- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Государственная власть: понятие, признаки, формы правления и функции
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Теория государства и права (ТГП)
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "Государственная власть: понятие, признаки, формы правления и функции"?161 страница
0 источников
Добавлена 26.07.2023 Опубликовано: stuservice
1428 ₽
2856 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
2. Государственная власть: единство и разделение
3. Проблема соотношения политической и государственной власти.
4. Плюрализм в понимании государства.
5. Сущность государства и её эволюция.
6. Признаки государства. Определение понятия государства в современной отечественной науке.
7. Проблема типологии государства: основные подходы.
8. Формы правления современного российского государства.
9. Унитарное государство: понятие и виды
10. Федеративное государство: понятие и проблема классификации.
11.. Особенности федеративного устройства современного российского государства.
12. Политический режим современного российского государства.
13. Правовое государство: возникновение идей и формирование концепции.
14. Современная концепция правового государства.
15. Гражданское общество: понятие, структура.
16. Гражданское общество и правовое государство.
17. Социальное государство: понятие, функции. Конституция РФ о социальном государстве.
18.Практика формирования гражданского общества и правового государства в России.
19. Типы правопонимания: понятие и виды.
20. Юридический позитивизм, этатистский подход к праву.
21. Социологический подход к праву.
22. Объективное и субъективное право. Объективное и субъективное в праве.
23. Естественное и позитивное право.
24. Проблема правопонимания в современной отечественной науке.
25. Социальная ценность права: основные подходы.
26. Функции права: понятие и классификация.
27. Принципы права: понятие, классификация, роль в правовом регулировании.
28. Право и государство: основные подходы к соотношению.
29. Право и экономика. Пределы воздействия права на экономику.
30. Право и политика. Правовая политика.
31. Проблема понимания источников права в отечественной науке.
32. Судебный прецедента как источник российского права.
33.Законы и подзаконные акты в системе источников российского права.
34. Система права: понятие и структура.
35. Предмет и метод правового регулирования.
36. Тенденция развития системы права Российской Федерации.
37. Правовая система: проблема понимания, структура.
38. Проблема типологии правовых систем современности.
39. Англосаксонская правовая семья: основные черты.
40. Романо-германская правовая семья: основные черты.
41. Правовая система современной России: основные черты
42. Традиционно-религиозные правовые системы.
43. Правотворчество и правообразование. Принципы правотворчества.
44. Законодательство: понятие, структура и тенденции развития в РФ.
45. Систематизация законодательства: понятие и виды.
46. Юридическая техника: понятие и виды.
47. Проблема понимания правоотношения.
48. Реализация права: понятие и формы
49. Применение права как особый способ (форма) реализации права.
50. Пробелы в праве и способ их преодоления.
51. Проблемы понимания законности.
52. Основные направления укрепления законности в РФ.
53. Правосознание: понятие, структура, роль в механизме правового регулирования.
54. Деформация правосознания: понятие, виды, причины, пути устранения.
55. Проблема понимания правовой культуры.
56. Проблема и пути повышения правовой культуры и правового сознания в современном российском обществе.
Фрагмент для ознакомления 2
Власть это с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой – подчинение ей. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.
Государственная власть является разновидностью политической власти, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, общественными движениями и т.д.
Государственная власть:
1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);
3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5. опирается на систему налогов;
6. организует население по территориальному признаку;
7. характеризуется легитимностью и легальностью.
В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других – скрытое принуждение, в-третьих – организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание различных средств проведения государственной воли. Если законы не исполняются, принимаемые подзаконные акты не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся и не исполняются приговоры и решения суда, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.
2. Государственная власть: единство и разделение
Единство власти– единственным источником власти является народ. Только народ как совокупность граждан полноправно осуществляет власть в стране.
Единство власти проявляется в трех различных аспектах: социальное единство (народ), единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти (согласованное управление обществом всеми органами государства), организационно-правовое единство.
Разделение властей — это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных демократических государствах.
Принцип разделения властей –это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.
1. Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.
2. Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство. Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.
3. Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой.
Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента.
1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.
2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.
Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве право сдерживающей, ибо он имеет право блокировать законодательные акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определенный срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент.
