Фрагмент для ознакомления
2
Всестороннее экономическое сотрудничество Советского Союза со странами Азии, Африки и Латинской Америки в 1956—1964 гг. осуществлялось в трех основных формах: а) установление взаимовыгодных торговых отношений, б) предоставление кредитов и в) оказание широкой технической помощи в строительстве промышленных и иных объектов, проведении геологоразведочных работ, в подготовке национальных кадров и т. п. Естественно, каждая из этих форм сотрудничества развивалась не изолированно от других форм
В 1956—1964 гг. плодотворно развивалось экономическое сотрудничество между СССР и Индией. Обе страны заключили между собой ряд соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве, предусматривающих сооружение в Индии более 30 крупных объектов. В эти годы вступил в строй важнейший промышленный объект — Бхилайский металлургический комбинат, достигший установленной мощности в первой половине 1962 г. Большое значение для экономики Индии имел также построенный при техническом содействии СССР завод тяжелого машиностроения в г. Ранчи. Весной 1964 г. Советский Союз дал согласие помочь Индии в строительстве металлургического завода в г. Бокаро; Мощность первой очереди завода—1,5 млн. т стальных слитков в год.
В совместном советско-индийском коммюнике в феврале 1960 г. было подчеркнуто, чго отношения между Индией и СССР «никогда прежде не покоились на более прочной основе дружбы и понимания, чем в настоящее время. Их общая приверженность принципам мирного сосуществования и их общая решимость содействовать делу установления прочного мира сблизили их и значительно расширили сферу плодотворного сотрудничества между ними».
Росли экономические связи между Советским Союзом и Республикой Индонезией. В соответствии с заключенными соглашениями Советский Союз оказывал Индонезии содействие в строительстве металлургического завода мощностью 100 тыс. т стали в год, трех участков автомобильных дорог на острове Калимантан общей протяженностью 260—270 км, в организации рисовых хозяйств, государственного хлопководческого хозяйства. При содействии СССР в Джакарте был сооружен стадион на 100 тыс. мест. В 1963 г. Советский Союз построил и безвозмездно передал в качестве дара Индонезии госпиталь на 200 коек.
Экономическое сотрудничество между СССР и Бирмой на регулярной основе стало развиваться с 1955 г., после подписания соглашения и протокола о поставках бирманского риса в обмен на советское оборудование, машины и другие товары. Идя навстречу пожеланиям бирманского правительства, Советский Союз вскоре согласился перевести советско-бирманские связи на базу долгосрочных соглашений. В соответствии с этим в 1956 г. торговое соглашение 1955 г. было продлено на 5 лет, а протокол о взаимных поставках — на 4 года.
Вместе с торговыми связями между Советским Союзом и Бирмой развивались и другие формы экономического сотрудничества. В частности, советские специалисты оказывали помощь бирманцам в области механизации сельского хозяйства, создания ирригационных сооружений, классификации почв и т. д.
В январе 1957 г. было подписано соглашение о строительстве и оборудовании Советским Союзом технологического института на 1000 студентов и 100 аспирантов, гостиницы в Рангуне, большого госпиталя в Таунджи в качестве дара Советского Союза бирманскому народу. В 1961 г. сооружение всех этих объектов было завершено.
В результате успешно завершившихся переговоров в 1962 г. было подписано соглашение об экономическом и техническом содействии советских организаций Бирме в строительстве в 1962—1965 гг. ирригационного сооружения Чемолтау. 7 марта 1963 г. был заключен контракт на поставку в 1963 г. 1000 колесных тракторов и 585 единиц сельскохозяйственных машин и орудий.
Налаживание регулярных экономических связей между Советским Союзом и Цейлоном относится к 1956 г., т. е. к периоду, когда к власти в стране пришло правительство Объединенного народного фронта во главе с известным цейлонским прогрессивным деятелем Соломоном Бандаранаике. В начале 1957 г. между обеими странами были установлены нормальные дипломатические отношения, и уже в феврале 1958 г. в Коломбо делегации Советского Союза и Цейлона под писали торговое и платежное соглашение, а также соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, положившие начало взаимовыгодным прямым торговым связям и сотрудничеству в развитии национальной экономики Цейлона.
Дальнейшее расширение товарооборота между Советским Союзом и Цейлоном проходило в соответствии с долгосрочным соглашением о взаимных товарных поставках на 1962—1964 гг.
