Фрагмент для ознакомления
1
Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления»
1. Содержание системы государственного и муниципального управления.
2. Конституционные правовые основы местного самоуправления.
3. Государственная политика, содержательный аспект (методология процесса, виды, реализация).
4. Управление социальной сферой в РФ.
5. Муниципальные услуги (классификация, измерители, результативность).
6. Государственная политика в области занятости населения.
7. Организационные основы и структуры местного самоуправления.
8. Классификация территориальных поселений в РФ (признаки МО).
9. Система органов государственной власти в РФ.
Дисциплина «Государственная и муниципальная служба»
1. Поступление на государственную и муниципальную службу.
2. Понятие должностей муниципальной и государственной службы.
3. Прохождение государственной и муниципальной службы.
4. Прекращение государственной и муниципальной службы.
5. Заключения и действия служебного контракта.
6. Классные чины государственной и муниципальной службы.
7. Аттестация государственных и муниципальных служащих.
Дисциплина «Конституционное право»
1. Понятие и сущность конституционного строя РФ.
2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина, их понятие и структура.
3. Гражданство РФ: понятие, основания и порядок приобретения.
4. Избирательный процесс в РФ: понятие и основные стадии.
5. Президент РФ – правовое положение, порядок избрания, компетенция.
6. Федеральное собрание – Парламент РФ. Организация и порядок работы.
7. Совет Федерации: порядок образования, состав, компетенция.
8. Государственная Дума: порядок избрания, состав, компетенция.
9. Акты высших органов государственной власти. Законодательный процесс и его стадии.
10. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, основные полномочия.
11. Органы представительной и исполнительной власти Новосибирской области.
12. Судебная власть в РФ – понятие, система, порядок образования.
13. Понятие местного самоуправления в РФ, его система и принципы.
Дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы»
1. Роль этики в системе государственного и муниципального управления.
2. Типовой кодекс этики государственного и муниципального служащего: структура, содержание основных разделов.
3. Требования к одежде государственных и муниципальных служащих.
4. Корпоративная социальная ответственность в государственном и муниципальном управлении.
5. Требования к речевому этикету в государственном и муниципальном управлении.
6. Коррупция как проблема этики государственной и муниципальной службы.
7. Правила служебного этикета на государственной и муниципальной службе.
8. Правила и порядок ведения переговоров на государственной и муниципальной службе.
9. Конфликт интересов: сущность и причины возникновения.
10. Нормативное регулирование этики государственного и муниципального служащего.
11. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы и нормы.
12. Этика государственного и муниципального управления как регулятор взаимоотношения власти и населения.
Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений»
1. Сущность, свойства и характеристики государственный решений.
2. Типы и стили принятия государственных решений.
3. Процесс принятия государственных решений.
4. Технологии и методы целеполагания при разработке государственных решений.
5. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основы подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений.
6. Процедуры выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений.
7. Технологии и виды контроля государственных решений.
8. Факторы, влияющие на постановку целей государственных решений.
9. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений.
10. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве.
Дисциплина «Региональное управлении и территориальное планирование»
1. Федеральные округа: цель создания, характеристика, функции.
2. Формы и методы управления экономикой региона.
3. Планирование развития территорий городских округов, поселений и муниципальных районов.
4. Формы государственного регулирования развитием регионов.
5. Проблемы природопользования в регионах РФ.
6. Территориальное разделение труда. Формы организации территориального разделения труда.
7. Индикаторы социально-экономического развития региона.
8. Государственные бюджетные фонды, их роль в обеспечении устойчивого развития регионов.
9. Промышленный и научный потенциал НСО, его роль в социально-экономическом развитии области.
10. Межрегиональные экономические связи регионального хозяйства.
11. Региональный хозяйственный комплекс, его роль в специализации хозяйства субъекта РФ.
12. Основные положения стратегии развития регионов.
Дисциплина «Государственное регулирование экономики»
1. Субъекты, объекты, необходимость и цели государственного регулирования экономики.
2. Методы государственного регулирования экономики.
3. Меры налогового и кредитно-денежного регулирования экономики.
4. Государственная структурная политика.
5. Теории государственного регулирования экономики.
6. Теория предложения, неолиберализм, монетаризм, кейнсианство, государственный дирижизм.
7. 7.Факторы антициклического и антиинфляционного воздействия на экономику.
8. Меры государственного регулирования сельского хозяйства.
9. Политика доходов и занятости населения.
10. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
11. Особенности государственного регулирования экономики в США, Японии, Китае, Швеции.
12. Эффективность государственного регулирования экономики.
Дисциплина «Связи с общественностью в органах власти»
1. Связи со средствами массовой информации (медиарилейшнз) в государственных связях с общественностью.
2. Взаимодействие органов муниципального управления с территориальным общественным самоуправлением.
3. Современные информационные технологии в государственных связях с общественностью.
4. Общие принципы организации и этапы проведения кампании по связям с общественностью.
5. Понятие, содержание и формы связей общественности с правительственными органами (Government Relations, GR).
6. Информационная открытость власти как фактор повышения её легитимности. Федеральный Закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
7. Связи с общественностью как технология повышения легитимности власти.
8. Службы по связям с общественностью в государственном и муниципальном управлении: история появления, структура, содержание и формы деятельности.
9. Взаимодействие органов власти с религиозными объединениями.
10. Поддержка общественных инициатив в системе связей с общественностью.
11. Взаимодействие органов власти с национально-культурными автономиями и национальными общественными организациями.
12. Организация специальных событий в государственных связях с общественностью.
Фрагмент для ознакомления
2
Дисциплина «Основы государственного и муниципального управления»
1. Содержание системы государственного и муниципального управления.
Государственное управление – это деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.
Муниципальное управление – это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета. Муниципальное управление – является общественным управлением, которое осуществляется через предоставление власти обществу – через децентрализацию, и чем больше управление становится децентрализованным – тем больше оно является муниципальным. При наличии черт публичности государственное управление через внедрение муниципального администрирования превращается в муниципальное управление.
В государственном управлении объектом является государство, а в муниципальном управлении объектом является общество.
Государственное и муниципальное управление изменяется вместе с общественной системой: появление новых управленческих тенденций, изменение структуры социума, развитие смежных социальных, экономических и психологических наук, создание новых норм правового регулирования, информатизация процессов, экономики и общества, что требует постоянное обновление, углубление знаний и формирование новых профессиональных компетенций.
И государственное управление, и муниципальное администрирование имеют широкое и узкое понимание и по некоторым определениям очень похожи. Однако государственное управление относится к авторитарному виду управления, а муниципальное администрирование – к демократическому.
2. Конституционные правовые основы местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны, которая вся разделена на муниципальные образования. Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии развитой правовой основы его функционирования, соответствующей международным стандартам и содержанию социального и демократического государства. Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов и правовых норм, обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
2. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.
3. Государственная политика, содержательный аспект (методология процесса, виды, реализация).
Цели, задачи и функции государства, главного элемента политической системы общества, раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия – «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами.
Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики – международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики – внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.
Основным механизмом реализации политики является программный подход. Производной программного подхода можно считать практику разработки и реализации национальных проектов, посредством которых предлагается решить проблемы в указанных сферах.
4. Управление социальной сферой в РФ.
Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.
Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.
К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:
охрана здоровья и жизни населения страны;
обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;
обеспечение населения страны доступным жильем;
пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;
право на самовыражение и творческое развитие.
Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.
Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти (всех ее ветвей), общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы. Основой социальной политики является предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества с рыночной экономикой. Главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.
5. Муниципальные услуги (классификация, измерители, результативность).
Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.
Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.
Классификация муниципальных услуг:
Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носит индивидуальный характер, т.е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями.
Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производством, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем.
"Бюджетными" муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг.
Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.
Не менее важная проблема - оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать вопрос, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги.
6. Государственная политика в области занятости населения.
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;
создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.
7. Организационные основы и структуры местного самоуправления.
Организационная и социальная основы местного самоуправления тесно связаны между собой. Их соотношение вызывает дискуссии в юридической литературе. Рассмотрим вопрос о природе и понятии этих двух типов общественных отношений местного самоуправления.
Социальная основа включает в себя жителей муниципального образования, образующих социально-территориальную (поселенческую) общность, а также функции социального характера. К функциям социального характера относят: образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, средства массовой информации и др.
Законодательство Российской Федерации и ее субъектов закрепляет социальную природу местного самоуправления. Это проявляется в том, что местное самоуправление осуществляется обязательно в населенных пунктах, т. е. там, где проживают люди. Кроме того, социальный характер местного самоуправления выражен в целой системе прав граждан на местное самоуправление. Каждый житель в отдельности и сообщество в целом обладают правом участия в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; в местных референдумах; в собраниях (сходах); в проведении отзыва депутатов и других выборных должностных лиц; в митингах; демонстрациях, шествиях, пикетировании; в осуществлении народной правотворческой инициативы и т. д.
Реализуя эти права, жители становятся участниками процесса управления, которое имеет социальный характер. Социальная общность, являясь субъектом отношений, сознательно организует все процессы, связанные с осуществлением управления. Действия жителей направлены на установление, изменение и прекращение определенной группы прав и обязанностей, образуемых ими других субъектов местного самоуправления, а также субъектов, не создаваемых ими, но вступающих с ними в различные отношения.
Главная цель местного самоуправления состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь людей.
Организационная основа местного самоуправления представляет собой совокупность общественных отношений, касающихся наименования структуры органов местного самоуправления, порядка их формирования, форм и принципов их деятельности, а также выборных должностных лиц местного самоуправления.