Фрагмент для ознакомления
2
1.Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования.
Ответ:
Языковое образование, как явление многоаспектное, можно рассматривать, как: 1) ценность, 2) процесс, 3) результат, 4) систему (Гершунский Б.С.).
Языковое образование как ценность предполагает рассмотрение трех аксиологических блоков:
• языковое образование как государственная ценность;
• языковое образование как общественная ценность;
• языковое образование как личностная ценность.
Роль любого языка определяется его статусом в обществе, государстве. Язык может быть международным средством общения. Речь идет в первую очередь о языках глобального распространения и общечеловеческой культуры, выполняющих максимальный объем общественных функций. К таким языкам относятся, например, английский, русский и немецкий языки. Если на языке говорят в ряде стран того или иного региона (например, немецкий — в немецкоговорящих странах), этот язык приобретает статус межгосударственного. Язык может играть также роль государственного или локального языка. К числу первых языков относится, например, русский язык в России, выступающий официальным средством межнационального общения, к числу вторых — любой язык, используемый в конкретном регионе, области или округе отдельной страны. С точки зрения формирования ценностных ориентации конкретной личности в современном мире, расширения ее образовательных и социальных возможностей наиболее значимыми являются языки глобального общения. Но этот тезис не означает, что наряду с языками международного общения не должны изучаться локальные языки и что государством и обществом не должны создаваться для этого благоприятные условия.
Среди наиболее важных обстоятельств, свидетельствующих в пользу востребованности иностранных языков в современной России (впрочем, и в других странах), можно назвать: 1) глобализацию интеграционных общественных процессов; 2) межгосударственную интеграцию в сфере образования; 3) доступ к опыту и знаниям в мире, к большому информационному богатству, к качественному образованию в стране и за рубежом. Глобализация есть взаимодействие групп и отдельных индивидов напрямую друг с другом через границы, без обязательного участия в этом процессе государства; например, на огромных земных пространствах складывается в настоящее время единый рынок финансов, товаров, рабочей силы, услуг, в том числе и в образовательной сфере.
2.Комплексный характер современной методической науки.
Ответ:
Комплексный характер современной методической науки. В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержания обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения.
Комплекс - это организационное образование, имеет все системные характеристики, так что можно утверждать, что это система, но это особая система, это целостное образование, похоже из отдельных частей, которые между собой взаимодействуют, образуя целое. Между этими частями действуют различные связи, а их количество в комплексе существенно возрастает. Кроме того, в частях комплекса все в большей степени проявляется их автономный характер. Отдельные закономерности функционирования составляющих комплекса настолько специфичны, что предметы исследования каждой из них становятся очень отдаленными. Комплекс может быть как природного, так и искусственного происхождения.
3.Цель и содержание обучения иностранному языку.
Ответ:
Под целями понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Они определяются программой -- государственным документом и обязательны для каждого учителя. В ней даются конкретные указания по предмету "Иностранный язык" на конечные результаты и промежуточные по годам обучения. В программе быстрее, чем в учебниках и учебных пособиях, находят отражение изменения, вносимые в школу жизнью. Поэтому учителю в своей работе следует руководствоваться программой, знать ее требования и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними, используя учебно-методические комплекты (УМК), по которым ведется обучение, существенно не нарушая систему, лежащую в их основе, творчески претворяя рекомендации авторов, исходя из конкретных условий обучения, с учетом особенностей учащихся, своих личностных особенностей и профессионального мастерства.
4.Базисные категории методики обучения иностранному языку: подход, метод, прием, принципы обучения.
Ответ:
1. Подход к обучению– представляет собой научную точку зрения на сущность предмета обучения; определяет общую стратегию обучения и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию.
Современный подход к обучению иностранному языку включает элементы различных исторически сложившихся подходов. Он определяется как интегративный коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный, деятельностный, социокультурный, компетентностный подход.
Коммуникативно-когнитивный –овладение иностранным языком как средством общения, так и средством познания; приобретение навыков и умений реализовывать свои коммуникативные намерения (решать коммуникативные задачи), знание языковых средств общения и правил оперирования ими в процессе коммуникации.
Личностно - ориентированный– развитие личности, готовой, желающей и способной участвовать в межличностной и межкультурной коммуникации; приобретение учащимися статуса полноправного субъекта как учебной, так и коммуникативной деятельности; учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, их мотивов, интересов, способностей.
Деятельностный– овладение иностранным языком как целенаправленной, внутренне мотивированной речевой деятельностью.
Социокультурный– усвоение иностранного языка как социального феномена; параллельное овладение языком и культурой стран изучаемого языка; способность участвовать в диалоге культур.
Компетентностный– создание в процессе обучения условий, необходимых для становления коммуникативной компетентности учащихся в рамках общей гуманитарной филологической подготовки.
2. Метод обучения является как общедидактической, так и частнометодической категориями.
Метод обучения как общедидактическая категория – совокупность способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся. Методы обучения являются универсальными и применяемыми в преподавании разных предметов, но с учетом их специфики. Они объединяют 2 взаимосвязанные группы:
1) методы преподавания– показ объяснение, организация тренировки, организация практики, контроль (коррекция, оценка);
2) методы учения – ознакомление и осмысление, участие в тренировке и практике, самоконтроль и самооценка.
Таким образом, основными методами обучения иностранному языку являются ознакомление, тренировка и применение.
В педагогической литературе методы обучения классифицируют по разным признакам (критериям). В частности, большое распространение получила классификация, основанная на деятельностном подходе к обучению:
1.Методы, обеспечивающие овладение учебным материалом: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные.
2.Методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность учащихся: познавательные и дидактические игры, дискуссии, проблемные ситуации и задания и т.д.;
3. Методы контроля и самоконтроля.
Метод обучения как частнометодическая категория отражает специфику конкретного учебного предмета и рассматривается как определенное направление в обучении иностранному языку, реализующее цель и содержание обучения, а также определяющее пути и способы достижения цели и усвоения содержания на основе принципов (правил, законов) обучения иностранному языку. В данной трактовке метод обучения в методической литературе часто определяется как методическая система обучения иностранному языку - совокупность основных компонентов учебного процесса (подход, цели, задачи, содержание, принципы, методы, способы, приемы, организационные формы, средства обучения).
5.Роль упражнений в обучении иностранному языку. Типология и система упражнений.
Ответ:
Упражнения являются основным средством организации деятельности учащихся и учителя, учащихся друг с другом на уроке или ученика и учебника