Фрагмент для ознакомления
1
1. Объект и предмет исследований теории принятия государственных решений.
2. Место государственных решений в процессе управления обществом.
3. Общая последовательность действий должностных лиц или соответствующих структур при разработки государственных решений.
4. Этапы технологической схемы разработки управленческих и государственных решений.
5. Основные субъекты, участвующие в организации процесса подготовки и реализации управляющих государственных решений.
6. Особенности государственных решений по сравнению с управленческими решениями.
7. Типология управленческих решений. Классификация по основным признакам; функциональной направленности; организации процесса подготовки и т.д.
8. Основные требования к разработанному государственному решению и условия его исполнения.
9. Психологические факторы влияния на способ разработки государственных решений и виды решений в зависимости от характера их разработки.
10. Основные особенности и возможности уравновешенных и осторожных решений.
11. Основные особенности и отличия импульсивных и рискованных решений.
12. Основные особенности государственного управления и влияния их на механизм принятия управленческих решений.
13. Субъекты и объекты принятия и исполнения государственных решений.
14. Многоуровневый характер процесса принятия и исполнения государственных решений.
15. Функции, регулируемые государственными решениями, принимаемыми представительными органами власти и особенности инициирования принятия этих решений.
16. Особенности принятия государственных решений в государственных органах представительной (законодательной) власти.
17. Функции, регулируемые государственными решениями, принимаемыми исполнительными органами власти и особенности инициирования принятия этих решений.
18. Особенности принятия государственных решений в государственных органах исполнительной власти.
19. Разделение государственных решений на политические, административные и организационные.
20. Основные признаки политических государственных решений и основные отличия этих решений от административных и организационных.
21. Основные признаки административных и организационных государственных решений.
22. Критерии этапизации и основные этапы подготовки государственных решений.
23. Основные признаки, характеризующие возникновение проблемы в процессе управления.
24. Основные элементы, которые должны быть рассмотрены при анализе возникшей проблемы.
25. Диагностика возникшей проблемы и ее предназначение.
26. Соотношение признаков, сигнализирующих о наличии проблемы и факторов, определяющих процесс управления.
27. Роль и источники информации при диагностике проблемы. Релевантная информация.
28. Значение точного выявления и формирования проблемы для подготовки государственного решения.
29. Формирование целей и задач для решения проблемы. Основные свойства целей.
30. Факторы, которые необходимо учитывать при формировании целей для решения проблемы.
31. Основные варианты осуществления организации подготовки и реализации государственного решения.
32. Типичные действия при подготовке государственного решения, направленного на разрешение возникшей проблемы.
33. Параметры, используемые для оценки возможных вариантов решения проблемы.
34. Особенности процесса выработки и анализа возможных вариантов решения проблемы.
35. Основные параметры решений, по которым происходит выбор предпочтительного варианта.
36. Особенности выбора предпочтительного варианта в условиях ограничения по времени.
37. Какие аспекты, как правило, учитываются лицом, принимающим государственное решение.
38. Стороны, имеющие свои интересы при подготовке и принятии государственных решений и их влияние на принятие этого решения.
39. Основные интересы лица, принимающего государственное решение и лица ближайшего окружения, влияющие на эти интересы.
40. Система предпочтений лица, принимающего решение и чем она определяется.
41. Бессознательная (эмоциональная) компонента системы предпочтений и возможности ее учета при принятии государственных решений.
42. Темперамент личности, принимающий государственные решения. Возможные темпераменты и особенности личности с этими темпераментами.
43. Методы обоснования решений проблемы и механизмы организации работы по подготовке государственных решений и их соотношение.
44. Систематизация методов, применяемых для изучения процесса управления, при диагностике проблемы и выборе вариантов ее решения.
45. Систематизация организационных технологи (механизмов организации), применяемых при разработке и принятии государственных решений.
46. Методы, используемые при выявлении и формулировании проблемы.
47. Системный анализ, его цель и последовательность работ при его проведении, основные результаты.
48. Основные принципы, применяемые при системном анализе.
49. Системный подход при изучении процессов, определяющих проблему.
50. Основные принципы, используемые при системном подходе.
51. Общие понятия об экспертных методах оценки, их достоинства и недостатки.
52. Организация работ для проведения экспертных оценок.
53. Основное содержание и особенности экспертных методов: «мозговой атаки», «Дельфи», «экспертной оценки параметров».
54. Суть и содержание метода «морфологического анализа» при сравнении различных вариантов решения проблем.
55. Общая последовательность действий при применении метода «морфологического анализа».
56. Основные принципы эффективной классификации элементов, используемой в методе «морфологического анализа».
57. Суть и содержание параметрического метода, и их особенности.
58. Виды параметров, применяемых при использовании параметрического метода.
59. Общий порядок применения параметрического метода.
60. Неопределенность и случайность при принятии и исполнении государственных решений.
61. Особенности организационной технологии «управления по результатам».
62. Особенности организационной технологии «управление путем постоянных проверок и указаний.
63. Особенности организационной технологии «управление на базе активизации деятельности персонала».
64. Мероприятия, необходимые для организации процесса разработки государственного решения.
65. Мероприятия, необходимые для организации процедуры согласования государственного решения.
66. Мероприятия, необходимые для организации процедуры принятия государственного решения.
67. Основные правила оформления государственных решений.
68. Место планирования в процессе реализации государственных решений.
69. Этапы процесса планирования исполнения государственных решений.
70. Формы планов, обеспечивающих реализацию государственных решений.
71. Государственный контроль исполнения государственных решений.
72. Общественный контроль исполнения государственных решений.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Объект и предмет исследований теории принятия государственных решений. Объект исследования – область изучаемых явлений. Предмет исследования – особая содержательная черта, тот или иной аспект соответствующего типа явления. Так политика, представляя собой определенную область соответствующих явлений, вместе с тем обладает способностью “проникновения” в иные сферы общественной жизни, то в содержание политики как объекта политической науки наряду с устойчивыми явлениями (формирующимися вокруг процессов распределения власти, управления гос-вом, отношений гос-ва и гражданского общества и т.д.) всегда включаются и те явления, которые лишь эпизодически принимают политическое значение. Вот почему в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, так и ее внешние связи с другими сферами общества и мира. Политика – форма поведения человека. Обыденное сознание (на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов; разновидность не логического, а интуитивно-образного мышления, где преобладают чувства и эмоции) – главное адаптироваться. Технологическое сознание – конкретный субъект должен решить конкретную задачу. Научно – теоретическое сознание (рационально-критическое осмысление политической действительности и создание целостной картины политики): должно выявить смысловые взаимосвязи как внутри политики, так и с др. явлениями, объяснить, предвидеть явления, используется понятийно – категориальная система.
2. Место государственных решений в процессе управления обществом. Определяя место государственных решений в системе государственного управления, можно выделить в научной литературе узкий и широкий подходы. В соответствие с широким подходом решение вообще и государственное решение в частности совпадает соответственно с управление вообще и государственным управлением в частности. Этот подход восходит к работам Г. Саймона, понимающего решение как связующий процесс, пронизывающий все функции управления. «Доминирует так называемый «узкий» взгляд на категорию решения, согласно которому собственно принятие (или утверждение) решений выступает либо одной из функций и компонтов публичной политики, либо лишь одной из фаз управленческого процесса наряду с фазами аналитической подготовки и практической реализации тех же решений». «Политическое управление может иногда быть идентифицировано в терминах решения, но очень часто публичная политика включает в себя целые группы решений или же то, что выглядит несколько шире, чем простое их проектирование, - Публично-государственная политика развивается скорее даже в рамках фазы, обозначаемой как фаза реализации решений, чем на стадии их выработки и принятия внутри политико-управленческого процесса». Вместе с тем, несмотря на указанные различия, все исследователи признают, что решения являются центральным, важнейшим компонентом государственного управления и, соответственно, их суть зависит от реализуемой модели публичной политики и управления. Эти модели можно отнести, как минимум к двум группам: закрытой и открытой. В соответствие с закрытой моделью, государство понимается как совокупность консолидированных и рационализированных систем, стремящихся к достижению коллективных целей на базе утвержденных общих принципов, публичных норм и процедур.
3. Общая последовательность действий должностных лиц или соответствующих структур при разработки государственных решений. Подготовка проекта правового акта управления (сбор первичной информации, обдумывание); 2) стадия прогнозирования и моделирования возможных управленческих решений и действий; 3) оценка предложенных альтернатив, отсев заведомо нежизнеспособных проектов и выбор лучшей из них; 4) согласование проекта правового акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; 5) стадия принятия управленческого решения; 6) издание правового акта управления; 7) направление принятого правового акта в Минюст России для его государственной регистрации и обнародования путем опубликования в официальных изданиях; 8) процедура детального ознакомления с принятым управленческим актом заинтересованных лиц и исполнителей, а если необходимо, то и общественности.
4. Этапы технологической схемы разработки управленческих и государственных решений. 1. получение информации о ситуации. Данная информа¬ция должна быть полной и достоверной. Неполная или недостоверная информа¬ция может обусловливать принятие ошибочных либо малоэффективных реше¬ний. 2. определение целей. Лишь после определения целей опреде¬ля¬ются факторы, механизмы, закономерности, ресурсы, оказывающие влияние на развитие данной ситуации. 3. разработка оценочной системы. Необходимо адекватно оценивать данную ситуацию, ее различные стороны. 4. анализ ситуации. Целью та¬кого анализа является установление факторов, влияющих на развитие данной ситуации. 5. диагностика ситуации. Необходимо определить важней-шие проблемы, на которые следует в первую очередь обратить внима¬ние. 6. разработка прогноза развития ситуации. Нельзя управ¬лять организацией, не прогнозируя течение развития событий. 7. осуществляется генерирование альтернативных вариан¬тов управленческих решений. 8. отбор вариантов управленческих воздей¬ствий. 9. разработка сценариев развития ситуации. Важ¬нейшей задачей в процессе разработки сценариев является установление факторов, характеризующих данную ситуацию и тенденции ее развития. 10. осуществляется экспертная оценка основных вариан¬тов управляющих воздействий. 11. этап коллективной экспертной оценки. Если прини-маются важные управленческие решения, то следует использовать кол¬лектив¬ные экспертизы, которые обеспечивают наибольшую обоснованность и эффективность принимаемых решений. 13. разработка плана действий. Наме¬ча¬ются определенные организационно-технические мероприятия, направ¬лен¬ные на осуществление принятого управленческого решения. 14. производится контроль осуществления разрабо¬тан¬ного плана. 15. осуществляется анализ результатов развития данной ситуации после управленческих воздействий.
5. Основные субъекты, участвующие в организации процесса подготовки и реализации управляющих государственных решений. Государственное решение характеризуется, прежде всего, субъектом, принимающим решение (руководящий орган государственной власти: коллегиальный или индивидуальный - лидер); объектом, которому адресовано решение (нижестоящие органы управления, социальные группы, занятые в раз¬личных сферах жизнедеятельности общества, политические и общественные объединения). Субъектами управления решений в государственном управлении являются соответствующие органы, должностные лица. Государственное управленческое решение — это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественно-социальную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления. По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть а) общенародными (принимаются по итогам выборов и референдумов); б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными; в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти; г) единоличными и коллегиальными. В современных условиях государственное управление, естественно, развивается в сторону демократизации и коллегиальности, что полностью соответствует общим тенденциям развития социально-политической ситуации и внутренней логике формирования новых форм государственного и муниципального управления.
6. Особенности государственных решений по сравнению с управленческими решениями. Государственно-управленческое решение — осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме. Между тем существует более широкое понятие государственного решения, — это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий. Отличия государственных решений от решений в бизнесе: разнородность состава участников, включенных в процесс принятия государственных решений, публичный характер решаемых задач и проблем, различия в интересах участников процесса принятия государственных решений, соучастие управляющих и управляемых, Основные этапы в принятии государственных решений: подготовительный этап принятия государственных решений; этап формулировки целей; этап реализации государственных решений. Таким образом, государственная политика формируется одновременно на трех уровнях: политическом, макроэкономическом и административном. При этом каждый из них обладает своими особенностями, касающимися и участвующих в этих процессах субъектов, и применяемых способов урегулирования ситуации, и характера реагирования на конфликты, и критериев успеха и неудач в осуществлении решений, и других черт, носящих не только технологический, но и сущностный характер.
7. Типология управленческих решений. Классификация по основным признакам; функциональной направленности; организации процесса подготовки и т.д. Управленческие решения рассматриваются с разных точек зрения. Классификация управленческих решений необходима для определения общих и специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность управления. Управленческие решения классифицируют по следующим признакам. По функциональному назначению управленческие решения классифицируются на: планирующие, организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие, контролирующие, информирующие. По характеру действий управленческие решения подразделяются на: директивные, нормативные, методические, рекомендательные, разрешающие, ориентирующие. По времени действия выделяю управленческие решения: стратегические, тактические, оперативные. По направлению воздействия управленческие решения подразделяются на: внутренние, внешние. По способу принятия управленческие решение делятся на: индивидуальные, коллективные. По субъектам управления выделяют решения государственных, хозяйственных, предпринимательских органов и общественных организаций. По срокам принятия управленческие решения классифицируются на: долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года). По широте охвата выделяют решения: общие, специальные. По характеру определенности управленческие решения делят на: запрограммированные, незапрограммированные. По сфере реализации решения разделяют на связанные с производством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и тому подобное. По содержанию решения бывают: техническими, экономическими, социальными. По степени полноты информации управленческие решения делятся на принимаемые в условиях: определенности, неопределенности, риска. Характер разработки и реализации управленческих решений сильно зависит от личностных характеристик человека. Их можно подразделить на следующие группы: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные. По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены решения: стандартные, творческие.
