Фрагмент для ознакомления
2
1. Предмет и задачи источниковедения
Предмет источниковедения исторические источники. Источниковедение изучает причины и условия возникновения источников, закономерности отображения в них исторического развития российской цивилизации и методы использования источников в процессе исторического исследования.
Соответственно, источниковедение имеет следующие задачи:
во-первых, поиск и выявление новых источников;
во-вторых, определение степени достоверности сведений документов и
в-третьих, выработка методов извлечения из источников достоверной информации.
2. Классификация исторических источников
1.Природно-географические – данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и др. компонентах окружающей среды. Эти сведения тесно связаны с проблемой влияния окружающей среды на историческое развитие той или иной территории и, с другой стороны, с вопросом о влиянии человека на природу. Окружающая среда накладывает определенный отпечаток на процесс исторического развития – ускоряя или замедляя его, формируя его специфические местные особенности. Например, климат влиял на выбор людьми открытого, полуоткрытого или закрытого типа жилища. В свою очередь природно-географическая среда зависит от уровня развития общества. Одни и те же реки могут служить в одном случае только средством передвижения, в другом – источником энергии. Одна и та же территория в разное время может использоваться как охотничьи угодья, как объект земледелия или как место разработки полезных ископаемых. Под воздействием человека меняется флора и фауна, речная система сообщений дополняется искусственными каналами, отвоевывается земля у моря, вообще ландшафт континента приобретает новый вид. Люди распахивают поля, вырубают леса, сжигают растительный покров, осушают болота, добывают камень, строят дома, спускают воду из озер, возводят плотины, мельницы, мосты, роют каналы и шахты. Чем интенсивнее внедрялись прогрессивные системы хозяйствования, тем сильнее нарушалась гармония различных компонентов флоры. Нерасчетливый выпас скота и сведение лесов обусловили появление густой сети балок и оврагов. Однако, определение степени этого взаимного воздействия в каждом отдельном случае требует конкретного анализа, исследования всей совокупности причин, влиявших на особенности развития данного региона.
2.Этнографические – старинные технологии, обычаи, стереотипы, мышления, виды жилищ, костюмы, фольклор, древние пласты современных языков. В современную эпоху научно-техническая революция и социальный прогресс сопровождаются быстрым исчезновением архаичных традиций. Изучение архаики у отставших в своем развитии народов даёт дополнительный материал для изучения истории развитых обществ на ранней стадии их развития. В то же время нужно учитывать возникновение новых традиций, в том числе в сфере повседневной культуры. Изучение их позволяет представить современные народы (в том числе индустриально развитых стран) как живые, развивающиеся общности.
3.Вещественные – памятники археологии, постройки, орудия труда, средства транспорта, экспонаты музеев, домашняя утварь, оружие и т.д. Вещественные памятники раскрывают перед историком научно-технические достижения той или иной эпохи. Они отражают развитие техники в промышленности и сельском хозяйстве, дают представление об особенностях культуры и пр.
4.Художественно-изобразительные – памятники архитектуры, живописи, скульптуру и прикладного искусства, отразившие свою эпоху в художественных образах. Памятники изобразительного искусства являются важными источниками по истории быта и нравов. Портреты и скульптура сохранили облик исторических деятелей. Особенно ценны портреты, созданные до изобретения фотографии. Пейзажи и жанровая живопись, изображения на предметах прикладного искусства помогают восстановить историческую географию, виды жилищ (особенно построенных из недолговечных материалов), одежду, домашний быт и т.д. Очень интересный пример вышесказанного даёт фаянсовый «Сервиз с зеленой лягушкой», заказанный Екатериной II на английской мануфактуре в 1774 году. В этом столовом и десертном сервизе 952 предмета, на которых изображены 1244 подлинных вида Англии того периода: пейзажи, архитектурные памятники, замки, аббатства, руины монастырей, иногда даже каменноугольные копи, глинобитные хижины, плотины, сельские дороги. Многие из этих видов нигде больше не изображались, а начавшийся промышленный переворот резко изменил общий облик страны. Некоторые произведения искусства являются источниками по истории общественной мысли. Например, карикатуры О. Домье, насчитывающие 5 тыс. экземпляров, отразили историю Франции за 50 лет от Июльской монархии до Третьей республики, для установления которой много сделал великий карикатурист.
5.Письменные – любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.
Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на 3 класса:
-документальные (грамоты, формулы, завещания, долговые расписки и др.)
-законодательные (правительственные постановления, парламентские акты, эдикты королей, постановления органов самоуправления);
-нарративные (повествовательные) – хроники, анналы, письма, биографии, генеалогии, мемуары и пр.
6.Фото-фоно-кинодокументы – дагерротипы, фотографии, звуковые записи, документальные киноленты и пр.
Исследователь обычно пользуется всеми доступными видами исторических источников. Хотя, чем ближе к нам изучаемое время, тем большее значение приобретают письменные источники. Для периода новой и новейшей истории они наиболее информативны.
Разумеется, любая классификация условна, поскольку многие исторические источники могут одновременно рассматриваться как вещественные, художественно-изобразительные и письменные (пергаментные свитки, средневековые рукописи, памятники архитектуры и пр.). Отнесение источника к тому или иному типу определяется той информацией, которая нужна в процессе конкретного исследования.
3.Методика источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ.
Методика источниковедения - это система методов, т.е. приемов, средств и правил осуществления всего комплекса работ, связанных с поиском, обнаружением, отбором источников, их всесторонним критическим анализом установлением достоверности и информативной ценности источника, а также последующим его использованием для получения научно проверенной информации о прошлом человеческого общества во всех его проявлениях.