Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные этапы истории российской юридической науки…………………..4
2. Академический этап развития российской юридической науки (С.Е. Десницкий)………………………………………………………………………...8
3. Роль зарубежных юристов в становлении российской юридической науки и юридического образования……………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………15
Фрагмент для ознакомления
2
Российскими авторами создавались новые оригинальные теории права либо развивались имевшиеся. Так, еще в 1891 г. Г.Ф. Шершеневичем была защищена докторская диссертация «Авторское право на литературные произведения», темы и решение которой сохраняют остроту и в начале ХХI века.
С.А. Муромцев и Л.И. Петражицкий заложили основы социологического понимания права и интегративной теории права. В.С. Соловьевым была разработана нравственная философия права, Г.В. Плехановым и В.И. Ульяновым-Лениным – материалистическая теория права.
Третий период (конец XIX - середина XX вв.) формирования российской политико-правовой мысли и правоведения принято называть советским. После революции в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях постепенно в общем русле марксистского подхода к праву стали складываться различные направления и концепции понимания и трактовки права и государства.
В русской юриспруденции второй половины XIX - начала XX вв. как и в западной юриспруденции, в целом, доминировали идеи юридического позитивизма, к сторонникам которого обычно относят Г.Ф. Шершеневича. Который в своих работах по гражданскому праву, истории философии права и теории права развивал формально-догматическую трактовку права, опираясь на позитивистскую философию О. Конта и Дж. Ст. Милля и продолжая традиции английской аналитической школы и континентального юридического позитивизма, однако нужно заметить, что его взгляды отвечали задачам развития русской юриспруденции в период формирования буржуазного законодательства.
Четвертый период конец XX – начало XXI вв. - период развития юриспруденции характеризуется тем, что уже нет марксистско-ленинской идеологии и коммунистических представлений о праве и государстве, нет концептуальной основы, мировоззрения, понятийного аппарата и словаря постсоветская теория права и государства и в целом юридическая наука и юридическая практика оказались в переходном состоянии.
2. Академический этап развития российской юридической науки (С.Е. Десницкий)
Академический период является вторым, после "семейно-монастырского" периода, который закончился в конце XVI века. Академический период, де-юре, начался в 1724 году, когда Петр I издал указ.
Академический период характеризуется конкретными и эффективными мерами по формированию научно-образовательных учреждений в России, что было вызвано острой нехваткой специалистов в области технических, политических, исторических, юридических, медицинских и других наук. Первым шагом в этом направлении стало создание Петром 1 Академии наук, которая была официально открыта в 1725 году. после его смерти. Перед Академией стояли две задачи: "наука производить" и готовить молодежь к науке [1]. В связи с этим при Академии были созданы университет и гимназия. В этот период большое внимание уделялось подготовке юридических кадров и совершенствованию законодательства. Соответственно, Академия наук предусматривала создание юридического факультета, а Академический университет преподавал право. Кроме них, в 1732 году был сформирован дворянский корпус, который предусматривал занятия теоретической юриспруденцией. В 1755 году был открыт Московский университет, в состав которого вошел юридический университет имени В. М. Сырых.
Недостаток собственных научных и профессорских кадров восполнялся приглашением иностранных преподавателей (Ф. Г. Бауз, И. Пургольд, Я.И. Шнайдер и др.), но они не знали ни русского языка, ни русского законодательства, поэтому попытка поднять русское юридическое образование до западноевропейского уровня была несостоятельна.
Лекции читались на латыни или немецком языке. Ситуация значительно улучшилась после того, как в 1767 году стали читать лекции на русском языке. Первыми русскими учителями были Десницкий и Третьяков.
Академический период в русской юриспруденции сменился семейно-монастырским периодом, но развитие академической науки в России шло не так быстро, как в Европе. Одной из причин этого было отсутствие университетов и профессиональных юридических школ в России середины века.
Выдающимся юристом той эпохи был С. Е. Десницкий. Он совмещал кабинетные исследования с преподавательской деятельностью. Следовательно, научные идеи автора были доступны студенческой аудитории, и ученый смог
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Законодательство Петра I / отв. ред.: Т.Е. Новицкая, А.А. Преображенский. – М.: Юридическая литература, 1997. – 880 с.
2. Коркунов Н.М. История философии права: пособие к лекциям. – СПб.: Типография А.С. Суворина, 1908. – 456 с.
3. Коркунов Н.М. С.Е. Десницкий первый русский профессор права. – СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1894. – 31 с.
4. Куницын А.П. Старание Петра Великого о введении в России теоретического образования юношества в Правоведении // Сын Отечества. Ч. 67– 1821. – №6. – С. 252–256.
5. Морошкин Ф.Л. Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции // Ученые записки Императорского Московского университета. Ч. 3. – 1834. – №8. – С. 205–255
6. Пронштейн А.П. Источниковедение в России. Эпоха феодализма. – Ростов-на-Дону, 1989, с. 63.
7. Сборник материалов по истории историографии науки в СССР (конец XVIII – первая треть XIX в.в.). Учебное пособие. / Сост. Шикло А.Е. Под ред. Ковальченко И.Д. – М., 1990, с. 5, 273.