Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
1. Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории. 5
2. Предмет, метод и структура экономической теории. 5
3. Функции экономической теории. 5
4. Экономические потребности. Экономические ресурсы и их классификации. Проблема выбора в экономике. 5
5. Границы производственных возможностей и закон возрастания альтернативных затрат. Экономический рост. 6
6. Экономическая система. Сравнительный анализ экономических систем (формационный и цивилизационный подходы). 6
7. Основные модели организации экономики. 6
8. Собственность: понятие, формы и место в экономической системе. 7
9. Фирма в рыночной экономике: сущность, признаки, классификация фирм. 8
10. Основные формы предприятий (фирм) и предпринимательства. 8
11. Мотивация деятельности фирмы: основные концепции. 9
12. Рынок: сущность, условия существования, функции. Субъекты рыночной экономики и их цели 9
13. Структура и виды рынков. Инфраструктура рынка. 10
14. Преимущества и недостатки рыночной модели организации экономики. 11
15. Конкуренция: сущность, формы, методы и роль в рыночной экономике. 12
16. Виды и критерий эффективности координационного механизма. Трансакционные издержки и права собственности. 14
17. Рыночный спрос. Факторы, воздействующие на спрос. 14
18. Индивидуальный и рыночный спрос. Специфические факторы формирования индивидуального спроса. 15
19. Рыночное предложение. Факторы, влияющие на предложение. 16
20. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его изменение. 16
21. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу и А.Маршаллу. 17
22. Единственность и стабильность равновесия. "Паутинообразная" модель рыночного равновесия. 17
23. Воздействие государства на рыночное равновесие: фиксация цен и объема. 18
24. Воздействие государства на рыночное равновесие: потоварные налоги и дотации. Излишек потребителя и излишек производителя на конкурентном рынке. 19
25. Эластичность спроса по цене. Виды и факторы ценовой эластичности спроса. 19
26. Эластичность спроса по доходу. 22
27. Связь между ценовой эластичностью спроса и общей выручкой продавца. 24
28. Практическое применение эластичности. 25
29. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. 25
30. Кардиналистская теория полезности. Законы Госсена. Теория предельной полезности и закон спроса. 29
31. Ординалистская теория полезности: аксиомы и основные положения. 29
32. Концепция кривых безразличия и предпочтений потребителя. Виды кривых безразличия. 31
33. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Равновесие потребителя. 32
34. Внутреннее и угловое решение задачи потребительского выбора. 35
35. Эффект замены и эффект дохода и их воздействие на объем спроса. 36
36. Построение линии "цена − потребление". Кривая индивидуального спроса. Обыкновенные товары и товары Гиффена. 37
37. Построение линии "доход − потребление". Кривые Энгеля. 38
38. Производство и технология. Производственная функция и ее виды. 40
39. Показатели эффективности деятельности фирмы. 43
40. Кругооборот и оборот капитала. Скорость оборота. Издержки обращения. 44
41. Основной и оборотный капитал. Износ и амортизация основного капитала. Методы амортизации. Способы оценки основного капитала. 45
42. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи фактора производства. 46
43. Производство с двумя переменными факторами. Замещаемость ресурсов. 47
44. Изокоста и равновесие производителя. Оптимальная линия роста. 48
45. Понятие и виды издержек. Экономические издержки. Виды прибыли. 49
46. Издержки производства в коротком периоде. 50
47. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. Минимально эффективный размер фирмы. 52
48. Виды рыночных структур и их сравнительная характеристика. 55
49. Выбор конкурентной фирмы в коротком периоде. Типы фирм в условиях 55
краткосрочного равновесия. Излишек производителя в коротком периоде. 56
50. Краткосрочное предложение конкурентной фирмы и отрасли. 56
51. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы и отрасли. Воздействие изменения спроса на отраслевое предложение в долгом периоде. 61
52. Общественная эффективность совершенной конкуренции. 64
53. Понятие монополии как рыночной структуры и условия ее существования. 65
Экономическая и административная монополия. 65
54. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. 65
55. Монополия и общественная эффективность. Потери от монополии. 66
56. Монополия и рыночная власть. Источники и показатели рыночной власти. Антимонопольная политика. 66
57. Принципы ценообразования в условиях рыночной власти. 68
58. Ценовая дискриминация: сущность, условия проведения и виды. 69
59. Олигополия как рыночная структура. Модели олигополии. 69
60. Нескоординированная олигополия: модель ломаной кривой спроса. 72
61. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. 73
