - №4.
4. Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология, 2015, № 1.
5. Ахметов Р. Г., Шайкин В. В. Инновационная деятельность и финансирование инвестиций в пищевой
промышленности. - М.: МСХА, 2015. – 149 с.
6. Беляев А.А. Антикризисное управление: учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 311 с
9
7. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественной и зарубежный опыт. Современная практика и
документация. Под общей редакцией академика В. И. Попова. –М.: «Финансы и статистика», 2012. – 94 с.
8. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественной и зарубежный опыт. Современная практика и
документация. Под общей редакцией академика В. И. Попова. –М.: «Финансы и статистика», 2012. – с. 98
9. Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие / под ред. Иванниковой И.А. М.: Экспертное бюро
М, 2016. – с.251
10. Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие / под ред. Иванниковой И.А. М.: Экспертное бюро
М, 2016. – с.251
11. Бизнес-план инвестиционного проекта. Рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана.
Морозовской проект. Академия менеджмента и рынка. М., 2013. – 34 с.
12. Бизнес-планирование: учебник / под ред. В.М.Попова и С.И.Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2013. – с.
394
13. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций, Санкт-Петербург: Издательство СанктПетербургского университета, 2011. – 340 с.
14. Гальчак Н. А. Бизнес–план для пищевой промышленности (учебное пособие). – Омск, 2014. – 156 с.
15. Горяева И.А. Совершенствование системы поддержки и развития малого предпринимтательства Пермского края.
– Екатеринбург: Издательство института экономики УрО РАН.2014-с.17
10
16. Грибанев Н. П., Игнатьева И. Г. Бизнес–план. Практическое руководство по составлению. – Санкт – Петербург:
АО «Белл». 2015. – 247 с.
17. Грядов С. И., Удалов В. А. Бизнес–план предпринимателя (учебное пособие). – М., 2012. – 256 с.
18. Джакубова Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам.- М.: Финансы и статистика, 2013.- 96 с.
19. Зайцев М. А. И др. Стратегический менеджмент: разработка бизнес – плана предприятия. – СПб, 2012. – 159 с.
20. Зигель Э. С., Шульц Л. А. И др. Пособие ЭРНСТ энд ЯНГ по составлению бизнес- планов. Пер с англ, 2-е изд. –
М.: «Джон Уайли энд Сана», 2011 – 224 с – Пер. изд.
21. Косов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов. (Четвертая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике.
М.: Экономика, 2014. – 642 с.
22. Косов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов. / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике. М.: Экономика, 2009. –
с. 348
23. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 623 с.
24. Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках – М., «Издательство
Юрайт», 2014. – 540 с.
25. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В. «Бизнес-план: опыт, проблемы» М.:2015 – 458 с.
11
26. Макарова М.В. Погорелов В.В. Малый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модернизации
экономики России//Материалы доклада XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые
проблемы и решения», 15-16 декабря 2016, г. в Институт научной информации по общественным наукам Российской
Академии наук.
27. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко,
В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2013. — 220 с.
28. Миркалова Н.М. К вопросу о разработке стратегии компании // Регион-К. – 2016. - №4.
29. Наумов В.Н. Организация предпринимательства: учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2014.- 384 с.
30. Никонов А.Л. Стратегическое развитие предприятия // Экономика&Бизнес. – 2015. - №8.
31. Пармененков К.Н. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения
конкурентоспособности России.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 80 с.
32. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2012. – 312 с.
33. Попов В.М. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями - М.: КноФус – 2014. – 146 с.
34. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями. Под ред. В. М. Попова – 2 изд., перераб. И доп. – М.:
Финансы и статистика, 2012 – 448 с.
35. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Под ред. Д.С. Львова. - М.: ОАО «Издательство
«Экономика», 2015. – 462 с.
12
36. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес плана и финансовому анализу предприятия: Учебное
пособие - М.: Финансы и статистика – 2016. – 269 с.
37. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник. Пер. с англ. Под научн. ред. Л.Г. Зайцева,
М.И. Соколовой. М.: ЮНИТИ, 2014. – 398 с.