Фрагмент для ознакомления
2
1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
1) законодательные;
2) исполнительные;
3) судебные;
4) контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
16. Теория и практика разделения властей
Разделение властей это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных демократических государствах. Его теоретическое обоснование связано прежде всего с учёнными Нового времени Дж. Локком и Ш. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществление – с периодом буржуазных революций.
Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти.
В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.
1. Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.
2. Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнения законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство. Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учётом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.
3. Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой
17. Законодательные органы государственной власти: структура, функции
Под органами государственной власти понимаются политические учреждения, созданное для осуществления функции власти и наделенное властными полномочиями. Структура органов государственного управления определяется экономическими задачами, которые необходимо решать органам государственной власти. В экономике существуют определенные правила: функции первичны, а органы управления и их структура вторичны, но никак не наоборот. Общие принципы государственного устройства, включая управление экономикой, изложены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией в России власть представления тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них представлена на трех уровнях: федеральном региональном и муниципальном. В основу определения полномочий государственных органов по управлению экономикой лежат объект управления и совокупность выполняемых им функций.
Законодательные органы государственной власти:
Федеральное собрание –это высший орган законодательной власти РФ, который характеризуется следующими основными особенностями:
- действует на постоянной основе;
- носит представительный характер;
- заседания палат носят открытый характер, но могут проводиться и закрытые заседания, на которых могут присутствовать помимо членов палат:
- в обоих палатах – Президент; председатель Правительства; председатель Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного судов РФ; Генпрокурор;
только в Гос. Думе – полномочный представитель Президента в Федеральном собрании; члены Правительства; судьи Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ; председатель Центральной избирательной комиссии.
Палаты принимают постановления по вопросам своего ведения, устанавливают свой регламент (цели работы, время работы, порядок работы);
Федеральное собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.
Совет Федерации – это верхняя палата Федерального собрания. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (на 2010 год в РФ насчитывается 83 субъекта):
- один представляет исполнительную ветвь власти и назначается главой субъекта (губернатором);
- второй представляет законодательную ветвь власти субъектов РФ и избирается законодательным органом субъекта РФ (Областное законодательное собрание).
Полномочия Совета Федерации РФ:
1. принятие и одобрение законов;
2. назначение даты выборов президента;
3. отрешение президента от должности;
4. назначение и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
9. Утверждение указа президента о введении им чрезвычайного положения.
Состав Совета Федерации меняется не единовременно, а постепенно, так как у каждого члена Совета Федерации определенная дата начала и окончания полномочий (примерно 4 года).
Государственная Дума -избирается на 4 года всенародными выборами по пропорциональной избирательной системе, то есть места в Государственной Думе распределяются между партиями, набравшими более 7% голосов, пропорционально набранным голосам.
Всего в состав Государственной Думы входят 450 депутатов. Первое заседание Государственной Думы после выборов открывает и проводит старший по возрасту депутат. Депутатом может стать гражданин РФ, достигший 21 года.
Полномочия Государственной Думы:
1. принятие законов;
2. выдвижение обвинения против президента для отречения его от должности;
3. выдача согласия президенту на назначение председателя правительства;
4. решение вопросов о доверии правительству
5. назначение и освобождение от должности председателя Центробанка РФ, уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
6. объявление амнистии.
Президент может распустить Государственную Думу досрочно в следующих случаях, предлагаемых Конституцией:
1. при троекратном откладывании кандидатуры председателя Правительства, представленной Президентом;
2. если Государственная Дума повторно в течении двух месяцев объявляет о недоверии Правительству, то Президент должен либо распустить Государственную Думу, либо отправить Правительство в отставку;
3. если председатель Правительства ставит вопрос о доверии Правительству на голосовании в Государственную Думу, а Государственная Дума отказывает в доверии, то Президент в семидневный срок должен, либо отправить в отставку Правительство, либо распустить Государственную Думу.
18. Структура и организация исполнительных органов государственной власти
Исполнительные органы государственной власти:
Правительство РФ -высший орган исполнительной власти Российской Федерации.
Состав правительства:
- председатель Правительства – назначается Президентом и утверждается Государственной Думой;
- заместители председателя Правительства (министры) – назначаются президентом по предложению председателя Правительства;
- федеральные министры - назначаются президентом по предложению председателя Правительства.
Полномочия правительства:
- обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитно-денежной политики, политики в области культуры, образования и других сферах;
- разработка, предоставление на рассмотрение Государтсвенной Думе и исполнение бюджета и законопроектов РФ и т.д.;
Правительство РФ прекращает полномочия по решению президента РФ в случае отставки правительства по инициативе Президента, по собственной инициативе или получившего вотум недоверия Государственной Думы. Так же может произойти сложение полномочий перед вновь избранным Президентом.
Министерство – федеральный орган управления, в порученных ему сферах деятельности. Возглавляется министром, который несет персональную ответственность за деятельность министерства. Министры подчиняются правительству, за исключением 5 министров, которые подчиняются Президенту: министр обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, а также министр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Ведомства:
1. Федеральные службы – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в порученных им сферах деятельности.
19. Судебные органы государственной власти в механизме государств
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.
Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:
- рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
- проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
- рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
- проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.
Контрольная деятельность также представляет собой:
- обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
- разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
- разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
- реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.
Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.
20. Политическая система общества: понятие, элементы, функции
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.
Политическая система имеет следующую структуру:
1) субъекты политической системы;
2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;
3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;
4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;
5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;
6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.
Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.
Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.
Виды политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.
Государство имеет характерные признаки, а именно:
1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;
2) обладает суверенитетом;
3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;
4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;
5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.
Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.
21. Политические партии, партийные системы. Понятие и виды
Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть общества, созданная в целях борьбы за политическую власть и выражающая интересы определенных социальных групп; члены партии связаны идеологической общностью.
В политической системе, как правило, действуют несколько политических партий, что связано с противоречиями между социальными слоями и группами, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики. В отличие от других массовых организаций (профсоюзов, крестьянских союзов и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.