Фрагмент для ознакомления
2
1. Нарушение непосредственной памяти: «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия
Непосредственная память — способность воспроизводить события, опыт, информацию сразу после действия стимула.
К наиболее распространенным нарушениям непосредствен¬ной памяти относится «корсаковский синдром» и прогресси¬рующая амнезия.
«Корсаковскнй синдром» — это нарушение памяти на текущие события при относительной сохранности событий прошлого.
Корсаковский синдром впервые был описан известным оте¬чественным психиатром С. С. Корсаковым при тяжелых алко¬гольных интоксикациях. Этот вид нарушений памяти часто со¬четается с конфабуляциями (больные заполняют пробелы памя¬ти вымышленными событиями), иногда у них наблюдается дез¬ориентировка во времени и пространстве. Два последних при¬знака могут быть слабо выражены, но первый (нарушение памя¬ти на текущие события) составляет основной радикал этого рас-стройства. Впоследствии оказалось, что корсаковский синдром может обнаружиться и при других поражениях мозга неалко¬гольного генеза.
Вот пример из клиники.
Больной может правильно назвать события из своего детст¬ва, школьной жизни, помнит исторические даты, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родст¬венники, беседовал ли с ним сегодня врач и т. п. Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, не¬редко можно получить ответ: «Я не помню, но у меня в кармане папиросы - значит, жена приходила».
Такие больные здороваются по несколько раз в день один и тот же вопрос, обращается помногу раз с одной и той же прось¬бой, производят впечатление назойливых людей.
Встает вопрос, является ли забывание недавнего прошшого следствием дефекта воспроизведения или это дефект удержа¬ния материала. Ряд хорошо известных в медицинской психоло¬гии экспериментальных данных говорит о том, что речь идет о плохом воспроизведении. Приведем эти данные.
Еще в 1911 г. швейцарский психолог и врач Э. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Э. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спря¬танной иглой. Больной перестал подавать Э. Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались.
В лаборатории Б. В. Зейгарник были поставлены следую¬щие эксперименты с больным, у которого после тяжелого брюшного тифа развился корсаковоподобный амнастический синдром. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На сле¬дующий день больной, введенный в кабинет, не только не пом¬нил, что он вчера делал, но отрицал сам факт того, что он вчера был в этом кабинете, не узнавал экспериментатора, однако, ко¬гда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета. Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами: «Не знаю».
Какие же выводы мы отсюда должны сделать? Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что при корсаковском синдроме процессы запечатления и сохране¬ния опыта у больных не нарушены, данное расстройство по преимуществу является следствием нарушения процесса вос¬произведения.
Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня «ходил в лесок по грибы», другой «вспомнил», что «он вчера был дома и ему там устроили пыш¬ную встречу». Это наводит на мысль о существовании какого-то парадоксального механизма восполнения дефекта, который под¬тверждается и другими наблюдениями.
В подтверждение приводим выписки из истории болезни (как всегда по Б. В. Зейгарник), внесенные в нее психиатром и клиническим психологом.
Врач-психиатр: Во время беседы больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чер¬нильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «Не знаю, вероятно, дали мне такой халат». Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Указанные конфабуляторные вы¬сказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно настаивая на своем, не поддаваясь ра-зубеждению. Также упорно и настойчиво отрицает факты, имев¬шие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, год женитьбы и т. д. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него прекрасная память.
Психолог: Больной без всякой заинтересованности относит¬ся к эксперименту. Он не может выполнять задания, требуемого учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он об¬разует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных?» За¬дания же, не требующие запоминания только что совершенных действий, больной выполняет: объясняет правильно переносный смысл поговорки, метафоры, справляется с заданием, требую¬щим исключения лишних предметов, но спустя 3 минуты, не помнит, что выполнял эти задания.