Фрагмент для ознакомления
2
1. Перестройка 1980-х гг. и литературный процесс
Литература перестройки стремилась поднять трудный груз проблем современности. Многие рукописи, созданные до перестройки, в старой системе ценностей, утратили свою актуальность. Свои права взяла литература социальная, литература риска, политического, исторического, общественного.
После каждой журнальной публикации того или иного произведения разворачивались самые острые дебаты вокруг вопросов о росте преступности, дефиците веры, наркомании, культе потребительства, губительном и для человека, и для истощаемой природы. Человек и общество выходили на магистраль острых социальных и духовных проблем, где новинки прозы пересекались с проблематикой действительности.
«Белые пятна» отечественной истории стали активно заполнять литература и кинематограф. Литераторы и режиссеры сделали много для перестройки. Опубликованные в журналах 80—90-х годов произведения, статьи стали говорить о том, о чем было принято молчать. Читателя потрясли своей откровенностью «Людочка» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. «Дети Арбата» А. Рыбакова. «Белые одежды» В. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая...» А. Приставкина, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Васька» С. Антонова, «Зубр» Д. Гранина, «Пожар» В. Распутина, «Исчезновение» Ю. Трифонова.
Большинство этих книг отличали неожиданность, беспощадность правды, стремление сломать представления о дозволенном в современной литературе и недозволенном, о выверенных пропорциях. Они будили мысль и надежду.
Многие произведения перестройки относятся к литературе факта, литературе шокового воздействия, и даже если многим романам не суждена долгая жизнь, они достойно выполнили свое насущное дело - пробудили энергию нового осмысления, заставили приобщиться к причинам духовной драмы, обозначить ее последствия.
Во многих романах эпохи перестройки публицистический пафос и обличительность подачи материала преобладали над художественностью. Проза, стихи и публицистика возвращали обществу живой и непосредственный исторический опыт. Обогащая сумму знаний общества о своей истории, насыщенные реалиями публикации «новой» прозы сделали ее подлинным человеческим документом.
Культура испытывает потребность переосмысления родословной России XX века. Т. Абуладзе снимает фильм «Покаяние». Образ, подсказанный режиссером, властно вошел в сознание человека, стремящегося поведать о невысказанном прошлом.
«Колымские рассказы» В. Шаламова, «Черные камни» А. Жигулина, «Непридуманное» Л. Разгона, «Крутой маршрут» Е. Гинзбург стали поразительным документом, честно отразившим драматические перипетии отечественной истории.
2. Неклассический тип литературы. Фазиль Искандер «Кролики и удавы»
Основные проблемы, которые затрагивают авторы данного направления – это социальные и этические жизненные конфликты. Своими истоками данное направление уходит к произведениям русских классиков Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского с вечными вопросами о добре и зле и о смысле жизни. Произведения неоклассическая литературы имеют дидактическую направленность: писатели создают картину реальной действительности, пытаются осмыслить её, найти наиболее достойные нормы социального и нравственного поведения и воспитать необходимые качества. Жизнь социума во всех её проявлениях, общепринятые ценности, отказ от личных интересов на благо общества ̶ основные темы неоклассических произведений, которые отличают русскую литературу от западной с индивидуально-личностными приоритетами и взглядом на мир.
В неоклассической прозе можно выделить два стилевых течения: художественно- публицистическое и философское.
Художественно-публицистическая ветвь отличается повышением уровня публицистичности, открытым выражением авторских мыслей («Пожар» В. Распутин, «Печальный детектив» В. Астафьев).
Философская ветвь характеризуется стремлением соотнести конкретные проблемы нашего времени с чем-то вневременным с общечеловеческими поисками («Плаха» Ч. Айтматов, «Калоши счастья Л. Бежин, «Дом, который построил дед» Б. Васильев).
Произведение под названием «Кролики и удавы» написано советским писателем Искандером. Данное произведение Искандера было преподнесено читателям Советского Союза, как аллегория на период с 1930 года по 1970-ые года, который проходил в жизни страны. Она емка, язвительна и при этом невероятно страшна. В ней выложено на блюдечке определенное общество.
И действительно, внимательно читая произведение Искандера, можно провести параллель между образом Великого Питона Сталина. А если говорить про кроликов и удавов, то ими тоже представлены конкретные слои населения со своими прототипными повадками и рассуждениями. Идеи правителей – это самая настоящая государственная политика, которая подкрепляется запугиванием и мечтой, что никогда не сбудется (репрессии и коммунизм).
Великий Питон, правитель государства животных в книге, верен своей идеологии, достаточно казуистической. Она призывает, чтобы поддерживается баланс в обществе между тем, кто поедает и тем, кого поедают. Кроличий король удерживает народ в своей власти способом запаривания им мозгов. Он постоянно обещает им будущее, где тепло, светло и сытно.
Также Искандер в своем произведении не только изображает отношения угнетающих и угнетенных. Автор доказывает, что граница, которая проводится между рабами и их владельцами – условная.
3. Литература с реалистической доминантой. С. Довлатов «Зона»
Литература с реалистической доминантой: «неопочвенничество» (В. Распутин «Мой манифест», «Нежданно-негаданно», «Пожар»); «жестокий реализм» (В. Астафьев. «Печальный детектив», Г. Владимов «Генерал и его армия», А. Азольский. «Клетка»); философская проза (Л. Леонов «Пирамида»).
Представители «неопочвенничества» в своих произведениях декларировали идею о том, что жизнь русского крестьянства – колыбель и духовная почва русской национальной культуры и народной нравственности, а русская глубинка – последний оплот сохранившихся народных традиций и представлений о добре и правде.
Основными особенностями прозы «жестокого реализма» стали: оппозиция «любовь – ненависть» к своему народу, развращенному и искалеченному годами несправедливости и деспотизма; непредвзятое изображение как положительных, так и отрицательных сторон его жизни; активное неприятие зла; в центре произведения находится судьба героя-одиночки, бросающего вызов обстоятельствам, вступающего в борьбу с произволом и несправедливостью; образ человека-праведника, носителя коренных нравственных ценностей, народного гуманизма, который дополняет образ центрального героя.
Для философской прозы характерна сосредоточенность на этико-философской проблематике: место человека в мироздании перед лицом вечности, поиск этических ориентиров в мире. Для раскрытия подобных тем писатели зачастую обращаются к мифологии, Священному Писанию, используют в тексте произведений притчи, легенды, образы-символы.
Повесть С. Довлатова «Зона» выстроена как философский очерк, развивающий идеи парадоксального современного миро устройства. «Зона» раскинулась по обе стороны лагерных заборов», «… лагерь представляет собой довольно точную модель государства. Причем именно Советского государства». В лагере имеется политический режим (правила внутреннего распорядка), народ (заключенные), милиция (охрана). Там есть партийный аппарат, культура, индустрия. Есть все, чему положено быть в государстве».
Мир довлатовской «зоны» был ужасен. В этом мире убивали за пачку чая. Но жизнь продолжалась. Более того, здесь сохранялись обычные жизненные пропорции. Соотношение добра и зла, горя и радости — оставалось неизменным.
Надзиратель Сергей Довлатов признает, что «советская тюрьма — одна из бесчисленных форм тирании. Одна из форм тоталитарного всеобщего насилия». Однако, тем жизненнее становится театр абсурда — кульминация произведения, где роли Ленина и Дзержинского исполняют опасный рецидивист Гурин и осужденный Цуриков по прозвищу Мотыль.
В лагере не клянутся родными и близкими. тут не услышишь божбы и многословный заверений. тут говорят:
— Клянусь свободой!