Фрагмент для ознакомления
2
ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
1. Наука как форма знания, деятельность и социальный институт. Антиподы науки.
Наука – особый вид познавательной деятельнос¬ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях: Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.
Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.
Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Но то, что она является институтом, где тысячи нашли профессию, - результат недавнего развития.
1. Парадигмальность науки (коллективно принимаемые знания)
2. Целостноть рассмотрения мира на основе объединения естественного и сверхъестественного (люди и боги живут вместе)
3. Целостность науки на основе построения единой научной картины мира
4. Неразличение вещи и образа вещи (нарисованный мамонт и реальный)
5. Зависимость результатов исследования от действия прибора (физика микромира; принцип неопределенности Гейзенберга)
6. Генетический способ (через происхождение) объяснения сущности вещи, причем начало мира не может быть объяснено через наличные вещи (миф всегда ставит вопрос о возникновении мира)
2. Науки о природе и науки о культуре. Специфика социально – гуманитарного познания.
Науки о природе и науки о культуре – это названия самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в немецкой философии на рубеже XIX и XX вв. лидерами баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического (познавательного и научного) статуса социально-гуманитарных дисциплин, который не совпадает с мировоззренческими и методологическими основаниями естественно-научного знания.
Науки о культуре сосредоточены на познании частных, индивидуальных, неповторимых особенностей. Они проникают в телеологические (целесообразные, т.е. сообразные с целями человека) связи и пытаются реконструировать исторические образования по телеологическому принципу, определяя конкретные смыслы, зафиксированные в явлениях культуры. Для наук о культуре не может существовать какой-либо определенной основной науки, но есть возможность объединения, которую дает понятие «культуры».
К социально-гуманитарным наукам, сфера которых очерчивается духовно-культурной деятельностью человека, относятся история, философия, социология, теология, этика, эстетика. Резкую грань между естественными науками и науками о духе впервые провел В. Дильтей.
Задачей наук о духе он считал переживание проявлений общественно-исторической действительности, их осмысление и понимание. Для социально-гуманитарного знания характерна, во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т.п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность. Определенный смысл и ценность в этом познании представляет реальный опыт жизнедеятельности социальных общностей разного уровня, в котором отбираются и типизируются не только черты поведения и общения, но и оценки, коллективные представления о реальности, различного рода социальные и культурные нормы. Анализ опыта таких субъектов -- важная сторона социального и гуманитарного познания.
Социально-гуманитарное знание раскрывает не только объективные закономерности общества и культуры, но и их субъективные формы проявления: интересы, цели, ценностные ориентации. В соответствии с этим здесь гораздо большее значение имеет и субъективная сторона самого познания. Она проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего, это позиция самого субъекта познания - его мировоззрение, ценностные ориентации и установки, выбор аспектов рассмотрения объектов, смысловые стороны и отношения. И в самом объекте познания проявляется как объективная, так и субъективная его сторона, поскольку все эти объекты создаются и существуют лишь через деятельность реальных социальных субъектов, через социальные отношения и связи.
3. Предпосылки возникновения и основные этапы развития науки.
Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:
Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);
Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
Наука начинается в XVI—XVII вв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
Наука начинается с первой трети XIX в., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и древнем мире. В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательному средству дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия.
Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы. Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.
Этапы развития науки:
1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний.
2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).
– механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16вв). Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц.
Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта.
Особенности периода:
научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
начинают преобладать экспериментальные знания
наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт
4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир.
Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки.
4. Социальный и экзистенциальный субъекты в гуманитарном познании. Познание и понимание.
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания: его включенность в объект познания. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Теория личностного знания М. Полани. Этика ученого-гуманитария.
Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) или коллективный (научная школа).
В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования, в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные, так и бессознательные моменты познания.
Ученый выступает по Р. Мертону одновременно как:
ученый-исследователь (решает научные проблемы),
ученый-консультант (дает советы решение социальных проблем),
ученый-преподаватель (готовит кадры для науки),
ученый-администратор (управляет научным учреждением),
ученый-гражданин (служит своей Родине).
Ведущей функцией ученого является функция исследователя. В социально-гуманитарных науках он выступает одновременно и как ученый (цель – поиск истины), и как гражданин (цель – соотнесение знания с определенной оценкой).
Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет:
предмет и методы исследования,
способы интерпретации полученного знания,
объективность и истинность познания,
сферу использования знания.
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания: его включенность в объект познания. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Теория личностного знания М. Полани. Этика ученого-гуманитария.
Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) или коллективный (научная школа).
