Фрагмент для ознакомления
1
1. Изобразите на "кругах Эйлера" следующие понятия: "офицер", "моряк", "военнослужащий".
Офицер (A), моряк (B), военнослужащий (C)
2. Приведите примеры расширения и ограничения понятий. Какой вариант ограничения понятия "карандаш" будет правильным: а) деревянный предмет; б) канцелярский товар; в) сломанный карандаш; г) письменная принадлежность?
3. Какие понятия получили название категорий? Приведите примеры категорий, используемых различными науками.
4. Чем суждение в логике отличается от предложения в разговорной или письменной речи?
5. Обоснуйте ответ на вопрос: "Почему простые суждения имеют трехчленную структуру?".
6. Нарисуйте "логический квадрат". Из субъекта "студенты нашей группы" и предиката "отличники учебы" образуйте суждения всех четырех типов (A, E, I, O).
7. Как Вы понимаете выражение "распределенность терминов в категорическом суждении"? Что можно сказать о распределенности терминов в суждении: "Некоторые студенты нашего университета живут в общежитии"?
8. Каковы условия истинности заключения? В ходе следующего рассуждения: "Если все самолеты являются летательными аппаратами и воздушный шар тоже летательный аппарат, следовательно…", будет ли истинным заключение, что воздушный шар является самолетом?
9. Дайте анализ следующему силлогизму (Истинно ли заключение? Если нет, то какие правила нарушены? Определите фигуру и модус силлогизма):
Все планеты – небесные тела
Луна не является планетой
---------------------------------------------
Луна не является небесным телом.
10. Определите фигуру и модус, а также дайте ответ, соблюдены ли правила в следующем категорическом силлогизме:
Некоторые студенты являются победителями Олимпийских игр
Все победители Олимпийских игр награждены медалями
Некоторые из награжденных медалями – студенты.
11. Обоснуйте значение категорического силлогизма и теории силлогистики в целом.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Изобразите на "кругах Эйлера" следующие понятия: "офицер", "моряк", "военнослужащий".
Офицер (A), моряк (B), военнослужащий (C)
Понятия А и С находятся в отношении соподчинения между собой и в отношении подчинения к понятию В.
Схема
2. Приведите примеры расширения и ограничения понятий. Какой вариант ограничения понятия "карандаш" будет правильным: а) деревянный предмет; б) канцелярский товар; в) сломанный карандаш; г) письменная принадлежность?
Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие: сломанный карандаш;
3. Какие понятия получили название категорий? Приведите примеры категорий, используемых различными науками.
Категории – это такие понятия, которые являются только родами по отношению к другим понятиям, и которые не могут быть видами. У таких понятий (категорий) наибольший объем и наименьшее содержание по сравнению с остальными понятиями. Применительно к философии, например, категориями являются такие понятия, как «вещь», «сущность», «форма», «причина» и другие. Что касается отдельных (специальных) наук, то здесь также есть такие понятия, которые по отношению к образующим эти науки системам понятий выступают как родовые понятия и которые в этих системах не могут играть роль видовых понятий: «фигура» - в геометрии, «атом» - в химии, «социальное действие» в социологии.
Все категории суть понятия, но не все понятия — категории. Даже самая простая мысль, например: «Три желтых листа упали на землю», заключает в себе такие понятия, как «предмет» (листья, земля), «качество» (желтый), «количество» (три), «движение» (падать). Без понятий, категорий невозможны мышление, познание свойств предметов, их связей с другими предметами, их развитие. Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи.