Фрагмент для ознакомления
2
1 Цивилизация Древнего Египта: общество, религия, человек
6000 тысяч лет назад или 4000 тысячи лет до нашей эры, в долине реки Нил (Северо-восток Африканского континента) стали образовываться поселения. Основу этих поселений составлял один род – эти поселения стали колыбелью древнего Египта.
Цивилизация древнего Египта кратко прошла следующий путь: от образования поселений на берегах реки, до создания единого государства с населением в несколько миллионов человек, армией, единой религией и возглавляемое абсолютным монархом – фараоном, наместником Бога на земле. Подъему Египта как государства, безусловно, способствовало географическое положение страны. Не смотря на близость пустыни, жизнь давал и поддерживал Нил. После его разлива на берегах оставался плодородный ил, на котором возделывались поля, на а богатый водный мир реки, давал к столу людей множество разнообразной рыбы. Для более эффективного использования речных богатств и даров оазисов, поселения объединяли людские и материальные ресурсы для построения систем орошения, возделывания полей, обороны от налетавших ливийцев и нубийцев. По мере укрупнения, появилась административная надстройка, в виде жрецов. Именно жрецы выступили в роли организаторов первых египетских государств. Они организовывали сбор налогов, проводили календарные расчеты движения Нила, проектировали системы орошения и ирригации, организовывали оборону. Сложившиеся государства – Верхний и Нижний Египет, были объединены царем Верхнего Египта – Менесом. Во главе объединенного государства встал фараон, единоличный правитель и «сын бога». В своем развитии Цивилизация древнего Египта, говоря кратко, была одна из самых древних в районе Средиземного моря. Божественное происхождение фараона, была основой религии египтян. С нашей точки зрения, они были язычники. Главным богом они почитали Бога Солнца Ра. Согласно их верованиям Бог Ра, вышел из лотоса и построил весь мир, окружающий людей, все остальные боги были продолжением Бога Ра, а люди появились из его глаз. Египтяне так же свято верили в вечность жизни, и что физическая смерть человека, не прерывает путь человека, а просто переводит его в другое состояние. Именно это и сыграло большую роль в развитии культуры и архитектуры. Величайшие здания, построенные невероятными усилиями древних египтян это гробницы фараонов. Трудно так же переоценить и важность научных открытий сделанных в древнем Египте. Цивилизация древнего Египта, кратко говоря, дала миру решение теоремы Пифагора, задолго до самого Пифагора, египтяне знали число Пи (3,1415). Они составили один из первых календарей. В истории Древнего Египта, были и взлеты и падения, были разорительные войны, были и времена всеобщего благоденствия. В завершение можно сказать, что без Цивилизации древнего Египта, наш мир был бы другим.
2 Цивилизация Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Первые города-государства Месопотамии начали складываться в Южной части Двуречья, между реками Тигр и Евфрат. Они возникли в 3 тыс. до н.э. Это были небольшие города-государства (Ур, Урук, Лагаш, Киш, Умма, Ниппур.) Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были Шумеры. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавли храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство. К северу от шумеров жили аккадцы, которые постепенно захватывали всю территорию Шумера и создали Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет. Около 2000г. до н.э. Междуречье было захвачено кочевниками - амореями. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением в последние века существования Шумера. Вавилон становится столицей небольшого царства. При 6 царе Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства Вавилония. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей. В 1595. до н.э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено. Новый подъём Вавилон переживает в 7-6 в.в.до.н.э., период с 626 по 539 г. до н.э. , определяется как время существования Ново-Вавилонского царства. Это время было ростом крупного землевладения, расцвета землевладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля.
Законы Хаммурапи. Правление царя Хаммурапи ( 1792-1750 гг.дон.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Эти законы были выбиты на большом чёрном базальтовом столбе. Всего памятник насчитывает 282 статьи. Особенность законов: - их казуистичность; - не упоминаются многие виды (государственные, религиозные); - не расположены по отраслям права, но автор стремится логически их сгруппировать; - не содержат религиозного и морализующего элемента. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Обязательства права, известны такие договоры как: - продажа земли и строений; - аренда поля и сада; - наём быков для работы в поле; - заклад имущества; - договор займа.
Все сделки при свидетелях. Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основании письменного договора между будущим мужем и отцом невесты. Замужняя женщина могла иметь своё имущество. Её права ограничены.
3 Древнегреческая цивилизация. Основные периоды древнегреческой истории
Особенности древнегреческой цивилизации. 1. Уникальность древнегреческой цивилизации. Все древневосточные цивилизации при всем их многообразии более или менее однотипны и в наиболее существенных своих чертах и особенностях так или иначе повторяют друг друга. Только греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет. 2. Исключительный динамизм греческой цивилизации по сравнению со всеми соседними народами. Всего за пять-шесть столетий (с середины 8 по середину 3 вв. до н.э.) греки сделали столько, сколько не сделал ни один другой народ. Всего за три столетия они совершили грандиозный скачок из варварства в цивилизацию. Темпы культурного развития Греции вообще не имеют аналогий в древней истории. Первые научные труды по астрономии, математике, медицине, логике, первые историки, географы, философские системы при многообразии школ и направлений, литература, непревзойденное до сих пор пластическое совершенство скульптуры, первые театры, стадионы, музеи и т.д. 3. Создание качественно нового типа цивилизации – универсальной. Греки не только опередили в своем культурном развитии другие народы Древнего мира, но и создали совершенно новый тип цивилизации. Греческая цивилизация качественно отличалась от всех других цивилизаций древности тем, что она была в полном смысле слова универсальной. 4. Цивилизация греков была первой и единственной, которая ориентировалась преимущественной на человека. 5. Греческое общество было обществом открытого типа, то есть ориентированным на широкие контакты с внешним миром с целью обмена всевозможной полезной информацией. 6. Технологической основой греческой цивилизации всегда оставался примитивный ручной труд.
Периоды древнегреческой истории.Историю Древней Греции (до ее завоевания римлянами во 2 в. до н.э.) традиционно делят на пять периодов. 1. Крито-микенский. Название обусловлено тем, что ведущими культурными центрами в ту эпоху был остров Крит (илл. 1) в Эгейском море, а затем город Микены на материковой Греции.
2. «Темные века», 11-9 вв. Культура этого времени известна главным образом по раскопкам могильников. В течение этих веков на территории Греции не обнаруживается никаких признаков цивилизации: государства, письменности, монументальной архитектуры, профессионального искусства.
3. Архаический период. С 8 в. до н.э. развивается торговля, морское дело, колонизация. Культурные центры той эпохи - Фокея и Милет (Малая Азия), затем Коринф, позднее возвышаются Афины.
4. Классический период.
5. Эллинистический период.
4 Феномен полиса. Особенности полисной идеологии и культуры
Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Аппенинского полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях.
Исполнительная власть исправлялась выборными «магистрантами». Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов. Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения. Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе.
Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой, включавшей весь Аппенинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом. Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его гражданства.
5 Античная демократия. Власть и общество в афинском полисе в V в. до н.э.
Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская демократия, появившаяся на свет в результате реформ Клисфена на рубеже архаической и классической эпох, на