В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования, в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные, так и бессознательные моменты познания.
Ученый выступает по Р. Мертону одновременно как:
ученый-исследователь (решает научные проблемы),
ученый-консультант (дает советы решение социальных проблем),
ученый-преподаватель (готовит кадры для науки),
ученый-администратор (управляет научным учреждением),
ученый-гражданин (служит своей Родине).
Ведущей функцией ученого является функция исследователя. В социально-гуманитарных науках он выступает одновременно и как ученый (цель – поиск истины), и как гражданин (цель – соотнесение знания с определенной оценкой).
Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет:
предмет и методы исследования,
способы интерпретации полученного знания,
объективность и истинность познания,
сферу использования знания.
5. Основные модели соотношения философии и частных наук.
1. метафизический подход - абсолютизация одной из этих сторон;
2. диалектический подход - взаимосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон.
Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивное умозрение и позитивизм.
Спекулятивное умозрение строило свою «абсолютную модель» мира, не опираясь в должной мере на частно научное знание. Это тип концептуального знания, которое выводится без обращения к опыту, к фактам, только при помощи рефлексии, т.е., направляя мышление на осмысление собственных форм путем рассмотрения самого знания как такового. Наиболее характерные виды спекулятивного умозрения - натурфилософия (философия природы) и философия истории.
Натурфилософия - преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией, как и место самой натурфилософии в системе философского знания, менялись в истории философии. В античности она фактически сливалась с зачатками естественнонаучных знаний и обычно именовалась физикой. Натурфилософия была важнейшей составной частью философских систем Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), разрабатывалась представителями немецкой классической философии (особенно Шеллингом и Гегелем). Несмотря на свой умозрительный характер, натурфилософия смогла выдвинуть ряд ценных продуктивных идей: атомистика античности (Левкипп, Демокрит и др.), идеи развития и «полярности», принцип целостности природы (Шеллинг, Гегель), единства материи, движения, пространства и времени (Гегель), иерархии форм движения материи (Гегель) и ряд других.
Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позитивизм), но и диалектически. Наиболее характерными здесь являются:
диалектически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель);
диалектико-материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).
Опираясь на естественнонаучные открытия своего времени, Шеллинг сформулировал идеи целостности и развития природы, ее «полярности» («насыщенности» противоречиями), всеобщей связи ее явлений и др.
Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал, что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и опытом — это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное опытом, как раздражителем», мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», развивается из себя.
При этом Гегель остроумно замечает, что единственно лишь мышление должно называться «инструментом философии», а не термометры, барометры и т.п. «философские инструменты», выступает против так называемых «философских принципов сохранения волос» и т.п.
Диалектика как логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признает всеобщее в этих науках, законы, принципы и т.п., но она вводит в эти категории другие - философские - категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика». Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он подверг критике господствующий в его время метафизический метод мышления и обосновал необходимость применения в частных науках диалектики.
6. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная синергетика.
Социальная философия, пытаясь постигнуть простейшее образование социальной системы, так называемой «социальный атом» (по аналогии с физическим атомом или биологической клеткой), анализ которого позволил бы понять всю систему в целом, прошла ряд этапов. Вначале «социальным атомом» выступал индивид. Со временем пришло понимание, что в изолированном виде он не представляет собой социальное явление, и на его место была поставлена семья, которая на проверку, в структурном отношении, оказалась весьма сложным явлениям. Потом - родовая община (самое примитивное общество, оказавшееся тоже сложным явлением). И поиск «социального атома» зашел в тупик.
В середине ХIХ в. Карл Маркс в качестве первокирпичика социума обосновал идею общественных связей и складывающихся на их основе отношений между людьми.
«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» - утверждал Маркс.
В ХХ в. Питирим Сорокин делает вывод близкий к выводу К. Маркса, обозначая социальные связи и отношения как значимое человеческое взаимодействие, выступающее родовым социальным явлением.
Таким образом, в обеих концепциях утверждается, что человек в ходе своей деятельности вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. Поскольку эти мощные отношения порождены деятельностью, следовательно, они являются ее необходимой общественной формой.
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и внутри них. Поскольку человек включен в каждую из этих групп (этнос, класс, слой внутри класса, возрастная прослойка и т. д.), то он выступает в качестве универсального субъективного элемента и творца своих собственных общественных отношений.
Следовательно, общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей действительности.
Человек же есть совокупность соответствующих общественных отношений. К. Марксу принадлежит заслуга разработки научной теории об обществе как социальной системе.
Социальная система – есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.
