Фрагмент для ознакомления
2
тренинговой группе. Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации.
Рассматривая тренинг как обучение детей эффективному общению и метод преодоления трудностей общения, необходимо выявить группу детей, которым показана данная форма работы: это дети с гиперактивностью, агрессивные дети, тревожные дети, дети с аутизмом.
В качестве основной цели тренинга ставим преодоление трудностей в общении, развитие коммуникативных навыков. Техника проведения тренинга в каждом конкретном случае приобретает свои особенности. Это зависит от возраста детей, от начального уровня развития их коммуникативных способностей, от сложности отклонения от нормы. Опишем специфику проведения тренинговых занятий для групп детей, которые перечислили выше:
Специфика работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком лучше в утренние часы, а не в вечерние.
2. Преподносить новый материал ребенку нужно дозировано, во-избежание его перегрузки. Крупную работу сопровождать физкультминутками.
3. Для того, чтобы удерживать и без того слабое внимание гиперактивного ребенка, педагог должен быть экспрессивным, преподносить материал необычно.
5. Следует понизить требования к аккуратности в начале работы гиперактивного ребенка, чтобы сформировать у него чувство успеха.
6. Ребенок с дифицитом внимания не может регулировать себя сам и настраиваться на работу, поэтому лучше, чтобы на занятиях он сидел рядом со взрослым.
7 . Очень хорошо как можно чаще использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Если вы задумали куда-то пойти со своим малышом или выполнить какое-то важное дело, то нужно договариваться с ребенком заранее. Например, вы играете в песочнице и собираетесь домой. Скажите ребенку: «Через 10 минут пойдем кушать», через некоторое время напомните: «через 5 минут идем домой, начинай собирать игрушки», и, наконец «пойдем домой, малыш, нам пора».
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. В общении с гиперактивным ребенком очень выгодной для родителей с точки зрения воспитания является хорошо отработанная гибкая система поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка за выполнение задания необходимо сразу же, не откладывая.
12. Гиперактивному ребенку необходимо предоставлять возможность выбора. Чаще всего случается, что он выберет не то, чего вы ожидаете.
13. Как советует Е. Лютова: «Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!»
Специфика работы с агрессивными детьми
Главная цель педагога — показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.
Родителям агрессивных детей посоветуем следующее:
1. В данном случае родители должны быть крайне внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Вы – пример даже самому маленькому малышу. Дети все чувствуют. Мама и папа должны быть сильными и спокойными, чтобы завоевать авторитет агрессивного малыша. Поэтому вы любыми способами должны демонстрировать модель неагрессивного поведения в различных бытовых ситуациях.
3. Очень важно быть последовательным в наказаниях ребенка, всегда наказывать за конкретные поступки или не наказывать за какие-то другие. Нельзя сегодня наругать за разбитую тарелку, а завтра погладить по голове.
4. Ваши наказания не должны иметь унижающую форму.
5. Вы должны постоянно контролировать агрессию ребенка, указывать на альтернативные, более адекватные способы выражения гнева.
6. В то же время необходимо давать ребенку возможность проявлять гнев сразу после того события, которое вызвало выплеск эмоций.
7. Ребенка нужно научить распознавать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих.
8. Нужно обращать внимание на эмпатию, которую проявляет ваш ребенок, чаще вызывая в нем это чувство.
9. Необходимо пополнять поведенческий репертуар своего ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Агрессивного ребенка нужно ставить в такие ситуации, чтобы он учился брать ответственность на себя за свои поступки.
Можно дать следующие рекомендации родителям по профилактике тревожности: общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей: учителя, воспитателя, любого человека, которому приходится часто общаться с вашим чадом. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. Учитывайте физические и умственные возможности своих детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. Доверяйте своему ребенку, будьте с ним максимально честны и принимайте таким, какой он есть.
Специфика работы педагога с тревожными детьми
1. Следует избегать соревнований и таких видов работ, в которых учитывается скорость выполнения.
2. Не сравнивать ребенка с другими детьми, даже с родными братьями и сестрами.
3. В общении с ребенком чаще использовать телесный контакт, расслабляющие упражнения.
4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. В разговоре с ребенком чаще обращаться к нему по имени.
6. Самому демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.
7. Не устанавливать ребенку завышенную планку в любых его начинаниях.
8. Быть последовательным в работе с ребенком.
9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний. Пустые замечания не приводят к нужному результату.
10. Не унижать личное достоинство ребенка.
Специфика работы с аутичными детьми
Родители аутичного ребенка должны понять, как сложно жить их малышу в этом мире, и научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Так же мамы и папы должны понимать, насколько раним их малыш. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому нужно быть очень осторожными и деликатными собеседниками.
Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах.
Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки. Тактильные ощущения будут укрепят контакт родителя с ребенком. Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.
Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить