Фрагмент для ознакомления
2
1. Структура частной методики расследования преступления.
Частная криминалистическая методика включает:
1) криминалистическую характеристику данного вида преступлений;
2) описание типичных следственных ситуаций и особенностей планирования действий следователя на начальном и последующем этапах расследования;
3) изложение тактики первоначальных следственных действий и сопутствующих оперативно-розыскных мероприятий;
4) особенности тактики последующих действий.
В структуре методики расследования в криминалистике условно выделяются две части. В первой – общетеоретической части раскрываются ее общие положения и научные основы. При этом общие положения в криминалистической методике в значительной мере выполняют роль своеобразного введения в суть ее предмета, задач, структуры, источников, связей с другими отраслями криминалистики.
На базе научных основ и данных других частей криминалистики и разрабатываются частные методики расследования (конкретные методики), составляющие вторую – особенную часть данной отрасли криминалистики. Указанные методики являются по существу итоговым элементом криминалистики в целом. Их основу составляет система научно обоснованных типовых методических рекомендаций по расследованию отдельных видов преступлений, позволяющая при тщательном учете индивидуальных особенностей каждого такого деяния раскрывать и расследовать его в разных типичных и атипичных следственных ситуациях.
2. Планирование расследования преступления (понятие, принципы, этапы).
Планирование расследования - сложный процесс по определению путей, способов средств и сроков успешного достижения заранее поставленной цели.
Принципы планирования:
1) индивидуальность планирования, означающая обязательность учета особенностей данного уголовного дела и их отражение в содержании плана расследования. Этот принцип органически связан с творческим подходом, позволяющим успешно преодолевать упрощенчество, стереотипы и штампы. Принцип индивидуальности не отвергает целесообразность использования общих положений, типовых форм и универсальных приемов планирования;
2) своевременность планирования, которая означает принятие плановых решений в оптимальное время и позволяет эффективно реализовать намеченные действия и мероприятия;
3) динамичность планирования, отражающая обязательность учета постоянного развития следственных ситуаций. В принципе динамичности проявляется необходимость поиска и исследования новой информации, немедленного учета всех изменений, особенно в ситуациях риска и конфликтных. Однако гибкость планирования и необходимость быстрого внесения изменений в план не означает недооценки глубокого анализа исходных данных, творческого подхода к выполнению первоначально намеченных действий, если они не противоречат сложившейся по делу следственной ситуации;
4) конкретность планирования, обеспечивающая составление детальных и четких планов, эффективность их инструментальной функции. В плане не должно быть декларативных пунктов. Цели и задачи расследования, пути и средства их эффективного достижения формулируются конкретно и лаконично, с тем чтобы быть максимально понятными и удобными для выполнения. В то же время детализация плана — важная черта принципа конкретности — должна быть рациональной и не перерастать в нагромождение мешающих инициативе исполнителей ненужных мелочей. Так, например, нет необходимости отражать в плане очевидные операции, обусловленные навыками, профессиональными знаниями следователя, моральными требованиями и т.д.;
5) принцип реальности, означающий тесную связь построения версий с их фактическими базами, возможность их эффективной проверки путем выведения логических следствий и сопоставления с доказательствами. Требование реальности состоит также в тщательном и всестороннем учете действительных возможностей, позволяющих эффективно выполнять намеченные действия в установленные сроки путем максимального использования находящихся в распоряжении следователя ресурсов;
6) системность планирования, предполагающая координацию всех намеченных действий и мероприятий, в том числе и резервных вариантов тактического поведения, их общую направленность на достижение цели и промежуточных задач расследования, согласованность всех разделов и пунктов плана.
Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования и выделении перечня подцелей. Для этого выведенные ранее из версий логические следствия, которые и являются целями и подцелями расследования, делятся на более мелкие и конкретные, приобретая удобную для планов форму вопросов или обстоятельств, подлежащих непосредственной проверке.
Второй этап состоит в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т.е. тех логических следствий, которые повторяются при выведении из различных версий, а потому, чтобы избежать дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. В содержание этого раздела входит и выявление так называемых вневерсионных обстоятельств, которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетелей адекватно воспринимать различные явления и события, уточнение возраста подозреваемых или потерпевших, определение вменяемости обвиняемого, истребование характеристик и т.д.
Третий этап состоит в учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности ресурсов он привлекает дополнительные силы и средства или ставит вопрос о передаче части дел, находящихся в его производстве, другим следователям, или принимает меры по интенсификации деятельности, или же вынужден избрать вариант, связанный с продлением срока предварительного следствия.
Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе резервных) проведения процессуальных, оперативно-розыскных и других действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает решения. Разрабатывая эти решения, он должен использовать всю имеющуюся у него информацию, профессиональный опыт и знания с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. При разработке вариантов предстоящей деятельности следователь учитывает противодействие конфликтующего субъекта и возможность наступления негативного результата в ситуации тактического риска и в соответствии с проведенным анализом (в том числе и рефлексивным) принимает наиболее эффективные плановые решения.