62. Рынок ресурсов: особенности и функции. Факторные доходы. 73
63. Особенности и факторы спроса на экономические ресурсы. 74
64. Особенности предложения экономических ресурсов. 75
65. Спрос фирмы на один переменный фактор. Показатели предельной доходности ресурса и предельных издержек на ресурс. Правило спроса на ресурс. 76
66. Эластичность спроса на ресурсы и факторы, влияющие на нее. 78
67. Оптимальное соотношение ресурсов. Правило минимизации издержек и правило максимизации прибыли. 80
68. Капитал как фактор производства. Ставка процента: сущность, виды, факторы и роль в рыночной экономике. 81
69. Капитал и инвестиции. Дисконтированная стоимость капитального товара. 83
70. Принятие фирмой инвестиционного решения в коротком и долгом периодах. 87
71. Земля как фактор производства. Предложение и спрос на землю. 87
72. Сущность и виды экономической ренты. Цена земли. 90
73. Рынок труда: сущность, условия существования, особенности и функции. 93
74. Спрос и предложение труда на рынке совершенной конкуренции. Деятельность профсоюзов на конкурентном рынке. 96
75. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Воздействие профсоюзов и государства на рынок труда. 96
76. Модель монопсонии на рынке труда. Двусторонняя монополия. 99
77. Индивидуальное предложение труда. 100
78. Заработная плата: сущность, формы, системы. Причины и критерии дифференциации заработной платы. 103
79. Теория ″человеческого капитала″. 104
80. ″Человеческий капитал″: сущность и виды. Инвестиции в ″человеческий капитал″. 108
Фрагмент для ознакомления
2
77. Индивидуальное предложение труда.
Индивидуальное предложение труда
Предложение труда исходит либо от отдельного работника, не являющегося членом профсоюза, либо от работников, входящих в профсоюз.
На индивидуальном уровне каждый решает для себя проблему предложения труда исходя из потребительского выбора между досугом и потреблением товаров и услуг.
В пределах суток люди стремятся сбалансировать две цели, сравнивая предельную полезность 1 часа досуга с предельной полезностью благ, которые можно получить за доход от 1 часа работы. Таким образом, часовая ставка зарплаты wt может рассматриваться как альтернативные издержки. Чем выше эти издержки, тем большую ставку зарплаты желает получить работник.
Однако следует помнить, что рост зарплаты имеет два противоположных эффекта:
1. По мере роста зарплаты работник заинтересован трудиться некоторое дополнительное время, поскольку оно лучше оплачивается. Отсюда у него формируется склонность заменить досуг работой. Такой эффект замены срабатывает при медленном росте зарплаты. Однако этому эффекту противостоит другой эффект — эффект досуга.
2. С увеличением рабочего времени час досуга работника становится все более дорогим, поскольку его остается все меньше и меньше. Наступает момент, когда работник не хочет дальше жертвовать досугом и при высоком заработке, а следовательно, на приемлемом для него уровне материального благосостояния у работника формируется другая потребность — он хочет теперь иметь больше досуга. Это значит, что дальнейший рост зарплаты приведет не к увеличению предложения труда, а, напротив, к его уменьшению. Кривая предложения SL, изображенная на рис. 10.10, имеет загибающуюся форму (h на рисунке — количество рабочих часов в год). Это и есть иллюстрация эффекта дохода. Он может действовать при значительном росте зарплаты.
Рис. Кривая индивидуального предложения труда
78. Заработная плата: сущность, формы, системы. Причины и критерии дифференциации заработной платы.
Марксистская трактовка
Заработная плата является превращенной формой стоимости (цены) рабочей силы, которая внешне представляется как плата за весь труд в силу объективных причин:
1) труд является средством получения заработной платы, которая внешне представляется
как плата за весь труд,
2) заработная плата выплачивается после процесса труда, а не до него,
3) величина заработной платы увязана с результатами труда, его количеством
(в зависимости от проработанного времени или объема произведенной продукции) и
качеством (в зависимости от квалификации).
Величина заработной платы определяется 2мя факторами:
1) стоимость предметов потребления, необходимых для существования работника и его
семьи (включает исторический и моральный элемент);
2) стоимость обучения;
3) рыночные факторы:
− соотношение спроса и предложения труда;
− конкуренция между предпринимателями и наемными работниками ведет к
выравниванию заработной платы работников определенной профессии с равным
уровнем квалификации;
− наличие монополии работодателей.
Неоклассическая трактовка (А. Маршалл)
Величина заработной платы определяется 2мя факторами:
1) предельная производительность труда (MPL), которая определяет спрос на труд;
2) издержки воспроизводства, обучения и содержания работника, воздействующие на
предложение труда.
