Фрагмент для ознакомления
2
Рыночное равновесие и его моделирование. Влияние государства на рыночное равновесие. Последствия введения фиксированных цен.
Рыночное равновесие (market equilibrium) – это такая рыночная ситуация, при которой для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения. Графическое изображение рыночного равновесия – это точка пересечения кривой спроса и кривой предложения в одной системе координат. Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у производителей и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли–продажи.
Существует два подхода к анализу установления равновесия.
1) Подход Л.Вальраса описывает равновесие в результате анализа дисбаланса объемов спроса и предложения и регулирующей функции цены. Конкуренция между покупателями при наличии дефицита на рынке оказывает повышающее воздействие на цену товара, а конкуренция между продавцами при избытке предложения толкает цены вниз.
2) Подход А.Маршалла заключает в сравнении цены спроса и цены предложения, равновесная цена устанавливается изменением объемов спроса и предложения. Разница цен спроса и предложения стимулирует продавцов увеличить объем предложения, тем самым рынок приходит к равновесию.
В конкурентной экономике без сговора (коалиции) достижение равновесия есть стихийный процесс, основанный на том, что при любой цене, превышающей равновесную, количество товара, которое стремятся предложить продавцы (производители), будет превосходить то количество, на которое покупатели (потребители) намерены предъявить спрос; возникает давление на цену в сторону ее понижения, причем деятельность некоторых продавцов, желающих избавиться от товара, будет направлена против существующего (слишком высокого) уровня цены.
Государство может воздействовать на рыночные механизмы с помощью различных инструментов, основными из которых являются налоги, фиксированные цены.
Выделяют два типа государственного регулирования:
• прямое: путем установления фиксированных цен;
• косвенное: с помощью налогов.
При прямом регулировании государство ввиду разного рода причин и обстоятельств устанавливает фиксированные цены выше или ниже равновесной цены.
Несмотря на то что прямое вмешательство регулирование искусственно создает базу для избытка или дефицита, существуют оправданные случаи такого способа регулирования.
Вариант косвенного регулирования считается более «мягким» и широко используется во всех современных экономиках.
Если государство законодательно установит минимальную цену выше равновесной (ценовой пол), то возникнет избыток товаров на рынке. Цена не сможет упасть и ликвидировать этот избыток. Если государство законодательно установит максимальную цену ниже равновесной (ценовой потолок), это приведет к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. На графике (рис 2.7) это нижний сектор — сектор дефицита.
В долгосрочном периоде подобные ситуации искажения рыночного механизма приводят к появлению теневой экономики.
Рис. Фиксированная цена
На рис. можно заметить, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема Q^.
Несмотря на то что прямое вмешательство регулирование искусственно создает базу для избытка или дефицита, существуют оправданные случаи такого способа регулирования.
Например, государство законодательно устанавливает минимальные цены для того, чтобы предотвратить их падение ниже определенного уровня, руководствуясь разными мотивами:
• для защиты доходов производителей. Если отрасль чувствительна к резким изменениям предложения (например, урожай, зависящий от погодных условий), то минимальные цены могут предотвратить падение доходов производителей в периоды вялой экономической конъюнктуры;
• для создания запасов, на случай возникновения непредвиденных перебоев в будущем;
• для предотвращения падения заработной платы ниже определенного уровня.
2. Теория потребительского поведения и ее основные течения (кардинализм и ординализм). Равновесие потребителя. Влияние внешней торговли на потребительскую корзину.
В настоящее время в теории поведения потребителя сложилось два направления: Кардиналистическое (количественное) Количественный подход основывается на следующих предположениях: При расходовании своего бюджета потребитель стремится получить максимум удовлетворения (полезности) от приобретенных благ. При расходовании своего бюджета потребитель стремится получить максимум удовлетворения (полезности) от приобретенных благ. Потребитель способен произвести количественную оценку полезности благ. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютила. Потребитель способен произвести количественную оценку полезности благ. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютила. Предельная полезность блага убывает.
Ординалистическое (порядковое) Теория порядкового измерения полезности основа на следующих предположениях: Предположение о сравнимости. В результате сравнения благ потребитель приходит к одному из следующих заключений: А>B – набор А предпочтительнее, чем набор В; A
Для определения максимального уровня удовлетворения потребностей потребителя необходимо совместить бюджетную линию и карту кривых безразличия на одном графике. Мы практически совмещаем потребности потребителя и его возможности.
Максимизация достигается в точке, в которой бюджетная линия является касательной к кривой безразличия.
Эта точка является точкой потребительского равновесия.
графическая интерпретация потребительского равновесия
На рис. представлена графическая интерпретация потребительского равновесия
На рис. мы используем модель, чтобы определить выбор потребителя относительно недельного потребления апельсинов и яблок в рамках своего бюджетного ограничения.
Максимальная полезность, достигаемая при данном бюджете, обеспечивается набором в точке Е с координатами Qх1, Qу1. Это и есть выбранный потребительский набор. Ни одна из других комбинаций не доставит потребителю большей полезности при данном доходе.
Проанализируем результаты внешней торговли по отношению к потребителям, производителя и стране в целом на примере страны-импортера и страны-экспортера какого-либо товара. Предположим, что Россия импортирует сукно, а остальной мир его экспортирует.
Рассмотрим, как установится общее равновесие в условиях самообеспечения и мировой торговли (рис).
В отсутствии внешней торговли в стране П и стране О равновесие спроса и предложения на рынках сукна устанавливалось при различных ценах. В стране П при цене равновесия 4 производилось 23 единицы сукна, а в стране О – при цене равновесия 3 производилось 17 единиц сукна. После установления торговых отношений цены установятся где-то между 3 и 4 . С помощью графика мирового спроса на сукно (избыточного спроса страны П) и мирового предложения сукна (избыточного предложения страны О) можно точно определить окончательную мировую цену на сукно – 3,6 . Таким образом, цена равновесия в условиях мировой торговли – 3,6, количество сукна, реализуемого на мировом рынке (т.е. в процессе международной торговли) – 1,8.
Влияние внешней торговли на страну-импортера.
Как известно, кривая спроса, если взглянуть на нее с точки зрения поведения потребителей, является кривой частной предельной выгоды: на вертикальной оси нанесены размеры предельной выгоды от добавочной единицы сукна, а на горизонтальной оси – объемы его закупок. Поэтому площадь под кривой спроса до линии цены измеряет, как расценивают потребители саму возможность приобретения сукна. Это – излишек потребителя. Повышение цены означает потерю части выгод, связанных с приобретением сукна (излишек потребителя уменьшается), снижение цены – увеличение выгод (излишек потребителя увеличивается).
При отсутствии внешней торговли, когда потребители ежегодно приобретали 23 единицы сукна по 4 ден.ед. за каждую единицу, излишек потребителя был равен площади с (рис.3.1.). Установление торговых отношений позволило увеличить излишек потребителя. При цене 3,6 ден.ед. он равен площадям (а+б+в+с). чистый выигрыш от торговли для потребителей составил площадь (а+б+в).
О том, как производители оценивают возможность производства и реализации продукта, судят по излишку производителя, т.е. его прибыли.
В результате международной торговли происходит сокращение доходности национального производства сукна. В результате начинается отток ресурсов в производства пшеницы, а производство сукна сокращается. При цене 3,6 сукна производится меньше при меньших издержках, чем при цене 4. Излишек производителя сокращается до размеров площади к. Таким образом, в результате внешней торговли национальные производители потеряли область а.
В результате внешней торговли потребители выигрывают области а+б+в, а производители теряют область а.