8. Основные требования к разработанному государственному решению и условия его исполнения. Эффективность управленческих решений повышается при соблюдении следующих основных требований: соответствии полномочиям - решение должно приниматься в пределах прав лица, принимающего решение; сбалансированность обязанностей и прав - дной из самых распространенных ошибок в практике управления является несоответствие обязанностей и прав принятия решений у руководителей первичного звена. Все, кому поручена работа, должны быть наделены соответствующими полномочиями. Ответственность не может быть шире полномочий, и, наоборот, полномочия не могут быть шире ответственности. ответственности -- лицо, принимающее решение, должно отвечать за результаты его реализации; целевой направленности -- решение должно преследовать достижение определенной цели; обоснованности -- решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им; своевременности -- в период от возникновения проблемной ситуации до момента реализации принятого решения не должны происходить необратимые изменения, делающие решение ненужным; непротиворечивости -- решение должно согласовываться с принципами управления и ранее принятыми решениями; эффективности -- решение должно обеспечивать достижение поставленной цели при минимальных затратах; выполнимости; законности или полномочность решений. Это требование характеризуется соответствием полномочий руководителя действующему законодательству. Решение может приниматься только в пределах тех прав, которыми наделен руководитель. Насколько соблюдается такое требование, можно косвенно определить по количеству имевших место конфликтных ситуаций и решений по ним.; простоты и ясности изложения; перспективность - решение должно учитывать возможность его использования в ближайшее время. Чем более комплексным является управленческое решение, тем в большей мере оно должно отвечать требованию перспективности; гибкость решение должно быть гибким, подвижным. Принимать решение нужно тогда, когда в нем ощущается настоятельная необходимость. Кроме общих должностных требований к исполнителям управленческих решений предъявляются дополнительные (специальные) требования. Исполнители должны обладать следующими навыками: высокой компетентностью в вопросах, относящихся к реализуемому решению; правомочностью исполнения конкретных работ, предусмотренных решением; способностью осуществлять контроль. Принятие государственных управленческих решений предполагает обязательность этапа их исполнения или реализации. Организация исполнения государственного управленческого решения требует его оформления в письменной форме и доведения его содержание и особенностей исполнения до лиц, ответственных за осуществление этого процесса. Полноценному исполнению государственного управленческого решения способствует четкость его содержания, установление сроков исполнения и конкретного перечня ответственных лиц. Исполнение государственного управленческого решения не есть завершающий этап управленческого процесса. За ним обязательно следует этап контроля исполнения государственного управленческого решения. Этот контроль носит как формальный характер, например, с точки зрения исполнения сроков решений, так и неформальный характер, подразумевающий оценку эффективности исполнения этого решения.
9. Психологические факторы влияния на способ разработки государственных решений и виды решений в зависимости от характера их разработки. Процесс принятия управленческого решения представляет собой социально-психологическое явление, так как протекает и осуществляется, прежде всего, в актах общения, в альтернативах взаимоотношений между участниками организационного процесса. Эффективность принимаемых управленцами решений во многом зависит от того, как выстраивается логическая цепочка рассуждений, как анализируется аргументация, и какие эмоционально-мотивационные факторы влияют на принятие решения. Рассмотрим подробнее, какие именно психологические факторы влияют на процесс принятия решения: психологические процессы, состояния, свойства и конечно же стиль руководства. Необходимо также отметить, что на стиль руководства и соответственно на принятие решений существенное влияние оказывают социально-психологические особенности действий, стиля управления вышестоящих управленческих органов и руководителей. Причина некачественных, не отвечающих обстановке, даже совершенно формальных решений - прямое или психологическое давление на руководителя «сверху».
10. Основные особенности и возможности уравновешенных и осторожных решений. Уравновешенные решения – решения, свойственные людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей. Уравновешенные решения принимают лица, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Пример: несмотря на жалобы некоторых членов коллектива на своего непосредственного руководителя, директор не применяет к нему санкций, поскольку жалобы оказались слухами, распространенными специально. Такие решения дают возможность установлению комфортного климата, не вызывают агрессий и недовольств, направляют всех на ответственное выполнение обязанностей.