Фрагмент для ознакомления
2
Критерий научности – это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания. Они обусловливают качественную определенность тех оснований, с позиций которых то или иное знание расценивается как научное и зачисляется в разряд научного знания. Критериями научного знания являются: 1) Систематизированность знания. 2) Непротиворечивость знания. Это означает, что знания дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам. 3) Обоснованность знания.
Нормы, которых должны придерживаться психологи при проведении психологических исследований, связаны в основном с необходимостью обеспечить должное уважение экспериментаторов к людям, которые являются объектами исследований. Психологи, проводящие исследования, обязаны защищать их участников от вреда, который может быть нанесен им в результате эксперимента. Это значит, что необходимо принять меры к тому, чтобы участники исследований не испытывали боли, страданий, а также исключить любые возможные негативные последствия долгосрочного характера. Если психолог хочет исследовать явление, представляющее потенциальную опасность для участников эксперимента, он должен обратиться в свою профессиональную организацию за разрешением на проведение исследований.
Еще один этический аспект, который должны учитывать исследователи, состоит в том, что испытуемые по возможности не должны помещаться в такие условия, когда их сознательно вводят в заблуждение. Если временный обман все же необходим, исследователь должен обратиться за разрешением на подобные действия в этический комитет своей профессиональной организации. Даже если обман на короткое время признается допустимым, экспериментатор обязан раскрыть его испытуемым после завершения исследования.
Организация и проведение эмпирического исследования проходит согласно следующему плану:
- подготовка эмпирического исследования;
- инструктирование и мотивирование испытуемых;
- сбор эмпирических данных;
- выбор методов статистической обработки, ее проведение;
- интерпретация результатов и формулирование выводов;
- изложение результатов исследования.
Выбор методов и разработка методики исследования.
Форма реализации того или иного метода в конкретном исследовании, совокупность приемов и операций, а также правила сбора данных и их обработки называется методикой исследования.
Выбор методов и разработка методики исследования всецело определяется проблемой и сформулированными на ее основе гипотезами. Это значит, что способы сбора и последующей обработки информации должны быть согласованы с понятиями, в которых сформулирована наша гипотеза.
На этапе разработки методики происходит дальнейшее уточнение гипотезы исследования. Прежде всего, уточняются те проявления, признаки изучаемого феномена, которые доступны фиксированию, измерению. Для современных исследований характерен комплексный подход: применяется не один какой-нибудь метод, а несколько взаимодополняющих друг друга методов и приемов, обеспечивающих получение данных качественного и количественного характера, сведений о субъективных и объективных параметрах.
Наблюдение – метод сбора первичной информации, кроме того, оно лежит в основе ряда других методов. Наблюдение наиболее уместно на ранних этапах исследования, когда проводиться сбор информации, или в конце, когда возникает вопрос о возможном обобщении результатов.
Тест используется там, где требуется измерение или испытание наличного уровня.
Эксперимент считается более подходящим, когда необходимо проверить конкретную причинно-следственную связь.
Основным методом психологического исследования является эксперимент.
Психологический эксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
Выделяют описательный, корреляционный, экспериментальный дизайны, а также дизайн, направленный на разработку и апробацию психотехнологии. Однако, помимо цели, которую ставит перед собой исследователь, важным компонентом исследовательского дизайна, как было сказано выше, являются выдвигаемые им гипотезы. В соответствии с двумя основными методами построения умозаключений — индуктивным и дедуктивным — гипотезы могут возникать на основе обобщения некоторого количества фактов или наблюдений или как результат выведения логических следствий из некоторых общих теоретических положений. В описательных исследованиях авторы придерживаются индуктивной логики построения гипотез, а в экспериментальных — дедуктивной.
Возможность регистрации и измерения переменных есть условие применения эмпирических методов. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера, либо в виде регистрации частоты встречаемости тех или иных изменений (показателей, характеристик) в поведении испытуемого, в виде выраженности каких-либо характеристик, подлежащих измерению.
В общем виде переменная в психологическом исследовании — это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.
В целом выделяют следующие виды переменных:
• независимые переменные (НИ);
• зависимые переменные (311);
• побочные переменные (ПП);
• дополнительные переменные (ДП);
• смешивающиеся переменные (СП) и т.д.
На детальной характеристике всех видов переменных мы останавливаться не будем, это тонкости методологического характера, касающиеся специалистов. Но понимание сущности, роли и функций основных переменных (зависимой и независимой), которые реализуются и представляются в экспериментальной гипотезе, считаем совершенно необходимым.
Независимая переменная — экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор — управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем переменная.