Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы к государственному экзамену по гражданскому праву
(уровень бакалавриата)
1. Дееспособность граждан: понятие и содержание. Категории граждан по объему дееспособности. Правовые позиции по вопросам дееспособности граждан, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Дееспособность — это способность распоряжаться своими правами и нести обязанности. Предполагает осознанность действий субъекта. Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия. Ограничение дееспособности возможно только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Порядок ограничения гражданина в дееспособности определен гл. 31 ГПК РФ.
В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 уточняется, что суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, но только если он ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
2. Понятие и признаки юридического лица. Правовые позиции по вопросам, касающихся признаков юридических лиц, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Юридическое лицо – организация со своим определенным правовым статусом, действующая в предусмотренной законом организационно-правовой форме. Она имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, определено, что согласно пункту 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
3. Особенности правосубъектности юридических лиц. Классификация юридических лиц. Правовые позиции по вопросам правосубъектности организаций, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
По общему правилу юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью, то есть оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК). Юридические лица можно разделить на коммерческие (цель создания которых — получение прибыли) и некоммерческие (занимаются предпринимательской деятельностью лишь в пределах, необходимых для осуществления уставных целей некоммерческого юридического лица).
Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Пленум Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 постановил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
4. Способы образования юридических лиц. Учредительные документы. Регистрация юридических лиц. Правовые позиции по вопросам образования юридических, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Традиционно существует три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.
Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст.ст.50.1- 52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих (п. 3 ст. 50 ГК) организаций. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
В п. 22 Постановления Пленум Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 уточнено, что данные государственной регистрации юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. По смыслу статьей 51 и 53 ГК РФ неясности и противоречия в положениях учредительных документов юридического лица об ограничениях полномочий единоличного исполнительного органа толкуются в пользу отсутствия таких ограничений.
5. Реорганизация юридических лиц: основания, формы, порядок. Правовые позиции по вопросам реорганизации юридических лиц, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. Пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 обращает внимание на то, что при слиянии все права и обязанности каждого из участвующих в слиянии юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Равным образом согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.
6. Ликвидация юридических лиц: основания, порядок. Правовые позиции по вопросам ликвидации юридических лиц, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Ликвидации юридического лица осуществляется:
1) по решению суда – в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
2) по инициативе его учредителей – они обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Этими лицами затем назначается ликвидационная комиссия и устанавливается порядок и сроки ликвидации. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны также уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25еще раз указано что юридическое лицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно.
7. Хозяйственные общества (АО, ООО): общие признаки и черты различия. Правовые позиции по вопросам организации и деятельности хозяйственных обществ, сформулированные в практике судов на примере Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Вкладом в имущество может быть все то, что имеет стоимостную оценку: имущественные права, ценные бумаги, деньги, имущество в натуре и др.
Отличие товарищества от общества заключается в том, что товарищество – объединение лиц не только капиталом, но и своей деятельностью, а общество – только объединение денежных и иных финансовых вложений. Хозяйственные товарищества: полные товарищества и товарищества на вере.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – юридическое лицо, в котором наряду с полными товарищами участвуют лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью от имени товарищества, но внесшие в него свои вклады и отвечающие по обязательствам товарищества пропорционально этим вкладам.
Хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.
Акционерные общества – юридические лица, уставный капитал которых разделен на определенное количество акций. Акции открытого акционерного общества могут быть отчуждены их владельцем без согласования с остальными участниками общества.
В закрытом акционерном обществе акции подлежат распределению среди учредителей общества либо среди иного заранее определенного круга лиц.
Общество с ограниченной ответственностью – юридическое лицо, созданное одним или несколькими лицами, устав которого разделен на определенные доли. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах своей доли.
Общество с дополнительной ответственностью – юридическое лицо с разделенным на доли капиталом, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Правовые позиции по вопросам организации и деятельности хозяйственных обществ, сформулированные в практике судов на примере Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 не определены, так как в обзорах судебной практики Верховного суда РФ, такие вопросы не рассматривались.
8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица. Правовые позиции по вопросам организации и деятельности унитарных предприятий, сформулированные в практике судов (на примере Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 уточнено, что при разрешении споров, связанных с участием унитарных предприятий в хозяйственных обществах и товариществах, необходимо руководствоваться статьей 295 ГК РФ, а также статьями 6, 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Так, недвижимое имущество может передаваться в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также в счет оплаты акций или долей только с согласия собственника. Денежные средства и иное движимое имущество могут использоваться унитарным предприятием в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также для оплаты акций или долей создаваемого общества либо для приобретения акций или долей действующего хозяйственного общества по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, регулирующими деятельность данного предприятия.
Пункт 9. При разрешении споров, связанных с осуществлением унитарными предприятиями права хозяйственного ведения, следует учитывать установленные абзацем первым пункта 2 статьи 295 ГК РФ и статьей 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом. В силу абзаца второго пункта 4 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 ГК РФ, а также с нарушением положений Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица. Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником.
Пункт 10. Судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» совершенные унитарным предприятием сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника.
9. Понятие и виды объектов гражданского права. Классификация вещей и ее правовое значение. Правовые позиции по вопросам объектов гражданских прав, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Объекты гражданских прав - это имущество или иное благо, по поводу которого складывается гражданское правоотношение, то, на что направлено поведение участников. Чаще всего гражданские права возникают и осуществляются по поводу какой-либо вещи, однако это далеко не единственный объект гражданских прав. Следует выделять следующие объекты: вещи (деньги и ценные бумаги); имущественные права; работа и услуги; результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права); информация; нематериальные блага.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.
10. Понятие и виды недвижимого имущества. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним: понятие, значение, органы, осуществляющие регистрацию, порядок. Правовые позиции по вопросам регулирования оборота недвижимости, сформулированные в практике судов (на примере Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Недвижимость — вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.
Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.
Наиболее важными из них являются:
1. Наличие единственного реестра прав, где используется одна база данных, что упрощает контроль, учет, и позволяет качественно вести техническую документацию.
2. Регистрация объектов, долей, прав на недвижимость проводится в обязательном порядке и отражается в реестре.
3. Согласно ст.7 ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество, сведения о регистрации хранятся в открытом доступе.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 уточняется, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы. Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.