Пятый этап планирования заключается в определении, во-первых, сроков выполнения намеченных действий и, во-вторых, непосредственных исполнителей. Именно здесь следователь принимает окончательное решение об организационно-управленческой структуре расследования и форме взаимодействия (следственная группа, следственная группа с привлечением к ее работе оперативных сотрудников, временное подключение следователей и оперативных работников для оказания помощи, выполнение ими отдельных поручений и оперативно-розыскных заданий, оказание содействия органами дознания при производстве процессуальных действий и т.д.).
Шестой этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу. Планирование на завершающем этапе в ситуации, когда основные аспекты процесса доказывания уже реализованы, носит упрощенный характер, поскольку расследование приобретает неверсионный характер и осуществляется в одном направлении.
3. План расследования и его структура.
План расследования - комплекс информационных, тактических, организационных и процессуальных решений, итог (внешнее выражение) процесса планирования, предусматривающий оптимальный порядок, сроки, способы, средства и конкретных исполнителей следственных, оперативно-розыскных, иных действий и тактических приемов.
Итог всего процесса планирования — готовый (сформированный) план расследования. Основными элементами плана расследования являются:
1) непосредственные цели, т.е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий и конкретизированные в виде детальных вопросов, а также общеверсионные и вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению;
2) ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя. Это прежде всего исполнители — работники следствия, дознания, эксперты, специалисты, общественные помощники и т. д. Сюда же следует отнести материальные средства — транспорт, связь, криминалистическую и иную технику;
3) следственные, оперативно-розыскные, подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитывают возможность оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексное или раздельное, последовательное или параллельное выполнение, необходимость производства тактических операций и комбинаций;
4) тактические приемы, составляющие содержание указанных выше процессуальных и непроцессуальных действий. Чем более общий характер принимает планирование, тем меньше «удельный вес» тактических аспектов по сравнению с организационными. И наоборот, по детальному варианту планирования (план отдельного следственного действия) разработка тактических решений играет значительно большую роль в структуре плана;
5) сроки производства намеченных действий. Следователь должен учитывать это обстоятельство для того, чтобы избежать совпадения (наложения) во времени нескольких мероприятий, порученных одному и тому же исполнителю, а также спешки. Сроки должны определяться с учетом сложности и трудоемкости предстоящей работы, личных качеств исполнителя, возможного противодействия и иных факторов;
6) результаты выполнения плана и его корректировка. Корректировка плана обычно отделена от процесса планирования стадией практической реализации предусмотренных действий и мероприятий. Анализируя результаты, благоприятное или неблагоприятное развитие ситуации, следователь (руководитель расследования) может заменить исполнителей, изменить их число, внести коррективы в состав, последовательность, содержание действий, сроки их проведения и др. Но иногда корректировка отдельных параметров плана может быть осуществлена еще до реализации намеченных действий и мероприятий. Это происходит в связи с поступлением новой информации, меняющей конкретную следственную ситуацию.
4. Система знаний о механизме преступной деятельности.
Криминалистическое учение о механизме преступления можно определить как систему научных положений о закономерностях формирования и функционирования механизма преступления, обусловленных ими криминалистически значимых признаках и свойствах деятельности и иных поведенческих актах участников преступного события как прямых, так и косвенных, и закономерностях возникновения информации о преступлении и его участниках. Предметом криминалистического учения о механизме преступления является группа объективных закономерностей, определяющих содержание механизма преступления, его формирования и реализации. Это учение формируется на базе обобщенного опыта развития и разработки проблемы и современной следственной, экспертной и судебной практики. Оно исследует закономерности процессов взаимодействия участников (прямых и косвенных) преступного события между собой и с окружающей материальной обстановкой (средой), а также закономерности, обусловившие возникновение криминалистически значимой информации о самом преступлении и его участниках. Механизм преступления - это система процессов взаимодействия участников преступления, как прямых, так и косвенных, между собой и с материальной средой, сопряженных с использованием соответствующих, орудий, средств и иных отдельных элементов обстановки. Механизм преступления закономерно обусловливает возникновение криминалистически значимой информации о самом преступлении, его участниках и результатах. Таким образом, дальнейшее развитие учения о способе преступления служит предпосылкой для возникновения криминалистического учения о механизме преступления.
Ещё до возникновения криминалистики как одной из юридических наук было обращено внимание на необходимость изучения того, каким образом протекает процесс совершения преступления: какие действия предпринимает преступник при подготовке к преступлению, как и с помощью каких средств его совершает, каким образом скрывает следы преступления, своё участие в нём и т.п.т.