Для судебной власти тоже есть свои право ограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
Таким образом, можно выделить ряд общепризнанных основных положений принципа разделения властей.
1. В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти – законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.
2. Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия.
3. Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.
4. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.
3. Проблема соотношения политической и государственной власти.
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
2. Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. (Поэтому, кстати, не корректно такое, встречающе¬еся в литературе, словосочетание, как «социальная власть», ибо власть всегда социальна). То обстоятельство, что власть является постоянным спутником об¬щества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая постоянно нуждается в уп¬равлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функциони¬рования. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость уп¬равления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому, что в обществе появилась власть и ее но¬сители. При этом следует отметить, что власть есть средство именно социаль¬ного управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (на-пример, автомобилем). Таким образом, управление — явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное. Суть этого момента более полно раскрывается в следующем признаке власти.
3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образования¬ми). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина, и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено это качество уже следующей характерной особенностью власти.
4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъек¬та, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения лю¬ди с деформациями сознания и воли.
5. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властву¬ющим) субъектом, а другой -подвластным. С точки зрения обще-социальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными созна¬нием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.
6. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это мо¬жет быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), си¬ла интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п. В этой связи не следует путать силу с насилием: «авторитет си¬лы» и «сила авторитета» — это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принужде¬ния или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насили¬ем: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает опре¬деленную зависимость воли подвластного от воли властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Тогда в чем их различие? Думается, ха¬рактерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного.
7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле власт¬вующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкрет¬ном отношении над данным конкретным субъектом.
Существуют различные виды власти.
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:
1) власть в масштабе всего общества;
2) власть внутри того или иного коллектива (организации);
3) власть в отношении между двумя индивидами.
Власть можно поделить также наполитическую и неполитическую. Поли¬тической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов боль¬ших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господст¬во одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических ли¬деров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государствен¬ная и власть политическая — это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснована.
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление каса¬ется не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управле¬нием коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государст¬венной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невиди¬мой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господ¬ства (власти) внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.).
Средине политических разновидностей власти можно выделить власть се¬мейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.
С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла¬сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус¬ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ¬ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци¬ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, мож¬но сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство - это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, призна¬ки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетают¬ся, а с другой — они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.
4. Плюрализм в понимании государства.
Плюрализм - возможность существования различных идейно-теоретических подходов, школ, концепций, возможно отстаивающих различные точки зрения.
Корпунов: Государство - общественный союз, представляющий самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми.
Трубецкой: Государство - союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в определенной территории.
Шершеневич: Государство - соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Плюрализм заключается в том, что каждый ученый выделяет разные элементы государства.
Сущность - внутренняя основа предметов или явлений, которые обнаруживаются в отношении с другими предметами или явлениями. Раскрыть сущность государства - выявить его главные направляющие, что обуславливает его объективную необходимость в обществе и объяснить, почему общество не может существовать без государства.
Сущность государства - определенная универсальная, управляющая система, состоящая из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон.
Государство - форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма.
Основные признаки государства:
1. государственная власть;
2. суверенитет государства;
3. территория;
4. правотворчество;
5. налоги и займы;
6. монополия на легальные силы;
7. население.
Дополнительные признаки государства:
1. символика;
2. денежная единица;
3. культура;
4. язык.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и на ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, финансируя его за счет сборов и налогов и выдачи займов, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
5. Сущность государства и её эволюция.
В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как обще-социальных, так и узко-групповых (в том числе классовых) интересов.
Сущность государства выражается в его функциях, той служебной роли, которую оно выполняет по отношению к обществу. Сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и обще-социальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон.
С изменением общества меняется и сущность государства. Это можно проследить, взяв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил, как буржуазия пролетариат, в период формирования так называемого «дикого» капитализма (середина XIX века). С этим периодом связывается понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако произошедшие затем такие события всемирно-исторического значения, как Октябрьская революция 1917 г, в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х годов, нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящие экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и обще-социальные цели и функции.
Сущность современного социально ориентированного, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.
6. Признаки государства. Определение понятия государства в современной отечественной науке.
Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории; обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определён. порядок взаимоотношений м/у членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспонируемой территориях.
Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и др. правовыми документами гос-ва, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от гос-ва, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
К признакам государства принято относить:
Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.
Наличие руководства (аппарат управления): президент (правительство), парламент, суд.
Управление и планирование: нормирование жизни общества (система права), государственная (политические и внешнеполитические) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы.
Собственность(ресурсы): территория, население, государственная казна и т. д.
Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации.
Наличие государственного языка (языков).
Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юр. лицо).
Публичная власть.
Гражданство.
Государственные символы.
7. Проблема типологии государства: основные подходы
Как и любое явление соц. жизни, гос-во содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из данных противоречий заключается в том, что гос-во одновременно выражает и классовые и обще социальные интересы. Это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на опр. этапах развития гос-ва отнюдь не единств. задача гос-ва. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенац. интересы. Поэтому можно говорить о гос-ве как о носителе некой «общей функции», т.е. публич. власти, которая принадлежит не господств. классу, а всему обществу и осущ-ся с целью его поддержания.
Т.е., соц. природу гос-ва можно охарактеризовать только с учетом противоречивых задач гос-ва, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного класса.
Данное противоречие в деят-ти гос-ва, выражающего в одно и то же время классовые и общесоц. интересы, реально существует в виде противоречия между государством и граждан. обществом. Как полит. форма этого общества гос-во есть выражение общности, тогда как граждан. общество, напротив, - выражение различия. Взаимоотношения между обществом и государством характеризуются конфликтом м/д общим интересом и частным, расколом между полит. государством и граждан. обществом. Однако, это не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться в полит. общность, в кот. государственное становится неотличимым от общественного.
Граждан.общество и гос-во находятся в состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы граждан.
Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.
Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы господствующего класса. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.
Вместе с тем, государство выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее в XX веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия.
8. Формы правления современного российского государства.
Категория формы правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.
При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентская республика должна быть утверждена в нашей стране.
Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти. Форма правления, т. е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
Наконец, в-третьих, уникальность Рдозо России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
9. Унитарное государство: понятие и виды
Унитарное государство – государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов система законодательства.
Виды Унитарных государств
1. централизованные: во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления (Туркменистан).
2. децентрализованные: местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Испания).
Иногда также выделяют:
государства с одной автономией,
государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми адм. районами).
10. Федеративное государство: понятие и проблема классификации.
Федеративное государство — это государство, состоящее из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти. (США, Германия, Индия, Мексика, Канада, Россия).
Федерация - сложное по субъектному составу союзное государство. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. Но несмотря на это в федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть.
Признаки:
1. Имеются 2 системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);
2. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов(штатов, провинций, кантонов, республик, земель или федеральные земли (как в Германии и Австрии)) В то же время территории всех субъектов составляют единую территорию страны;
3. федеральным государственным органам принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
4. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую и денежную системы;
6. субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;
7. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц, может быть двойное гражданство.
8. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
9. Обязательным признаком считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
Виды:
1. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
Симметричные - субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом, т.е. равноправны (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки);
асимметричные - статус субъектов различен субъекты не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто, Республика Индия).
Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
2. По особенностям формирования федерации выделяют:
Территориальные - территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);
Национальные - территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия, бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия);
Смешанные - формирование идет по обоим признакам (национально-территориальные) (Россия).
Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
3. По способу образования федерации делятся на:
Договорные - возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении(в основе договор с каждым из субъектов о вхождении в федерацию).В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР);
конституционные - (провозглашение происхождения государства в конституции) возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).
И в том и в другом случае сохраняется целостность государства, а суверенитетом обладает только федерация в целом. Например, федерация Соединенных Штатов Америки образовалась из конфедерации, представлявшей собой союз суверенных государств, которые объединились на добровольных началах в единое государство. Российское федеративное государство образовалось не на договорных, а на конституционных началах. Поэтому в соответствии с конституцией страны высшей властью обладает народ всей России, а не отдельная ее часть (субъект федерации).
4. По роли федерального центра:
относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);
относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней