Фрагмент для ознакомления
2
Запахи в романе Пруста
«В поисках утраченного времени» - роман, состоящий из 7 частей, написанный Марселем Прустом, первая из частей – «По направлению к Свану» раскрыл такое явление как, феномен памяти Пруста. Феномен этот заключается в том, что вкус и запах непроизвольно провоцируют воспоминания.
Одной из ярких сцен-примеров можно назвать эпизод, когда главный герой Марсель посещает дом матери и угощается печеньем Мадлен с липовым чаем:
« И вдруг воспоминание всплыло передо мной. Вкус этот был вкусом кусочка мадлены, которым по воскресным утрам в Комбре (так как по воскресеньям я не выходил из дому до начала мессы) угощала меня тетя Леония, предварительно намочив его в чае или в настойке из липового цвета, когда я приходил в ее комнату поздороваться с нею. Вид маленькой мадлены не вызвал во мне никаких воспоминаний, прежде чем я не отведал ее; может быть, оттого, что с тех пор я часто видел эти пирожные на полках кондитерских, не пробуя их, так что их образ перестал вызывать у меня далекие дни Комбре и ассоциировался с другими…».
Все это выводит целую сцену из жизни, воспоминания распространяются и расходятся выводя героя на улицу, в город и все большие и большие эпизоды из детства начинают всплывать в памяти:
« И как только узнал я вкус кусочка размоченной в липовой настойке мадлены, которою угощала меня тетя (хотя я не знал еще, почему это воспоминание делало меня таким счастливым, и принужден был отложить решение этого вопроса на значительно более поздний срок), так тотчас старый серый дом с фасадом на улицу, куда выходили окна ее комнаты, прибавился, подобно театральной декорации, к маленькому флигелю; выходившему окнами в сад и построенному для моих родителей на задах (этот обломок я только и представлял себе до сих пор); а вслед за домом -- город с утра до вечера и во всякую погоду, площадь, куда посылали меня перед завтраком, улицы, по которым я ходил, дальние прогулки, которые предпринимались, если погода была хорошая. И как в японской игре, состоящей в том, что в фарфоровую чашку, наполненную водой, опускают маленькие скомканные клочки бумаги, которые, едва только погрузившись в воду, расправляются, приобретают очертания, окрашиваются, обособляются, становятся цветами, домами, плотными и распознаваемыми персонажами, так и теперь все цветы нашего сада и парка г-на Свана, кувшинки Вивоны, обыватели городка и их маленькие домики, церковь и весь Комбре со своими окрестностями, все то, что обладает формой и плотностью - все это, город и сады, всплыло из моей чашки чаю…».
Как итог, сам автор уточняет тот факт, что всё это всплыло из чашки чая, вкус и запах вдруг поднимают волну восторга в герое, без всякой на то причины, и как следствие – образы воспоминаний из детства. Феномен Пруста – литературный топос – устойчивый образ, мотив, ставший источником вдохновения (так называемого) и для других авторов. В романе множество других примеров того как запахи пробуждают воспоминания главного героя, например:
• Запах сажи – воссоздавал образ деревенского очага, в доме тети;
• Горький боярышник и сладкий миндаль возвращал в воскресные походы в церковь и преклонение пред алтарем перед уходом;
• Маслянистый запах жареных на вертеле цыплят – добродетель судомойки Франсуазы из детства героя;
• Приторный запах сирени – переносит в юность, в сторону Мезеглиза и проливной дождь.