Фрагмент для ознакомления
2
Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:
по приобретению природных объектов в собственность (купля-продажа земельных участков, приватизация земель в установленном законом порядке, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного участка с находящимися на нем природными объектами - водоемами, лесными участками и др.);
по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;
по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.
Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и находящиеся на ней природные ресурсы, которые выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве сервитута (права ограниченного) пользования соседним земельным участком.
Состав экологических правоотношений включает следующие элементы: объект, субъект и содержание (права и обязанности участников) экологических правоотношений.
Объектом экологических правоотношений выступают:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Юридические факты можно подразделить на следующие группы:
правоустанавливающие, то есть такие действия и события, которые являются основанием возникновения экологических правоотношений (например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на водопользование - ст. 48 Водного кодекса РФ);
правоизменяющие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся правоотношений (например, возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта, которое может повлечь ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта - ст. 26 Лесного кодекса РФ);
правопрекращающие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений (например, истечение установленного срока пользования животным миром является основанием прекращения правоотношений по пользованию этими объектами -ст. 47 федерального закона «О животном мире»).
2.Источники экологического права: понятие и особенности (Тукай)
Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
3.Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического законодательства.
Целью закона является регулирование взаимоотношений природы и общества, а также создание нормативной базы по допустимому воздействию человеческой деятельности на окружающую среду.
В тексте упомянуты основные понятия, используемые в экологическом законодательстве, перечислены основные принципы охраны окружающей среды, на основании которых действует закон, упомянуты объекты, на которые распространяется действие настоящего закона, полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан, а также методы экономического регулирования и методы нормирования.
Закон устанавливает основные требования к проведению экологической экспертизы, ограничивает зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций, а также зоны природных объектов, находящихся под особой охраной.
4.Право собственности на природные ресурсы и право собственности на природные объекты. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы и природные объекты.
Право на природные ресурсы — это субъективное право имущественного характера, содержание которого составляет правомочие пользования природным объек¬том, сопряженное или не сопряженное с правом владения и распоряжения данным объектом.
Право владения природными объектами означает нахождение объ-екта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удер¬жание этого объекта, фактическое господство над ним.
Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:
• какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности;
• какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы.
В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.
По Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. Он не может быть индивидуализирован, в силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение - одно из важнейших полномочий собственника.
Субъекты права собственности на природные ресурсы
Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются:
• физические и юридические лица;
• Российская Федерация;
• субъекты Федерации и муниципальные образования.
Представляется, что этот перечень субъектов - исчерпывающий.
Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы от имени государства правомочия собственника в соответствии со ст. 114 Конституции России осуществляет Правительство РФ.
5.Виды экологического управления: государственное, отраслевое, муниципальное, производственное, общественное
Государственное экологическое управление представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и использования природных ресурсов. Государственное экологическое управление осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Органы государственной власти в сфере экологического управления подразделяют на:
органы общей компетенции — Правительство РФ, правительства субъектов РФ;
органы специальной компетенции, например Минприроды России, Рослесхоз, Роснедра, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и др.
Муниципальное экологическое управление — урегулированная нормами экологического права деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и использования природных ресурсов.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципальных районов относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
организация сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов.
Производственное экологическое управление (экологическое управление на предприятии) является одним из наиболее эффективных средств по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. На предприятиях создаются отделы, службы экологического управления (менеджмента) и системы управления охраной окружающей среды. В целях реализации производственного экологического управления утвержден ряд государственных стандартов.
В процессе управления природопользованием и охраной окружающей среды важная роль принадлежит общественным движениям «зеленых». Конституция (Основной Закон) Российской Федерации и Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» создают реальные условия, гарантирующие обеспечение прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, а также предусматривают механизм участия граждан и общественных организаций в управлении природоохранной деятельностью.