В 1956—1964 гг. плодотворно развивались дружественные, добрососедские экономические отношения Советского Союза с Афганистаном. В январе 1956 г. в Кабуле было подписано соглашение о предоставлении Советским Союзом долгосрочного кредита в сумме 100 млн. долл. на строительство ирригационных, гидроэнергетических и транспортных сооружений и ряда других объектов, а в марте — об оказании Афганистану технической помощи в развитии его экономики.
Важной вехой в истории советско-афганского экономического и технического сотрудничества явилось подписание в Москве 30 июля 1957 г. соглашения, по которому СССР предоставил Афганистану кредит в сумме 15 млн. долл. на проведение комплексных геолого-поисковых и разведочных работ по навправлениям нефть и газ на территории Северного Афганистана. В 1956—1962 гг. с помощью СССР продолжалось строительство важных народнохозяйственных объектов и предприятий, автомобильных магистралей и мостов, авторемонтного завода в Кабуле, элеватора, нескольких нефтебаз, речного порта в Кызыл- Кала на реке Пяндж, современных аэродромов в Баграме, в Кабуле и т. п.
Ярким свидетельством успешно развивающейся дружбы между двумя странами явилось подписание 16 октября 1961 г. в Москве соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве на период осуществления второго пятилетнего плана развития экономики Афганистана (1962—1966 гг.).
Особое место занимает в 1956—1964 гг. налаживание и успешное развитие экономических связей СССР со странами Африки— ОАР, Алжиром, Ганой, Гвинеей, Мали и др.
В развитии тесного экономического сотрудничества между Советским Союзом и ОАР очень большую роль сыграла широкая поддержка, оказанная ОАР в трудный для нее период англо- франко-израильской агрессии осенью 1956 г.
По соглашению от 29 января 1958 г. Советский Союз оказывал ОАР содействие в проведении комплекса геологоразведочных работ, в создании предприятий горнорудной, нефтяной, металлургической, машиностроительной, электротехнической, химической, текстильной, пищевой и фармацевтической промышленности, а также в организации учебных центров для подготовки квалифицированных кадров, необходимых промышленности ОАР. Соглашением предусматривалось также содействие ОАР в осуществлении самых разнообразных проектов по линии государственного сектора, более чем по 80 объектам и работам, намеченным планами экономического развития страны. При этом Советское правительство предоставило ОАР значительный долгосрочный кредит. К маю 1964 г. Советский Союз закончил выполнение обязательств по 70 объектам, в том числе по 25 промышленным предприятиям, 25 учебным центрам, а также объектам, связанным с проведением геологоразведочных и других работ.
27 декабря 1958 г. и 28 августа 1960 г. были подписаны соглашения о строительстве самой крупной на африканском континенте высотной Асуанской плотины и гидростанции на р. Ниле.
Успешное выполнение торговых соглашений дало возможность СССР и ОАР подписать 23 июня 1963 г. новое долгосрочное торговое и платежное соглашения, которые вступили в силу с 1 января 1964 г. и действовали в течение трех лет.
В рассматриваемый период всемерно расширялись торгово- экономические связи Советского Союза с Алжиром. Советское государство горячо откликнулось на стремление правительства Алжира в кратчайшие сроки создать развитую независимую национальную экономику. СССР оказывал Алжиру экономическое и техническое содействие в развитии сельского хозяйства, в строительстве плотин для орошения земель, проведении разведочно-эксплуатационного бурения на воду и геологоразведочных работ, в строительстве ряда промышленных предприятий и подготовке национальных кадров специалистов. В 1963 г. Советский Союз предоставил Алжирской Народной Демократической Республике долгосрочный кредит. В 1964 г. правительство Алжира обратилось к Советскому правительству с просьбой об оказании содействия в строительстве металлургического завода с полным циклом производства. Идя навстречу этим пожеланиям, Советское правительство согласилось оказать техническое содействие и предоставить долгосрочный кредит для строительства металлургического завода мощностью 300—350 тыс. т проката в год с полным циклом производства агломерата руды, кокса и чугуна, стали и проката, а также химических продуктов, в том числе сульфата аммония, на базе производства кокса. Советский Союз обязался изготовить проект и поставить комплектное оборудование для этого завода, а также оказать всю необходимую техническую помощь в монтаже, пуске и освоении завода. Для финансирования затрат по строительству завода Советское правительство предоставило правительству Алжира долгосрочный кредит в сумме 115 млн. руб. В Алжир была направлена группа советских специалистов для налаживания работы на промышленных предприятиях, брошенных иностранными владельцами после завоевания Алжиром национальной независимости. Высокую оценку алжирского народа получило содействие Советского Союза в ликвидации минных заграждений и налаживании медицинского обслуживания населения Алжира путем направления советских медицинских работников и предоставления медикаментов.
Успешно развивались в эти годы экономические связи Советского Союза с Ганой. С самого начала существования Ганы как независимого государства СССР оказывало экономическое и техническое содействие ее развитию в соответствии с советско-ганским соглашением об экономическом и техническом сотрудничестве от августа 1960 г. Во время пребывания в феврале 1961 г. в Гане Л. И. Брежнева и президента Ганы Кваме Нкрума в СССР в июле 1961 г. была достигнута договоренность о необходимости дальнейшего расширения дружественных связей между обеими странами. 4 ноября 1961 г. в Москве было подписано соглашение о расширении экономического и технического сотрудничества между СССР и Ганой. В соответствии с этим соглашением Советский Союз окажет Гане помощь в строительстве механического завода, завода крупнопанельных железобетонных изделий, завода по рафинированию золота, кирпично-черепичных заводов, бумажной фабрики, хлопчатобумажной фабрики, мастерских по обслуживанию и ремонту самолетов, учебных центров по подготовке 5—6 тыс. специалистов, атомного исследовательского реактора с изотопной лабораторией.
На основе долгосрочного торгового соглашения на 1960 — 1965 гг. СССР ежегодно закупал в Гане какао-бобы. К 1965 г. объем этих закупок превысил 60 тыс. т в год. Соглашением предусмотрен также импорт в СССР из Ганы и других товаров.
Неуклонно развивались в этот период и торгово-экономические отношения СССР со странами Латинской Америки, в частности с Аргентиной, Уругваем, Бразилией. Советский Союз стал крупным покупателем таких важнейших товаров аргентинского экспорта, как льняное масло, шерсть, кожсырье, продукты питания. Так, в 1956—1959 гг. СССР вывозил из Аргентины 10—17% всего экспортируемого ею крупного кожевенного сырья и до 15—20% тонкой шерсти.
Идя навстречу пожеланиям аргентинского правительства, Советский Союз в 1958 г. дал согласие сотрудничать в развитии нефтяной промышленности Аргентины. Советский Союз стал поставлять машины для геологоразведочных работ, бурения и эксплуатации нефтяных скважин, в том числе буровые установки, турбобуры, компрессоры, электротехническое оборудование, автотранспортные средства и т. д.
Несмотря на противодействие со стороны монополий США, на путь установления тесных торгово-экономических отношений с СССР стал Уругвай. После заключения в 1954 г. советско-уругвайского платежного соглашения, в 1956 г. был подписан договор о торговле и мореплавании, а также торговое и межгосударственное платежное соглашение. В них предусматривалось применение сторонами по отношению друг к другу режима наиболее благоприятствуемой нации.
До государственного переворота, совершенного в начале 1964 г., оживленные торгово-экономические отношения развивались между СССР и Бразилией. Несмотря на отсутствие до 1961 г. дипломатических отношений между СССР и Бразилией, в декабре 1959 г. было заключено первое экономическое соглашение между двумя странами. Внешнеторговый оборот между ними возрос с 5,2 млн. руб. в 1959 г. до 59,3 млн. в 1962 г. и до 65,6 млн. руб. в 1963 г.1 Оживление экономических связей сыграло решающую роль в деле установления в ноябре 1961 г. дипломатических отношений между обеими странами. Однако после свержения правительства Жоао Гуларта к власти пришли представители военных кругов, действующие в интересах крупных аграриев, латифундистов и той части буржуазии, которая связана с иностранным, преимущественно американским, частным капиталом. Все это отрицательно сказалось на дальнейшем развитии советско-бразильских торгово-экономических отношений.
3. Вопросы внешней политики на XX, XXI, XXII съездах КПСС
XX съезд КПСС внес немалые сложности для СССР в области внешней политики. Обнаружились сложности в отношениях с КНР. И для того, чтобы разъяснить политику КПСС, а также для решения ряда экономических проблем в Китай вылетела представительная делегация во главе с Микояном. Кроме ранее оговоренных проектов, СССР принял обязательство в помощи строительства еще пятидесяти пяти предприятий КНР.
