Фрагмент для ознакомления
2
№1.Формирование социальной активности школьников.
Опираясь на текст лекции 1 и предложенную литературу ответьте на следующие вопросы:
1. В чем Вы видите общее и различное в толковании понятий «активность личности» и «социальная активность»?
Для того, чтобы дать ответ на данный вопрос необходимо обратиться к существующим определения понятия «активность личности» и «социальная активность».
Активность личности - особенный тип деятельности или особенная деятельность, различающаяся интенсификацией своих главных характеристик (целеустремленности, мотивации, сознательности, обладания методами и приёмами действий, эмоциональности), а также присутствием таких качеств, как инициативность и ситуативность.
Социальная активность - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела (А. В. Петровский). Социальная активность – это свойство личности, включающее осознание ею значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Социальная активность включает в себя нормы, мотивы и ценности, усваиваемые в процессе социализации.
Анализируя понятия «активность личности» и «социальная активность» удалось выделить следующие общие черты: 1) в структуру обоих понятий входит слово «активность», которое с обеих позиций рассматривается как «деятельность, энергичность, развитие»; 2) оба понятия применяются для предоставления всеобщей характеристики человеку; 3) оба понятия предполагают динамический характер развития; 4) оба понятия могут рассматриваться как качество личности; 5) оба понятия не просто связаны с деятельностью, они предполагают проявление инициативности; 6) оба понятия зависят от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта.
Анализируя понятия «активность личности» и «социальная активность» удалось выделить следующие отличия:1) активность личности, прежде всего, зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств человека, а социальная активность зависит от ценностных ориентаций, социальной деятельности, социальной позиции (М. А. Румянцева), а также от социальной направленности интересов и устремлений личности (Т. А. Ильина); 2) в отличие от активности личности, которая выступает, прежде всего, как качество личности, социальная активность выступает и как актуальная для субъекта потребность, и как преобразующая способность, и как черта характера; 3) в отличие от активности личности, которая направлена, прежде всего, на индивидуальную личность, социальная активность может применяться в отношении групп (социальная активность - это индивидуальные или групповые действия, направленные на изменения общества (социума) в целом, своего места в нем и самого себя (Я-социальное) (А. Б. Купрейченко и А. С. Моисеева)); 4) в отличие от активности личности, для которой важнейшими считаются ее индивидуальные качества, ее ценности, цели, установки, потребности, эмоции и прошлый опыт, которые определяют ее избирательность и направленность, то важнейшими личностными образованиями социальной активности выступают ответственность и эмпатийность, полагающая в осу¬ществлении деятельности учет интересов других (учет прежде всего, общественных интересов, а не индивидуальныных); 5) в содержание социальной активности входит жизненная позиция - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу, а содержание активности личности формируется под воздействием социальных условий и личного опыта, куда входят усваиваемые им знания, навыки, привычки.
2. Какая взаимосвязь существует в понятиях «социальная активность» и «лидерство»?
Для того, чтобы определить взаимосвязь между понятиями «социальная активность» и «лидерство» необходимо дать определения данным понятиям.
Социальная активность - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела (А. В. Петровский).
Социальная активность - это свойство личности, включающее осознание ею значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Социальная активность включает в себя нормы, мотивы и ценности, усваиваемые в процессе социализации.
Лидерство - это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации (А. Л. Уманский).
Лидерство - персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях (А. С. Залужный).
Таким образом, взаимосвязь между понятиями «лидерство» и «социальная активность» вполне очевидны. Прежде всего, социальная активность оказывает огромное влияние на формирование лидерских качеств человека. И в данном случае лидерство означает социальную активность, или «активную жизненную позицию». «Активная жизненная позиция» необычайно полезна на ранней стадии развития человека. В первую очередь в такой позиции происходит формирование некоего гаранта свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что всегда обеспечивало развитие социума. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих умений через разнообразные лидерские программы. Благодаря социальной активности происходит развитее трех необходимых качеств: активной жизненной позиции, нравственности и желания служить социуму, которые необходимо развивать с детских лет. Так, служение обществу выражается в первую очередь в готовности к волонтерской работе. Будущий лидер должен гармонично сочетать «умение управлять» и «умение подчиняться», обладать развитой эмпатией, чутко реагировать на чужую боль. Важно, чтобы индивид на ранней стадии своего существования смог понять важность служения обществу, а также смог развить в себе чувство гражданской ответственности, а также осознал свою потребность в оказании посильной помощи другим, что свою очередь позволит создавать условия для дальнейшей рефлексии и анализа индивидуальной идентичности, ценностных ориентаций и этики. Вовлечение человека в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей. В первую очередь это имеет огромное и позитивное влияние на познавательное и эмоциональное развитие.
Благодаря развитию социальной активности происходит развитие ключевых лидерских способностей, таких как способности межперсонального взаимодействия, способности планирования программ, способности принятия решений, разрешения проблем, разрешения конфликтов, способности к критическому мышлению, способности к постановке целей, делегирования полномочий, управления финансами, привлечения к сотрудничеству, способности к общественной деятельности.
Благодаря социальной активности происходит реализация основных принципов лидерства, связанных с уважением общечеловеческих ценностей с национальными и региональными традициями, уважение к труду и профессионализму, примат духовного над материальны, нравственное, эстетическое, экологическое и патриотическое воспитание, приоритет здорового образа жизни, эффективность социального взаимодействия, свободное самоопределение и самореализация личности. Именно поэтому
целью воспитания социальной активной личности является – способствовать социально активному развитию личности, ее лидерских качеств и способностей для осуществления самореализации в процессе социализации в соответствии с ее особенностями и социокультурным своеобразием общества. Успех социальной всецело зависит от культуры лидера как личности и как руководителя, если он является таковым. Элементы культуры, дополненные профессионализмом, высокой нравственностью, чувством ответственности и долга, внимательностью к людям - все это в совокупности обеспечивает лидеру единственно возможный путь к успеху, который помимо результата приносит еще и удовлетворение. Развитие социальной активности человека во многом зависит от личности его взрослого руководителя, который осуществляет свою работу открыто, раскрывая в практике особенности социально активной деятельности, способы формирования социально активных качеств.
3.Что такое «социальное лидерство»?
Социальное лидерство рассматривается как элемент управленческой культуры той или иной социальной организации,ориентированный на лояльный стиль контроля участия членов группы в социальной жизни с учетом индивидуальной инициативы каждого.
Феномен социального лидерства строится на рассмотрении особенностей взаимного восприятия лидера и социума, а также взаимосвязи между поступками и анализа причинно-следственных связей. Исследователи мотивационных составляющих лидерства (А. Маслоу, Т. Митчелл, Р. Хауз, М. Эванс и др.) акцентировали внимание на том, что удовлетворение социальных потребностей последователей ведет к более успешному и эффективному стилю лидерства. Говоря о ценностных ориентаци-ях, К. Ходжкинсон, Г. Фейрхольм, С. и Т. Кучмарски и др. утверждают, что лидер, являясь носителем ценностных социальных ориентиров, привносит их в окружающее его социальное пространство, при этом также самообогащаясь вследствие взаимодействия. Как следствие, для социального лидерства ориентиром являются ценностные мотивации субъектов социального пространства, отображая фундаментальные общественные потребности, сменяющие друг друга в социально-историческом времени и пространстве: изобилие, справедливость, добро, красота, истина и др.Исходя из этого, социальное лидерство рассматривается как проекция гуманистических идей современного общества на групповые отношения, высшей ценностью которых ставится человек со своим мировоззрением. Социальное лидерство включает не только личностные и профессиональные характеристики, но и условия и факторы взаимодействия, а также результат, выражающийся в изменении социокультурной среды, в саморазвитии и самосовершенствовании лидера и последователей.
Социальное лидерство есть социальное явление общественного сознания в сочетании с многообразием социально-психологических факторов, существующих закономерностей и законов, а также принципов функционирования всей системы социального управления.
Под социальным лидерством понимается социальная позиция личности в обществе или группе людей, наделенной способностью направлять и организовывать деятельность коллектива в соответствии с целевыми установками и ценностными ориентациями группы, а также с учетом ситуативной апперцепции условий социальной среды. Обращаясь к социальной составляющей понятия «социальное лидерство»,необходимо отталкиваться от мнения Е. Холландера, который утверждал, что доминирующим является понимание лидерства как процесса влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей.
Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, социальное лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу.
Социальный лидер, как правило, выступает ключевой фигурой в системе социального управления, выделяется среди основной массы рядом свойств, присущих лишь данному человеку. Чаще всего к числу этих свойств относятся профессиональные компетенции. На сегодняшний момент характерно усложнение целей, средств и условий деятельности, а это повышает требования к образованию выпускников, делает востребованной личность, обладающую лидерскими качествами, способную видеть, прогнозировать и решать возникающие вопросы и проблемы, мобильную в социально-профессиональном отношении.
Социальное лидерство и социальная одаренность выступают как предпосылки высокой успешности в нескольких областях. Они предполагают наличие способности понимать, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятия социального лидерства и социальной одаренности охватывают широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.
Таким образом, понятие «социальное лидерство» необходимо трактовать как социальную позицию личности в обществе или группе людей, наделенной способностью направлять и организовывать деятельность коллектива в соответствии с целевыми установками и ценностными ориентациями группы, условиями социальной среды.
4.Какие функции должен выполнять современный лидер?
К важнейшим функциям современного лидера относят следующие: 1)организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах; 2) выработка и поддержание групповых норм; 3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; 4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности; 5) установление и поддержание микроклимата группы.
Кроме того, на основе конктерных позиций выделяют и другие функции лидера.
1) Лидер как администратор. Наиболее очевидна для лидера роль координатора совместной деятельности членов группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы. Иногда человек, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других; ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.
2) Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.
3) Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника:1) указания сверху, получаемые группой от руководства в соответствии с субординацией.