Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие социальной сферы общества.
В широком смысле социальная сфера жизни общества — это система, которая создана для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.
Социальная сфера включает в себя:
Образовательные и воспитательные учреждения: детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты.
Организации, которые занимаются медицинским обслуживанием: больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории.
Культурные организации: музеи, дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи.
Спортивные организации: спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры.
Социальное обеспечение: организации, которые оказывают материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства.
Общественное питание.
Коммунальное обслуживание: водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции.
Пассажирский транспорт, связь.
Благодаря многочисленным организациям социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.
В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Что относится к социальной сфере в этом случае: старики, дети, подростки, мужчины, трудоспособные граждане, женщины, пенсионеры.
2.Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. На сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и шла речь.
Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.
Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.
Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.
Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.
Этапы развития:
- первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический;
- второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) - правовое социальное государство;
- третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг;
- четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) - государство всеобщего благоденствия;
- пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;
- шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.
3. Базовые принципы и признаки социального государства.
Социальное государство и его признаки
Социальным называют правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и его личность и создает максимально подходящие условия для его достойной жизни и самореализации. Человек в социальном государстве имеет все возможности для свободного развития, для реализации своего профессионального и творческого потенциала.
Многие европейские государства, которые, согласно Конституции, являются социальными, выстраивая социально-экономическую политику, опираются на ряд важнейших принципов и обладают следующими признаками:
-наличие экономической свободы человеческой личности. Человек имеет право свободно и самостоятельно выбирать любой вид деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
-доверие к тому, что рынок играет регулирующую роль в современном обществе. Также человек обладает всеми правами на регулирование рынка с использованием экономических устойчивых методов;
-развитие и экономическая эффективность рыночного хозяйства, его актуализация в процессе продвижения и внедрения технологических объектов.
Еще один немаловажный признак – это социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые должны обеспечиваться путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным. К сожалению, сегодня этому признаку соответствуют далеко не все государства, а лишь малая их часть. Отсюда и вывод о том, что не каждое современное государство может считаться в полной мере социальным, если благополучие и развитие личности в нем не стоит на первом месте. Также не во всех странах обеспечивается гендерное равенство мужчин и женщин. Многие государства с высоким уровнем жизни (например, ОАЭ) все еще сохраняют традиционные устои, хотя в последние годы женщины обрели намного больше прав и свобод: право на вождение автомобиля, постепенное снятие ограничений в получении образования и собственного дохода. Можно сказать, что такой прорыв к социальности отразился на культурных установках человечества.
Поскольку человеческая личность выходит в социальном обществе на первый план, то индивид имеет право принимать участие в общественных делах и наряду с властными органами участвовать в решении значимых вопросов. Работники вправе вносить свою лепту в управление производством, в развитие системы социального партнерства. Однако и по сей день даже в социально направленном обществе существуют свои ограничения, которые предполагают разделение общества на категории и страты. Но в социальных продвинутых сообществах это деление используется не для того, чтобы продвинуть одних и вытеснить других, а для дифференцирования и структурирования общества, чтобы каждый человек выполнял свои функции. Поэтому государство и общество сравнивают в некотором роде с производственным предприятием - чтобы они благополучно реализовывались, такое разделение просто необходимо, но оно регулируемо, поэтому каждый человек, даже далекий от управления, имеет право высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию и продвинуться вперед.
Принципы социального государства
Социальное государство, являясь развивающейся системой, имеет свои принципы. Они поддерживаются и популяризируются, поскольку благодаря им появляется больше возможностей для развития государства, развитие каждого отдельного человека.
Среди приоритетных принципов социального государства можно выделить следующие:
-поддержка социально незащищенных категорий населения;
-охрана здоровья и труда;
-поддержка института семьи, материнства и отцовства;
-сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными категориями населения;
-поощрение благотворительной деятельности;
-финансирование и поддержка фундаментальных научных открытий.
Поддержка социально уязвимых категорий населения позволяет уменьшать протестные настроения граждан и создавать наиболее благоприятную и безопасную обстановку. Нельзя удовлетворить желания и потребности абсолютно каждого человека, но можно проработать проблемные точки чтобы повысить уровень удовлетворенности в среде. Такпринцип сглаживания социального неравенства, который уже упоминался и ранее, является одним из основополагающих. Общие доходы могут и должны перераспределяться между разными социальными категориями несколькими путями: налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы по поддержке населения и финансированию отдельных категорий граждан.
Государство активно борется с безработицей, обеспечивает трудовую занятость населения, трудится над выплатой пособий по безработице. Это позволяет оттянуть момент всеобщего негодования и дает шанс каждому человеку на то, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и улучшить материальное и социальное положение. Также государство находится в активном поиске баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан. Эти меры – не пустой звук. Можно понаблюдать за становлением и развитием очень многих современных государств и отметить постепенную реализацию указанных принципов на практике.