В мае 1956 года в Москве находилась французская правительственная делегация во главе с премьер-министром Ги-Молле. Но эти встречи не смогли улучшить отношения между СССР, Францией и Англией, так как Египет, возглавляемый Г. А. Насером, национализировал Суэцкий канал, а акция, поддержанная Советским Союзом, вызвала напряженность в регионе.
Разоблачение Сталина на XX съезде КПСС вызвало кризис в некоторых странах народной демократии.
В Болгарии он протекал довольно легко: новое руководство во главе с Живковым освободило всех политзаключенных и реабилитировало незаслуженно осужденных коммунистов.
В Польше шли бурные политические дискуссии, порожденные XX съездом. После смерти ставленника Сталина Болеслава Берута новое польское руководство не смогло сохранить контроль в стране. В Познани, например, ситуация вышла из-под контроля после того, как демонстранты открыли местную тюрьму, а растерявшееся местное руководство отдало приказ стрелять по ним. Расстрел рабочих в Познани потряс страну и еще более обострил положение. Из заключения вышел В. Гомулка и другие партийные и общественные деятели, а обвинения, предъявленные им еще в 1949 году, были признаны необоснованными. Не было единства внутри ПОРП, а требования о возвращении Гомулки становились требованием большинства нации. Новый пленум ПОРП кооптировал Гомулку и некоторых из его соратников в состав ЦК. Это известие крайне обеспокоило руководителей ЦК КПСС. Но польские руководители сумели убедить Хрущева, что смена руководства ЦК ПОРП и широкие уступки польским рабочим и крестьянам позволит партии сохранить общий контроль за положением в стране.
Более драматическим и сложным оказался кризис в Венгрии, где распалось прежнее руководство, потеряв доверие народа. К власти пришло правительство Имре Надя, недавно восстановленного в коммунистической партии, но не желавшего идти на компромисс с другими ее лидерами. Политическое брожение в стране переросло в национально-демократическую революцию, которая стала превращаться в антисоциалистическую. По требованию Надя советские войска покинули Будапешт, но остались в Венгрии. В городе начались расправы над недавними работниками органов безопасности и партийными функционерами, были разгромлены учреждения компартии. В конце концов Хрущев принял решение о вооруженном вмешательстве. Его поддержал Тито: "…надо немедленно пустить в дело войска, оказать помощь Венгрии и разгромить контрреволюцию". Президиум ЦК приказал немедленно подавить восстание в Будапеште.
Г. К. Жуков планировал военные действия против восставших в свойственной ему стратегической манере – массированное применение танков и артиллерии, а также мотомеханизированных и пехотных подразделений. Силы были настолько неравны, что восстание было быстро подавлено.
При этом были ухудшены советско-югославские отношения, так как попросивший у Тито политического убежища Имре Надь (и получив на то положительный ответ) был перехвачен сотрудниками КГБ.
Одновременно с польским и венгерским кризисами развивался острый военно-политический кризис на Ближнем Востоке, где Израиль, а затем Англия и Франция начали военные действия против Египта. США заявили о своем нейтралитете, а СССР предупредил о возможной военной поддержке Египту. Результатом этого было прекращение военных действий и выход Англии и Франции из зоны Суэцкого канала.
И все-таки, именно после всех этих драматических событий произошло существенное изменение многих важнейших принципов, регулировавших отношения между СССР и странами Восточной Европы: в решении внутренних и внешних проблем их самостоятельность во многом возросла. "При Хрущеве возник климат, благодаря которому руководство стран Восточной Европы могло добиться в отношениях с СССР определенной автономии"
XXI (внеочередной) В области международных отношений съезд признал главными задачами последовательное проведение внешней политики, направленной на сохранение и упрочение мира и безопасности народов, осуществление курса на прекращение «холодной войны», ослабление международной напряженности, на всемерное укрепление мировой системы социализма и содружества братских народов.
XXII съезд рассмотрел вопросы, связанные с деятельностью партии в области внешней и внутренней политики. Были сформулированы основные задачи внешнеполитической деятельности партии и правительства на предстоящие годы. Важнейшими среди них являлись дальнейшее укрепление единства социалистических государств на основе принципов сотрудничества и взаимопомощи, развитие экономических связей и торговли со всеми странами. Была подчеркнута важность продолжения курса, направленного на поддержку антиколониальной и антиимпериалистической борьбы народов, на укрепление мира во всем мире.