Фрагмент для ознакомления
1
Б1. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:
а) субъективного идеализма;
6) объективного идеализма
в) метафизического материализма;
г) диалектического материализма.
Б2. Эпикур писал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная
цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности,
как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение,
— нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не
бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только
трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и
изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе»,
Определите этическую позицию философа. Как он понимает
наслаждение? В чем Эпикур видит назначение философии
Б3. Дайте определение экзистенциализма. Попробуйте в 3—4 тезисах
выразить суть экзистенциального учения, а затем раскройте содержание
каждого из выделенных вами тезисов.
Б4. Характеризуя отношение между материей и движением, Ф. Энгельс
отмечал, что движение - это не просто свойство, а всеобщий атрибут
материи. В чем различие между понятиями «атрибут» и «свойство»?
Б5. К. Поппер подчеркивает, что на его взгляд, не существует такой
вещи, как индукция. Так, вывод теории из единичных утверждений, которые «верифицированы опытом», логически недопустим. Прав ли философ? Да.
Нет. Почему?
Б6. Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе,
к с помощью категорий», Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.
Вопросы для анализа текста:
1. Почему античный человек не был человеком в современном смысле
этого слова? Что в наибольшей степени сдерживало и ограничивало его
свободу?
2. Какие новые возможности открывает христианская религия для
сознания человеком своего «Я»?
3. В каком плане осознает себя средневековый человек?
4. Какие социально-экономические изменения, происходящие в эпоху
Возрождения, делают человека более свободным, чем раньше?
Фрагмент для ознакомления
2
Б1. В субъективном идеализме пространство и время трактуются как индивидуальные формы сознания. Иными словами, пространство и время являются производными от сознания субъекта. Если вспомнить онтологический принцип субъективных идеалистов «существовать значит быть воспринимаемым», то и пространство и время существуют только в восприятии субъекта. Тогда получается, что у каждого свое пространство и время. Подобная позиция близка к солипсизму – признанию истинности только собственного существования, а всего остального мира – продуктом деятельности собственного сознания. Однако, уже Беркли вводит в свою онтологию Бога, в восприятии которого и существует весь мир, предполагающий пространственно-временное измерение.
В объективном идеализме, например, у Гегеля, развивается реляционная концепция пространство и время, согласно которой они представляют собой отношения, возникающие в результате взаимодействия материальных объектов между собой, и не зависят от сознания и воли субъекта. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека.
Метафизическому материализму было присуще представление об абсолютном пространстве и времени. Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира, а именно: системе взглядов на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при соприкосновении.