- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
25. Эколого-правовая охрана населенных пунктов
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Экологическое право
158 страниц
0 источников
Добавлена 26.07.2023 Опубликовано: stuservice
928 ₽
1856 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
2. Объекты и субъекты экологического права. Международные межгосударственные
организации как субъекты экологического права
3. Методы и принципы экологического права
4. Система экологического права
5. Экологическая функция государства
6. Источники экологического права. Международные правовые акты как источники
экологического права
7. Конституционные основы экологического права
8. Экологический кризис: понятие, причины возникновения и организационно-правовые
способы устранения. Проблема "устойчивого развития" общества: правовой аспект
9. Право собственности на природные ресурсы: понятие и формы
10. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.
Содержание права собственности на природные ресурсы
11. Природопользование: понятие и виды
12. Специальное природопользование: основания возникновения и прекращения права
специального природопользования, содержание права специального природопользования
13. Органы государственного управления использования природных ресурсов: система и
полномочия
14. Экологический контроль (надзор): понятие и виды
15. Мониторинг окружающей природной среды
16. Информационные основы экологического права. Кадастры природных ресурсов
17. Экологическая стандартизация и экологическое нормирование. Экологические
нормативы
18. Экологическая экспертиза. ОВОС
19. Экологическое лицензирование и экологическая сертификация. Лицензия на
природопользование
20. Правовое регулирование платности природопользования
21. Экономическое стимулирование природопользования. Экологическое страхование.
22. Эколого-правовые требования в хозяйственной деятельности
23. Правовой режим химических, биологических веществ и физического воздействия
24. Правовое регулирование отходов
25. Эколого-правовая охрана населенных пунктов
26. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
27. Правовой режим лечебно-оздоровительных территорий и курортов
28. Территории традиционного природопользования. Правовой режим озера Байкал
29. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
30. Юридическая характеристика земли. Государственный земельный фонд и категории
земель
31. Право собственности на землю
32. Право землепользования
33. Деградация земель. Рекультивация, мелиорация, консервация земель
34. Юридическая характеристика недр. Право собственности на недра
35. Право недропользования
36. Правовой режим континентального шельфа
37. Юридическая характеристика водных объектов и водных ресурсов. Водный фонд
России
38. Право собственности на водные ресурсы.
39. Право водопользования
40. Правовая охрана вод. Водоохранные зоны
41. Юридическая характеристика лесов. Лесной фонд России
42. Право собственности на леса.
43. Право лесопользования
44. Правовая охрана лесов
45. Юридическая характеристика животного мира. Право собственности на объекты
животного мира
46. Право пользования животным миром
47. Правовая охрана животного мира
48. Красная книга
49. Правовой режим атмосферного воздуха
50. Экологические правонарушения: понятие, виды, юридическая ответственность
51. Вред окружающей природной среде: общая характеристика. Экологический и
экономический вред
52. Возмещение вреда окружающей природной среде и здоровью граждан при
совершении экологического правонарушения
Фрагмент для ознакомления 2
Предметом экологического права являются общественные отношения в области:
- обеспечения экологической безопасности (экологического благополучия) людей, экологических прав и интересов гражданина и человека;
- сохранения, улучшения и оздоровления качества окружающей природной среды;
- государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды;
- собственности на природные ресурсы;
- реализации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и расходования экологических фондов и средств экологического страхования и т.п.);
- использования природных ресурсов;
- восстановления (воспроизводства) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира и т.д.);
- предотвращения возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности (оценка воздействия на окружающую среду, проведение экологической экспертизы, экологический аудит и т.п.);
- применения мер юридической ответственности в связи с совершением экологического правонарушения:
- создания и организации особо охраняемых природных территорий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы и т.п.);
- международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
2.Объекты и субъекты экологического права. Международные межгосударственные организации как субъекты экологического права
Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» проведено разделение объектов охраны:
- на компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы;
- объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ;
- объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
В ряде случаев выделяют следующие новые объекты: биологические ресурсы, генетические ресурсы, экологический правопорядок, экологическая безопасность, биобезопасность генно-инженерно-модифицированных организмов.
Субъекты экологического права – это лица, которые по закону управомочены совершать определенные действия или бездействия, носящие правоохранительный характер. Они могут реализовывать эти действия или бездействия в своем поведении самостоятельно, не взаимодействуя с другими субъектами экологического права.
Субъектами экологического права являются:
1) граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;
2) физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения;
3) юридические лица как коллективный субъект, принимающий и реализующий экологически значимые решения и действия, несущий ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения;
4) лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные;
5) правоприменители (следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е. лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.
В настоящее время в мире функционирует более ста различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии.
Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит ООН (Организации Объединенных Наций), ее специализированным учреждениям. Она рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции, проводит международные совещания и конференции. Главным органом ООН, занимающимся вопросами охраны окружающей среды является ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде).
МСОП (Международный союз охраны природы) содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой.
ВМО (Всемирная метеорологическая организация) создана для изучения и обобщения степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).
ИМО (Международная морская организация), созданная в 1948 году, действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения; принимает активное участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами, участвует в организации международных конференций по охране Мирового океана. В состав ИМО входит Комитет по защите морской среды.
МРПТХВ (Международный регистр потенциально токсичных химических веществ), созданный как часть ЮНЕП и занимающийся изучением и распространением информации о токсичных химических веществах, их воздействии на человека и окружающую среду. Базы данных МРПТХВ содержат информацию о более чем 600 химических веществах.
Для координации по оказанию помощи странам, которых постигло стихийное бедствие, действует Бюро ООН по оказанию помощи на случаи стихийных бедствий (ЮНДРО). Бюро обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.
3. Методы и принципы экологического права
Метод экологического права – это совокупность административно-правовых и гражданско-правовых приёмов и способов воздействия на участников и субъектов экологических отношений.
Выделяются следующие методы:
- административно-правовой (публично-правовой, императивный). Основанием для возникновения экологических правоотношений является
административный акт, это отношения власти и подчинения по обеспечению
государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Данный метод характерен наличием запретительных, предупредительных норм права, установлением предписаний, запретов по воздействию на окружающую природную среду. Одной из сторон экологических правоотношений является уполномоченный орган государства;
- гражданско-правовой (частноправовой, диспозитивный). Основанием для возникновения экологических правоотношений является заключение соглашений, в которых стороны добровольно определяют свои права и обязанности по природопользованию;
- экологизация. Данный метод заключается в общеэкологическом подходе ко всем явлениям общественного устройства. Охрана окружающей среды – это главное предназначение экологического права и она проникает во все институты правоотношений общества и человека.
- общенаучные методы: прогностический – позволяет получить истинные научно обоснованные знания об охраняемых экологическим правом отношениях и будущего совершенствования экологического права; историко-правовой метод опирается на исторические сведения об экологическом праве, о его происхождении и формировании.
Принципы экологического права составляют основу рассматриваемой отрасли, а их соблюдение может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности.
Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Основные отраслевые принципы экологического права определены в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.:
1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, охрана от вредно воздействия окружающей природной среды. Данный принцип закреплен в Конституции, ст.42 (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду).
2. Обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения.
3. Разнообразие форм и видов собственности на природные ресурсы и равноправная их защита.
4.Комплексный подход при проведении всех видов природоохранительных мероприятий.
5. Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
6. Обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов.
7.Неукоснительное соблюдение норм экологического законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения.
8. Гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и гражданами в решении природоохранительных задач.
9.Ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
10. Международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды.
4. Система экологического права
Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.
В системе экологического права выделяют три составные части:
1. Экологическое право как отрасль.
2. Экологическое право как наука.
3. Экологическое право как учебная дисциплина.
Как отрасль права экологическое право состоит из Общей и Особенной части и складывается из подотраслей права, институтов и норм права.
Подотрасли экологического права включают в себя:
- природоресурсное право, которое предполагает правовое регулирование потребительских отношений к природным ресурсам, т.е. рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
- природоохранительное право, которое предполагает правовое регулирование сохранения природных объектов и предотвращения антропогенного воздействия. Охрана природной среды должна осуществляться для поддержания или создания благоприятных экологических условий жизни человека.
Институты экологического права:
- природоресурсное право: право природопользования, право собственности на природные ресурсы, управление, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экономико-правовой механизм природопользования;
- природоохранительное право: экологический контроль (надзор), юридическая ответственность, возмещение вреда, особо охраняемые природные территории, зоны экологического риска, международно-правовой механизм.
Нормами экологического права являются:
1. нормы-принципы определяют основополагающие начала использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
2. нормы-приоритеты определяют правовые преимущества в экологических
правоотношениях в интересах обеспечения качества природной среды;
3. нормы-правила определяют экологические требования в конкретной сфере
экологических отношениях:
- обязывающие нормы определяют экологические требования к антропогенной деятельности;
- управомачивающие нормы предоставляют правомочия субъектов экологических правоотношений;
- запретительные нормы устанавливают запреты на действия по причинению вреда природной среде.
Экологическое право как наука – это система знаний об экологическом праве как отрасли права, истории и теории экологических отношений, а также правоприменительной практике в сфере взаимодействия человека и окружающей среды.
Как учебная дисциплина экологическое право подразделяется на три части:
1) Общая. В рамках общей части изучаются такие вопросы, как предмет, метод, система экологического права; источники экологического права; право природопользования; экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды; экологическая функция правоохранительных органов; юридическая ответственность за экологические правонарушения; управление природопользованием и охраной окружающей среды; организационно-правовой механизм охраны окружающей среды.
2) Особенная. В особенной части учебной дисциплины экологического права рассматриваются правовой режим охраны и использования отдельных видов природных ресурсов (земель, недр, континентального шельфа, лесов, вод, животного мира, атмосферного воздуха), правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, правовая охрана окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления, правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях при осуществлении хозяйственной деятельности.
3) Специальная. Обычно в нее входят вопросы, связанные с международно-правовым механизмом охраны окружающей среды и охраной окружающей среды в зарубежных странах.
5. Экологическая функция государства
Суть экологической функции государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создании необходимых гарантий для защиты прав человека на благоприятную для его жизнедеятельности природную среду.
Экологическая функция государства на современном этапе состоит из четырех основных элементов:
1) использование природных ресурсов (природопользование);
2) охрана окружающей природной среды (природоохранная деятельность);
3) обеспечение экологической безопасности;
4) обеспечение экологического правопорядка.
Под использованием природных ресурсов (природопользованием), согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается «эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности».
Под охраной окружающей природной среды (природоохранная деятельность) понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Под обеспечением экологической безопасности понимают осуществление комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Обеспечение экологического правопорядка – это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений, осуществляемых государственными органами и общественными организациями.
6. Источники экологического права. Международные правовые акты как источники экологического права
Источники экологического права – это нормативные правовые акты и иные юридические акты, которые содержат нормы права, регулирующие экологические отношения.
Классификация источников экологического права:
I. Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
1. Конституция РФ.
Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение закрепляет экологическую функцию государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами.
2. Законодательные акты Федерального Собрания РФ.
К ним относятся федеральные законы, принимаемые высшими законодательным органом РФ.
Так ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:
- основы управления в области охраны окружающей среды;
- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
- экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
- нормирование в области охраны окружающей среды;
- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
- государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
- научные исследования в области охраны окружающей среды;
- основы формирования экологической культуры;
- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды –производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права.
Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Так же специальным федеральным актам относятся законы, целиком посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов относятся: Водный кодекс РФ, ФЗ «О животном мире» и др.).
Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства: ФЗ «Об использовании атомной энергии», Закон РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ «О стандартизации» и др.
3. Подзаконные федеральные нормативные правовые акты:
- Указы Президента РФ.
К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:
- Указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития»;
- Указ от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»;
- Указ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации» и др.
- Постановления Правительства РФ.
К примеру, им приняты постановления:
«О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16 июня 2000 г.;
«Об утверждении пределов допустимых концентраций и условий сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 3 октября 2000 г.;
«Об утверждении Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон» от 12 августа 2008 г. № 603 и др.
- ведомственные нормативные правовые акты.
В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды наделены неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ, утвержденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.
II. Нормативные правовые акты субъектов РФ.
Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ – это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.
III. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Согласно ст. 7 Закона «Об охране окружающей среды» 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.
IV. Международные правовые акты.
Международные источники экологического права выражают волю участников международных экологических отношений и существуют в виде общепризнанных принципов и норм, договоров и конвенций, резолюций и протоколов международных организаций и конференций.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры РФ являются, согласно Конституции РФ, составной частью ее правовой системы и в случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Этот принцип закреплен и в экологическом законодательстве. Согласно ст. 82 ФЗ «Об охране окружающей среды», международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В других случаях наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора РФ. Если международным договором РФ в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (ст. 79 Конституции РФ). Такие международные договоры, касающиеся вопросов экологии, являются источниками экологического права.
Одними из первых международно-правовых актов, направленных, в том числе, и на защиту окружающей среды, являются многосторонние договоры, запрещающие или ограничивающие испытания оружия массового поражения. К их числу можно отнести:
- Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.).
- Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.).
- Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.) и др.
Разновидностью международных договоров являются конвенции. Примерами их служат Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.) и др.
7. Конституционные основы экологического права
В Конституции РФ изложены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Вся сфера взаимодействия общества и природы в Конституции подразделяется на три группы отношений:
- природопользование;
- охрана окружающей среды;
- обеспечение экологической безопасности.
Основу экологического законодательства составляют следующие положения Конституции РФ:
- о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
- об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- об использовании и охране в РФ земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);
- о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);
- о поощрении в РФ деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);
- об отнесении к ведению РФ установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития РФ, определение статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (ст. 71);
- об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72);
- о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114).
Ст. 42 Конституции РФ закрепляет три экологических права человека:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о её состоянии;
- право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ относится:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);
- федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и управление ею;
- Производство ядовитых веществ, наркотических веществ и порядок их использования;
- гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как основные механизмы защиты природных ресурсов и их владельцев);
- метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области охраны окружающей среды).
В совместном ведении РФ и её субъектов находятся:
- защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);
- разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).