Также государство принимает активное участие в реализации межгосударственных экологических и культурных программ, программ социального значения, в решении общечеловеческих вопросов. Это предполагает устранение тех барьеров и граней, которые есть между обществом и государством, когда каждый борется только за свое благополучие, забывая о самом главном – о гражданах, на которых строится государство. Поэтому социальное государство кажется идеальным в своем роде, но вот в реальности организовать его непросто.
4.Понятие социальной политики. Цели, задачи и функции социальной политики.
Развитие социальной политики государства существует при условии постоянного вмешательства государства и регулирования им различными социальными сферами жизни.
Под понятием социальная политика часто подразумеваются те действия государства, которые направлены на воздействие профессиональных союзов и других государственных организаций, которые формируют систему общественных отношений.
Важнейшими задачами социальной политики являются:
-социальная защита гражданина;
-обеспечение необходимой помощи нуждающимся;
-обеспечение качественного образования, охраны труда и здоровья;
-обеспечение экологически-чистых условий проживания;
-обеспечение квалификацией кадровых рабочих.
К целям социальной политики можно отнести:
-увеличение гражданского капитала;
-улучшение уровня жизни и условий труда;
-минимизирование социально-острых вопросов, ведущих к дискриминации какой-либо группы в социуме;
-улучшение благосостояния народа;
-обеспечение социальной защиты;
-повышение культурного уровня населения.
Однако, существование системы, отвечающей на запросы потребителя и обеспечения условий для отдельного гражданина в достижении определенных социальных целей, еще не могут являться индикатором успешной социальной политики.
Целенаправленная социальная политика как и любая целенаправленная деятельность, проводимая государством, проводится только в случае актуальности социальных запросов. Конкретное понимание социальной политики как целенаправленные действия государства выражают структуру социальных функций государства.
Таким образом, функцией социальной политикой остается систематизирование и структуризация всех аспектов социальной жизни граждан. Благодаря эволюционированию государственной социальной системы в экономике происходит частичная модернизация отдельных социально-политических структур и элементов.
Если рассматривать функционирование всей экономико-политической системы, то социальная политика, с точки зрения многоплановой государственной системы занимает особое место и играет двойную роль. Первостепенная роль социальной политики в увеличении экономического роста страны, путем достижения удовлетворения социальных потребностей населения. Таким образом, нельзя отделять аспекты социальной жизни от экономических, так как они взаимосвязаны и зачастую определяют одно и тоже.
Второстепенная роль социальной политики в государстве заключается в ее признаке, так как являясь главным фактором экономического роста и экономической деятельности, социальный институт выступает между отдельным человеком и государством, предпринимателем и рабочим и т.д. Другими словами, помимо сугубо экономической выгоды, социальная политика отвечает на большинство поставленных человеком вопросов.
5. Либеральная модель социальной политики.
Либеральная модель социальной политики рассматривает рынок, как основной инструмент для организации взаимодействия между людьми. Данная модель предусматривает социальную защиту остаточного типа, когда люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Государство в данном случае несет ограниченную ответственность за социальное обеспечение населения. Из-за такого характера финансирования реализация либеральной модели зависит от большого уровня неформальной и добровольной помощи. Данная модель применяется в Англии, Великобритании, США и Ирландии.
6. Особенности консервативной модели социальной политики.
Консервативная модель социальной политики (институциональная, континентальная европейская) имеет основное центральное направление – особое внимание уделяется страхованию и рынку. Данная модель базируется на принципе тех достижений, где трудовая деятельность определяет будущее социальное обеспечение, а вот социальные услуги в данном случае государство не реализует. При консервативной модели социальной политики сложности могут возникнуть у тех групп населения, которые не имеют страховки и не являются занятыми профессиональной деятельностью, поскольку уровень налогового распределения в данном случае очень мал. Граждане вынуждены рассчитывать только общественную помощь и региональные благотворительные учреждения. При этом страховые взносы работника и бюджетные отчисления на социальные мероприятия равны. Основными инструментами перераспределения являются частные и государственные социально-страховые фондовые организации. Консервативная модель социальной политики активно используется в Германии, Австрии, Франции и Бельгии.
7. Социал-демократическая модель социальной политики.
Социал-демократическая модель также носит название нордической или скандинавской. Основным ее принципом социальной защиты и обеспечения является универсальность. В соответствии с ее политикой, все граждане имеют право на социальное обеспечение и страхование, которые реализуются через государственный бюджет. Государственные налоги, реализуемые через розничные услуги, имеют косвенный характер, прямым налогом облагаются только доходы. Социал-демократическая модель базируется на таких принципах:
-независимо от производительности и возрастной категории, все граждане имеют одинаковую ценность;
-социальная поддержка и помощь реализуется в добровольном порядке;
-социальная защита должна охватывать все сферы жизни и быть непрерывной;
-социальное обеспечение должно выравнивать социальные условия всех категорий населения.
Данная модель активно используется в политике таких государств, как Дания, Швеция, Финляндия и Норвегия.