Фрагмент для ознакомления
2
7. Выделите основные задачи юридического сообщества в сфере построения правового государства.
Выше мы уже говорили о том, что правового государства в России не существует. Поскольку юридическому сообществу в силу разных причин очень сложно повлиять на то, что творится во власти (об этом свидетельствует хотя бы полное игнорирование ею письма, подписанного в том числе видными российскими юристами, против поправок в Конституцию), постольку, на наш взгляд, ему стоит сосредоточиться в этом направлении на работе с населением, которая могла бы осуществляться в двух направлениях:
- практическое: деятельность (может быть, подчас и бесвозмездная) по защите прав граждан в судах и правоохранительных органах, составлению правовых документов, юридическому консультированию и т.д. Простой человек в результате может увидеть в юристе не только мошенника, пытающегося выбить с него побольше денег и зачастую ничего не сделать (а сегодня таких «консультационных контор», обирающих людей, очень и очень много), а реального помощника и защитника в возникающих ситуациях, в которых наши граждане в силу незнания закона, разобраться, как правило, не могут;
- теоретическое или пропагандистское: тоже может быть подчас и безвозмездная (в большей степени, нежели предыдущее направление) деятельность по пропаганде правовых знаний и восстановлению доверия к закону и поднятия авторитета к праву в целом. Юристы должны рассказывать людям, что такое закон, чем его конкретные нормы могут быть полезны в тех или иных ситуациях, почему лучше знать закон, нежели не знать и т.д. Возможно, что такие встречи (а возможности для их проведения весьма широки, например, что-то подобное организуется ежемесячно во многих библиотечных учреждениях) хоть как-то будут способствовать снижению запредельного сегодня уровня правового нигилизма среди наших соотечественников.
Понятно, что данные предложения могут показаться «маниловщиной», но профессиональное юридическое сообщество не может не понимать, что практически повсеместное неуважение людей к закону, который является для юристов рабочим инструментом, в конечном счете приводит к тому, что люди переносят это неуважение и на самих членов этого сообщества.
8. Сравните ФЗ и ФКЗ. Чем они отличаются?
1. Юридическая сила. Положения ФКЗ имеют приоритет над положениями ФЗ.
2. Уровень регулируемых отношений. ФКЗ регулируют наиболее важные общественные отношения. Это объясняется тем, что необходимость принятия по тем или иным вопросам соответствующих ФКЗ непосредственно предусмотрена нормами Конституции РФ. Это законы, которые закрепляют статус органов государственной власти (Правительство РФ, отдельные звенья судебной системы), регламентирующие введение на территории страны особых правовых режимов (например, чрезвычайного положения) и др. Это объясняет немногочисленность ФКЗ. ФЗ регламентируют менее значимые сферы общественных отношений, что, напротив, объективно приводит к их многочисленности.
3. Порядок принятия и одобрения. В принципе, структура принятия ФЗ и ФКЗ практически идентична. Разницу составляют только количество голосов, необходимых для принятия законопроекта. Так, в соответствии со ст.108 статьей Конституции РФ ФКЗ может считаться принятым в том случае, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Что касается ФЗ, то в соответствии с положениями ст.105 Конституции РФ они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (если иное не предусмотрено Конституцией РФ) и считаются одобренными Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.
Еще одно немаловажное различие – подпись президента. Так, при принятии ФЗ президент может наложить вето на ФЗ и он не будет принят (существуют правовые механизмы преодоления вето, но их рассмотрение не относится к сущности данного вопроса). В случае с ФКЗ президент лишен права накладывать вето.
9. К результатам каких способов систематизации законодательства относятся ГК РФ и СЗ РФ?
Гражданский кодекс Российской Федерации является результатом такого способа (или формы) систематизации законодательства, как кодификация.
Кодификация законодательства – это форма коренной переработки в определенной сфере отношений действующих нормативных актов, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистка нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится не только объединить и систематизировать зарекомендовавшие себя действующие нормы, но и переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.
Кодификация – это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация – это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу.
Таковым и явился Гражданский кодекс Российской Федерации, который представляет собой отраслевую кодификацию норм соответствующей отрасли права.
Собрание законодательства Российской Федерации представляет собой инкорпорацию нормативных актов.
Инкорпорация – это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддержания законодательства в действующем (контрольном) состоянии, обеспечения его доступности и обозримости, снабжения самого широкого круга субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции. Особенность инкорпорации состоит в том, что в содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а, значит, и содержание правового регулирования, по существу, не меняется. Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации.
Таким сборником нормативных актов и является «Собрание законодательства Российской Федерации», которое представляет собой периодическое издание, где публикуются законы, указы, отдельные решения, которые принимает Конституционный Суд РФ. С позиции отдельных характеристик его можно охарактеризовать следующим образом:
- по субъектам это официальная инкорпорация. «Собрание законодательства РФ» не является частным изданием, его выход в свет обеспечивается за счет бюджетных средств;
- по характеру расположения материала. В «Собрании законодательства РФ» используется хронологический способ расположения нормативно-правовых актов: по дате издания от более ранних к более поздним;
- по объему охватываемого материала «Собрание законодательства РФ» можно отнести к генеральной инкорпорации, поскольку, как уже отмечалось выше, в нем публикуются не только нормативные акты (законы, указы Президента, постановления Правительства РФ), но и даже наиболее важные решения Конституционного Суда РФ. Однако такое отнесение немного условно, поскольку «Собрание законодательства РФ» все же не включает в себя акты, изданные министерствами и ведомствами. Если же вести речь лишь об актах уровня законов, то в «Собрании законодательства РФ» они представлены в полном объеме.
10. Выделите в российском праве отрасли публичного и отрасли частного права. Ответ обоснуйте.
Деление права на публичное и частное – один из характерных признаков романо-германской правовой семьи. Особенность ее состоит в том, что в ней наряду с горизонтальным расположением правовых норм имеется деление права по вертикали (нормы – институты – отрасли). Формирование отраслей права, которые также можно рассматривать как горизонтальный пласт права, позволяет проводить условное деление права на частное и публичное.
Публичное право направлено на регулирование деятельности публичных институтов власти, деятельности органов управления (органов законодательной, исполнительной и судебной власти), других органов власти и управления (прокуратуры, различных контрольных, надзорных и т.п. органов). Это регулирование государственной работы по управлению обществом. В конечном счете такая деятельность направлена на обеспечение прав и интересов граждан, ее целью является создание такого порядка общественной жизни, который наилучшим образом соответствовал бы интересам как всего общества в целом, так и каждого конкретного гражданина. Еще одной особенностью публичного права является преимущественное применение императивного метода при регламентации тех или иных сфер общественных отношений. К числу отраслей публичного права относятся конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, финансовое право, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право, международное (или международное публичное) право, экологическое право
Частное право – это массив правовых норм, регулирующих, охраняющих и обеспечивающих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, владения, пользования и распоряжения собственностью. Это нормы, охраняющие интересы свободных субъектов рынка, защищающие их свободу и частную инициативу, в отличие от публичного права, где определяющими являются отношения власти и подчинения. В частноправовых отраслях, в противоположность публично-правовым, ведущим является диспозитивный метод правового регулирования.
Ведущей отраслью частного права является гражданское право. К отраслям частного права относятся также земельное право, семейное право,