Выделение в составе второго фактора заработной платы затрат на обучение стало основой теории человеческого капитала, под которым понимаются инвестиции в развитие знаний, навыков, способностей работника, повышающих эффективность его труда (т.е. человеческий капитал − это мера воплощенной в человеке способности приносить доход). В дальнейшем инвестиции в человеческий капитал компенсируются ростом заработной платы.
Согласно теории человеческого капитала, производительность труда (и рыночная стоимость трудовых ресурсов) в значительной мере зависит от интенсивности вложений
в расширенное воспроизводство работников.
Направления инвестиций в человеческий капитал
Расходы на образование
− общее и специальное;
− формальное и неформальное обучение на рабочем месте
повышение квалификации и качества рабочей силы
Расходы на здравоохранение
− профилактика болезней;
− питание;
− улучшение жилищных условий;
− отдых
− поддержание работоспособности;
− увеличение продолжительности
трудовой жизни
Расходы на повышение мобильности
расходы на повышение квалификации, профессиональную переподготовку
ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
1) основной источник воспроизводства рабочей силы;
2) определяет социально-экономический статус наемного работника;
3) на микроуровне − стимулирующая функция:
для предпринимателя заработная плата является инструментом воздействия на
работника с целью повышения эффективности производства,
для работника мотив работать с бόльшей или мéньшей отдачей
4) на макроуровне − регулирующая функция:
перераспределение трудовых ресурсов между сферами экономики, отраслями и
предприятиями (при отсутствии ограничений мобильности рабочей силы);
5) социальная функция
ПРИЧИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
1) различия в уровнях квалификации, профессиональной подготовки, качества труда;
2) различия по способностям: ставки заработной платы особо талантливых людей
содержат элемент чистой экономической ренты;
3) "выравнивающие различия" в оплате труда, компенсирующие неденежные различия
работ (престижность, привлекательность, условия труда, возможность продвижения по
службе);
4) отклонения от условий конкуренции на рынке труда в связи с географическими,
искусственными и социальными ограничениями мобильности.
Критерии дифференциации заработной платы − квалификационные
− отраслевые
− территориальные
− национальные
На величину заработной платы значительное влияние оказывают цены на товары и услуги. В связи с этим различают номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата (W)
денежное выражение заработной платы
Реальная заработная плата
(W/ Р) количество товаров и услуг, которое можно приобрести за номинальную заработную плату при данном уровне цен на них
Динамика реальной заработной платы определяется индексом потребительских цен:
Повышающие факторы
1) рост потребностей наемных работников (материальных, духовных, социальных);
2) благоприятная конъюнктура на макроуровне (на стадии циклического подъема);
3) борьба рабочего класса за повышение заработной платы;
4) рост интенсивности труда;
5) государственная политика занятости, распределения доходов.
Понижающие факторы
1) рост стоимости жизни;
2) падение спроса на рабочую силу; 3) рост безработицы;
4) инфляция, налоги и т.д.;
5) дискриминация в оплате труда по национальным, расовым признакам, полу, возрасту.
В конечном счете динамика реальной заработной платы является результатом взаимодействия этих групп факторов.
79. Теория ″человеческого капитала″.
Величина заработной платы определяется 2мя факторами:
1) предельная производительность труда (MPL), которая определяет спрос на труд;
2) издержки воспроизводства, обучения и содержания работника, воздействующие на
предложение труда.
Выделение в составе второго фактора заработной платы затрат на обучение стало основой теории человеческого капитала, под которым понимаются инвестиции в развитие знаний, навыков, способностей работника, повышающих эффективность его труда (т.е. человеческий капитал − это мера воплощенной в человеке способности приносить доход). В дальнейшем инвестиции в человеческий капитал компенсируются ростом заработной платы.
Согласно теории человеческого капитала, производительность труда (и рыночная стоимость трудовых ресурсов) в значительной мере зависит от интенсивности вложений
в расширенное воспроизводство работников.
80. ″Человеческий капитал″: сущность и виды. Инвестиции в ″человеческий капитал″.
Направления инвестиций в человеческий капитал
Расходы на образование
− общее и специальное;
− формальное и неформальное обучение на рабочем месте
повышение квалификации и качества рабочей силы
Расходы на здравоохранение
− профилактика болезней;
− питание;
− улучшение жилищных условий;
− отдых
− поддержание работоспособности;
− увеличение продолжительности
трудовой жизни
Расходы на повышение мобильности
расходы на повышение квалификации, профессиональную переподготовку