Социальная синергетика.
В настоящий момент необходимо выделить две основные области синергетического знания: 1) естественнонаучная синергетика; 2) социальная синергетика. В свою очередь, естественнонаучная синергетика делится на физическую и биологическую, а социальная синергетика – на прикладную и фундаментальную социальную синергетику. Данная классификация показывает, что не следует сводить проблематику синергетики к исследованию только естественнонаучного круга проблем.
Необходимо отметить следующие моменты в формировании синергетики:
1. Пригожин И. построил физическую теорию диссипативных структур, где рассматривал проблемы самоорганизации в неравновесных открытых системах.
2. Хакен Г., рассматривая теорию сложных самоорганизующихся систем в физике, исследовал совместную деятельность элементов этих систем, акцентируя внимание на кооперативных эффектах в них. Так как деятельность по-древнегречески звучала как «энергия», а совместная деятельность – как «синергия», то Г. Хакен назвал теорию самоорганизующихся систем синергетикой.
3. Эти два подхода к интерпретации теории самоорганизации систем рассматриваются как эквивалентные.
4. В настоящее время в рамках общенаучной синергетики сформировалась новая область знаний, получившая название социальной синергетики или теории социальной самоорганизации.
7. Уровни научного знания: структура эмпирического знания, структура научной теории, метатеоретический уровень научного знания.
Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:
эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а также результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях);
теоретический уровень (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории);
метатеоретический (представлен философскими установками, социокультурными основаниями научного исследования, а также методами, идеалами, нормами, эталонами, регулятивами, императивами научного познания, стилем мышления исследователя и т.д.).
Эмпирическое знание неверно понимать, как логическое обобщение данных наблюдения и эксперимента. Между ними существует другой тип отношения; логическое моделирование (репрезентация)чувственно данных в некотором языке. Эмпирическое знание всегда является определённой понятийно- дискурсной моделью чувственного знания.
Необходимо отметить, что само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырёх уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпирические высказывания (с квантором существования или без), так называемые «протокольные предложения». Их содержанием является дискурсная фиксация результатов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное место и время наблюдения.
Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это – обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие каких-либо событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность.
Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т.д.). Научные законы – это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность).
Наконец, самым общим, четвертым уровнем существования эмпирического научного знания являются феноменологичекие теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих законов и эмпирических фактов. Являясь высшей формой логической организации эмпирического знания, феноменологические теории, тем не менее, и по характеру своего происхождения, и по возможностям обоснования, остаются гипотетическим, предположительным знанием.
Структура научной теории
Современная методология науки выделяет следующие основные элементы структуры теории:
основания теории – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.д.;
идеализированный объект – абстрактная модель существенных признаков (свойств и связей) изучаемых объектов действительности, например, абсолютно твердое тело, идеальный газ, человек экономический и т.д.;
логика теории – совокупность правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов и направленных на исследование и развитие знаний;
совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений теории.
Метатеоретический уровень научного знания — более общий уровень по сравнению с эмпирическим и теоретически уровнями. Он состоит из двух подуровней:
1. общенаучное знание;
2. философские основания науки.
Особо важное значение метатеоретический уровень научного знания имеет для логико-математического класса наук. Здесь он оформился даже в виде самостоятельных дисциплин — метаматематики и металогики. Их предметом является исследование математических и логических теорий для решения проблем их непротиворечивости, полноты, независимости аксиом, доказательности, конструктивности. В естествознании и социально-гуманитарном знании метатеоретический уровень представлен в виде соответствующих частно- и общенаучных принципов.
В современной науке не существует и не может существовать какого- либо единого содержания метатеоретического знания, одинакового для всех научных дисциплин. Оно всегда конкретизировано и связано с особенностями научных теорий.
8. Методы и важнейшие особенности эмпирического исследования.
На эмпирическом уровне применяются такие методы, как наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент.
Наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Наблюдение всегда носит не созерцательный, а активный, деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи и поэтому отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью. Наблюдатель не просто регистрирует эмпирические данные, а проявляет исследовательскую инициативу: он ищет те факты, которые его действительно интересуют в связи с теоретическими установками, производит их отбор, дает им первичную интерпретацию.
Наблюдение как исследовательская ситуация включает:
1. субъекта, осуществляющего наблюдение, или наблюдателя;
2. наблюдаемый объект;
3. условия и обстоятельства наблюдения, к которым относят конкретные условия времени и места, технические средства наблюдения и теоретические знания, необходимые для создания данной исследовательской ситуации.