В Конституции РФ закреплены также организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 «пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательств, законодательства о недрах, об охране окружающей среды» являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. РФ принимает федеральные законы, которыми являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов.
Конституция РФ закрепляет основные правила, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.
8. Экологический кризис: понятие, причины возникновения и организационно-правовые способы устранения. Проблема «устойчивого развития» общества: правовой аспект
Экологический кризис – это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, заключающееся в деградации окружающей природной среды и неспособности государственных структур принять соответствующие меры для того, чтобы решить создавшуюся проблему и восстановить состояние благоприятной окружающей среды.
Иногда под экологическим кризисом подразумевается ситуация, возникшая в природных экосистемах под воздействием стихийных естественных явлений (наводнение, извержение вулканов, засуха, ураган и др.) или в результате антропогенных факторов (загрязнение окружающей среды, вырубка лесов).
Причины и основные тенденции экологического кризиса.
Использование термина «экологический кризис» для обозначения экологических проблем учитывает тот факт, что человек является частью экосистемы, которая видоизменяется в результате его деятельности (прежде всего производственной). Природные и общественные явления представляют собой единое целое, и их взаимодействие выражается в разрушении экосистемы.
На приближающуюся экологическую катастрофу могут указывать такие негативные явления как:
- глобальное потепление, парниковый эффект, сдвиг климатических зон;
- озоновые дыры, разрушение озонового экрана;
- сокращение биологического разнообразия на планете;
- глобальное загрязнение окружающей среды;
- неутилизируемые радиоактивные отходы;
- водная и ветровая эрозия и сокращение площадей плодородных почв;
- демографический взрыв, урбанизация;
- истощение невозобновляемых минеральных ресурсов;
- энергетический кризис;
- резкий рост числа ранее неизвестных и зачастую неизлечимых болезней;
- недостаток продуктов питания, перманентное состояние голода большей части населения планеты;
- истощение и загрязнение ресурсов Мирового океана.
Общая экономическая нагрузка на экологические системы зависит от трех факторов:
- численности населения;
- среднего уровня потребления;
- широкого применения различных технологий.
Снизить степень ущерба, наносимого окружающей среде обществом потребителей, можно, изменив сельскохозяйственные модели, транспортные системы, методы городского планирования, интенсивность потребления энергоресурсов, пересмотрев промышленные технологии и т.п. К тому же при изменении технологий может быть снижен уровень материальных запросов. И это постепенно происходит вследствие удорожания жизни, что напрямую связано с экологическими проблемами.
Для решения данных проблем необходимо решить четыре основные задачи современности: сохранение уцелевших и восстановление до уровня естественной продуктивности ряда деградировавших экосистем, рационализация потребления, повсеместное внедрение «экологических» технологий и нормализация численности населения.
Поскольку биосфера, являясь регулятором состояния окружающей среды, представляет собой единую систему, то полноценный переход к устойчивому развитию возможен только в масштабах мирового сообщества при эффективном международном сотрудничестве. Большую роль в этом сыграли, помимо упоминавшихся Конференций ООН, Монреальская встреча (Монреаль, 1987; подписан Монреальский протокол об ограничении выбросов фреона в атмосферу), Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, 1995), Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, 1997; подписан Киотский протокол об ограничении тепловых выбросов в атмосферу) и Международный конгресс по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).
РФ активно подключилась к решению глобальных экологических проблем, что выразилось в принятии ряда основополагающих документов, в том числе Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, Государственной стратегии устойчивого развития РФ, Экологической доктрины РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые предусматривают стабилизацию и коренное улучшение состояния окружающей природной среды за счет внедрения экологически оправданных технологий и методов управления, изменения самой структуры экономики, а также личного и общественного потребления. Большое внимание в этих документах уделяется формированию нового, экологического мышления как у подрастающего поколения, так и у экономически активного населения.
Отдельные успехи в деле защиты окружающей среды уже намечаются. В основном они связаны с природоохранной политикой государств и усилиями международного сообщества, устанавливающими стандарты качества окружающей природной среды и предельно допустимые уровни ее загрязнения, такие как «Евро-2», «Евро-4» и др. Большинство рычагов экологической политики лежит все-таки в экономической плоскости и предусматривает недопущение на рынок товаров и услуг, не отвечающих стандартам, введение штрафных санкций, экологических налогов, повышение цен на энергоносители и т. д. Введение же безвредных для состояния окружающей среды технологий, напротив, сопровождается налоговыми льготами. Поэтому в большинстве стран мира промышленные предприятия устанавливают специальные фильтры для снижения вредных выбросов в атмосферу, очищают сточные воды и пытаются сделать производственные циклы замкнутыми и безотходными. Особое значение в настоящее время уделяется получению энергии из возобновляемых источников путем строительства приливных, ветро- и гелиоэлектростанций, а также внедрению энергосберегающих технологий.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней