Фрагмент для ознакомления
2
вопросов, выделенных для самостоятельной работы обучающихся
1. Теоретические основы финансового контроля
1. Сущность, роль и функции финансово-экономического контроля в управлении экономикой.
Ответ:
Финансово-экономический контроль представляет собой процесс наблюдения и проверки функционирования и состояния по факту управляемого объекта, а система контроля представляет собой механизм, которым обеспечивается данный процесс [3].
Основные цели контроля: обеспечение управления на качественном и эффективном уровне, соблюдение законодательства; защита интересов всех субъектов экономики; содействие проводимой государством единой политике; выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов; укрепление государственной экономической системы.
Хорошо организованный контроль способствует укреплению законности и формирует у работников профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором обеспечения национальной безопасности. Сущность контроля проявляется в осуществлении регламентированной нормами права деятельности уполномоченных государственных, муниципальных органов, негосударственных организаций, органов и лиц, которая направлена на предупреждение, определение и пресечение нарушения правовых норм и управленческих решений, которые обеспечивают нормальное функционирование государственной экономической системы и её элементов.
Функции финансово-экономического контроля представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Функции финансово-экономического контроля
2. Направления развития и пути совершенствования финансово-экономического контроля в условиях рыночного хозяйствования
Ответ:
Видны совершенно новые направления развития финансово-экономического контроля в РФ. В условиях рыночных отношений:
1. Становится уже сфера финансово-экономического контроля государства. Концентрация его все более происходит на области процессов в макроэкономике, в том числе контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, массой денег в стране, образованием и использованием фондов денежных средств, которые поступают в распоряжение государства. Вместе с тем становится шире область действия финансово-экономического контроля негосударственного от компаний аудиторских и страховых, кредитных организаций и пр. и с этим меняется его содержание.
2. Идет некоторый сдвиг от последующего контроля к предварительному.
Видна необходимость улучшения финансово-экономического контроля для роста уровня его действенности и эффективности. В качестве ключевого направления улучшения финансово-экономического контроля государства в качестве важной составляющей в России финансово-экономического и увеличения степени его эффективности выступает принятие единой концепции финансово-экономического контроля государства в РФ, которой должны устанавливаться единого характера методологические и правовые основы проведения государственного финансово-экономического контроля, установлена система органов, которые осуществляют контроль, а также механизм их взаимодействия. Нужна разработка основ научно-методического характера оценки уровня эффективности деятельности органов государственного финансово-экономического контроля и их сотрудников.
3. Формы финансово-экономического контроля
Ответ:
Формы финансово-экономического контроля: предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль. Данная форма предварительного контроля носит предупреждающий характер, потому что предшествует осуществлению хозяйственных и финансовых операций. Цель – в предотвращении незаконных действий, недостатков и нарушений [3].
Текущий контроль. Его проводят на стадиях управления, которые связаны с процессами реализации и регулирования мероприятий по достижению намеченных целей, в ходе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.
Последующий контроль. Это контроль финансово-экономической деятельности за конкретный истекший период времени. Здесь контролируют совершенные операции по факту.
4. Приемы и способы документального и фактического финансово-экономического контроля.
Ответ:
Способы финансово-экономического контроля представляют собой методы достижения целей и решения задач финансово-экономического контроля. В качестве характерной особенности способов, которые применяют при проведении финансово-экономического контроля, выступает применение совокупности методических (технических) приемов, которые разработаны определенной отраслью знаний в сфере экономики или основаны на достижениях смежных наук (экономического анализа, бухгалтерского учета и аудита, статистики и пр.). На рисунке 1 представлены приемы и способы контроля с подразделением его на фактический (проверка состояния по факту путем обследования, обмера, осмотра и пр. способами не документального характера) и документальный (правильность ведения бух. учета, составления и заполнения отчетности и документов).
Рисунок 1 - Приемы и способы контроля [5]
5. Виды финансово-экономического контроля.
Ответ:
Виды финансово-экономического контроля представляют собой важнейшие структурные или классификационные единицы в системе контроля. Согласно характеру расположения и по взаимоотношениям субъекта и объекта контроля, иначе - контролирующих и контролируемых органов, организаций, специалистов, разделяют контроль внутренний и внешний (рис. 2).
Рисунок 2 - Виды финансово-экономического контроля [3]
Контроль называют внутренним в том случае, если его субъект и объект организационным образом включены в одну систему, а внешним - если субъект контроля не включен в ту же систему, что его объект.
Подготовка к текущему контролю:
1. Характеристика предварительного, текущего (ретроспективного) контроля?
Ответ:
Предварительный контроль. Данная форма предварительного контроля носит предупреждающий характер, потому что предшествует осуществлению хозяйственных и финансовых операций. Цель – в предотвращении незаконных действий, недостатков и нарушений.
Текущий контроль. Его проводят на стадиях управления, которые связаны с процессами реализации и регулирования мероприятий по достижению намеченных целей, в ходе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.
2. Соотношение понятий:
Вид контроля Определение контроля
Документальный
Заключается в установлении сущности проверяемой хозяйственной операции по данным первичных документов
Внутрихозяйственный
осуществляется за производственной и хозяйственной деятельностью администрацией организации
Текущий
Систематическое наблюдение за совершением хозяйственной
деятельности организации
Фактический контроль
заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки путем взвешивания, обмера, анализа
3. Дайте определение понятию государственный финансовый контроль, и раскройте его основные элементы.
Ответ:
Государственный финансовый контроль представляет собой проверку соблюдения органами государства власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства РФ и ее субъектов, степени рациональности и эффективности использования финансовых и материальных ресурсов государства [11].
В систему государственного контроля включают такие элементы: субъект и объект контроля, предмет контроля, принципы и методы контроля, принятие решений согласно результатам контроля. Данного рода элементы системы контроля в совокупности являются механизмом финансового контроля, они регламентируют нормативные юридические акты, которые в общем формируют финансовое (бюджетное) право.
4. Виды и система контролирующих органов финансового контроля
Ответ:
Финансовый контроль проводят федеральные законодательные органы, федеральные исполнительные органы, включая органы исполнительной власти, которую специальным образом создают с целью выполнения мероприятий контролирующего характера.
Органы финансового контроля осуществляют такие виды контроля [3]:
- государственный финансовый контроль проводится федеральными законодательными органами, федеральными исполнительными органами, в том числе органами исполнительной власти, которая специально создается для проведения контролирующих мероприятий;
- ведомственный финансовый контроль осуществляется специальными структурными подразделениями министерств, ведомств и иных органов исполнительной власти в отношении подведомственных предприятий. О проведенных работах представители исполнительных органов ежегодно отчитываются перед Правительством РФ.
Общефункциональные органы государственного финансового контроля осуществляют виды контроля:
- бюджетный - проводит Счетная палата, казначейство, Правительство РФ;
- налоговый - в него входят проверка правильности расчета и уплаты налогов. Проводят налоговые, правоохранительные, таможенные и иного рода органы;
- банковский контроль проводят коммерческие банки касаемо клиентских компаний. Одна из целей – проверка уровня платежеспособности клиента, который желает взять кредит. Еще одна цель – проверка степени правильности проведения клиентскими компаниями наличных и безналичных расчетов. Банки могут проверять, соблюдается ли порядок ведения кассовых операций и валютного законодательства. Если организация не является кредитоспособной, банк может использовать все законные способы для взыскания задолженности. Вместе с тем Центральный банк России надзирает за деятельностью коммерческих банков. Его функции: регистрация банков и других кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий на право заниматься соответственной деятельностью; надзор за работой банковских и кредитных организаций; контроль того, соблюдают ли сами банки законы о денежном обращении и валютном регулировании.
Валютный контроль проводят с целью установления правильности валютных операций. Мероприятия контролирующего характера проводят Правительство РФ, Центральный банк и иные уполномоченные органы.
Контроль за страховой деятельностью проводят особо уполномоченные органы страхового надзора, которые осуществляют выдачу лицензий, проверку деятельности страховых компаний и др.
Таможенный контроль проводят таможенные органы. Внутренний финансовый контроль (внутрихозяйственный, корпоративный) проводят экономические службы самих предприятий.
5. Эффективность использования бюджетных средств (по материалам контрольных мероприятий Счётной палаты РФ).
Ответ:
По результатам контрольных мероприятий Счетной палаты РФ, в 2021 г. были законодательным образом определены новые особенности исполнения федерального бюджета. С 2020 г. Правительством РФ было получено право перераспределения средств посредством внесения изменений в сводную бюджетную роспись. Следовательно, проекты федеральных законов об изменениях бюджета не были разработаны, а Счетная палата не готовила на них заключения [8].
В 2021 г. направление провело 40 мероприятий контрольного характера (включая 38 – в пределах контроля исполнения и формирования бюджета) и 2 мероприятия экспертно-аналитического характера. Отдельное внимание - нарушениям при регистрации государством прав на недвижимое имущество. ФСИН России, к примеру, не зарегистрировала права собственности на 2315 объектах недвижимого имущества и 27 земельных участков. ФССП России – на оперативное управление 56 объектами недвижимого имущества (7,34 тыс. кв. м) и постоянного бессрочного пользования 8 объектами совокупной площадью 14,46 тыс. кв. м.
Одно из значимых мероприятий 2021 г. – анализ системы установления и взимания акцизов на табак. Он продемонстрировал, что постоянный рост ставок акцизов не всегда обеспечивал сопоставимое повышение сумм поступлений в бюджет. Поимо этого, практически на 28% сокращен объем продажи табачной продукции. Одна из причин такого – повышение нелегального оборота табака. Потери бюджета с 2016 г. по причине нелегальных продаж = 295,6 млрд руб. С целью изменения ситуации СП рекомендовала Правительству РФ пересмотр нормативов зачисления акцизов на табак, перераспределив данные налоговые доходы между федеральным бюджетом и бюджетами регионов.
В 2021 г. Счетной палатой завершен начатый летом 2020 г. мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок. Он продемонстрировал, что в пандемию контрактная система сработала без перебоев. Обеспечить ее стабильность позволили изменения в законодательстве о контрактной системе, которые, однако, привели к росту закупок у единственного поставщика в 6,7 р. (с 54 млрд руб. в 2019 г. до 361 млрд руб. в 2020 г.). Объем государственных и муниципальных контрактов, которые заключены в 2020 г. по 44-ФЗ, составил в 2020 г. исторического максимума – 8,9 трлн руб. При всем этом объем контрактов в рамках 223-ФЗ стал меньше и равен 19,9 трлн руб., это на 6,1% меньше, чем в 2019 г.
2. Правовые основы государственного финансового контроля
Подготовка к практическим занятиям:
1. Функции, полномочия и обязанности Минфина России в области финансово-экономического контроля.
Ответ:
Министерство финансов Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает в РФ проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин России выполняет такие функции [3]:
• Проведение в пределах его компетенции комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходований средств федерального бюджета;
• контроль в определенном порядке рационального и целевого использования средств государственных внебюджетных фондов и иных федеральных средств;
• проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности компаний согласно заданиям правоохранительных органов;
• организация ревизий и финансовых проверок в компаниях согласно обращениям органов власти государства в субъектов РФ и органов местного самоуправления.
У Минфина РФ есть права:
• проведения вместе с Минэкономики РФ экспертизы технико-экономических проектов, которые представляются в качестве обоснований с целью выделения средств на инвестиции;
• представление Правительства РФ при предоставлении гарантий государства по кредитам в пределах величины долга государства, который утверждается согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год;
• ограничения, приостановления, а в отдельно взятых случаях - и прекращение финансового обеспечения из федерального бюджета организаций при определении фактов нецелевого использования ими средств бюджета, а вместе с тем при непредставлении ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных ранее средств;
• взыскания с компаний средств федерального бюджета, которые израсходованы ими не согласно целевому назначению;
• организация формирования посредством федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставления помощи за счет средств данного фонда в порядке и размерах, которые утверждены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и пр.
У Минфина РФ есть такие бюджетные полномочия:
• организация работы по составлению проекта федерального бюджета, составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ, участие в процессе разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• представление государства в договорах по поводу предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
• методическое руководство в сфере составления и исполнения федерального бюджета; составление сводной бюджетной росписи федерального бюджета; разработка прогноза консолидированного бюджета РФ;
• разработка программы внутренних заимствований РФ, условий выпуска и государственных займов государства, выступление в качестве эмитента ценных бумаг государства, проведение регистрации эмиссии ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
• осуществление согласно поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями; разработка программы внешних заимствований РФ, организация работы по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разработка программы предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определение порядка предоставления такого рода гарантий и пр.
2. Контрольные функции Счетной палаты Российской Федерации (примеры из СМИ).
Ответ:
Счетная палата осуществляет контроль использования средств бюджета, средств бюджетов внебюджетных фондов государства и федеральной собственности, оценку степени эффективности распоряжения федеральными ресурсами и определение нарушений в данной сфере. В ее функции включено противодействие коррупции. У Счетной палаты есть самостоятельность и независимость, ее деятельность подотчетна только Федеральному Собранию и не может быть приостановлена [8].
В 2021 году Счетная палата завершила 346 мероприятий. По результатам этих проверок было выявлено 4253 нарушения и недостатки на общую сумму 1 541,4 млрд рублей. В структуре финансовых нарушений преобладают нарушения в бюджетном учете и отчетности - 473 нарушения на сумму 571,3 млрд рублей (37%). Еще одним важным препятствием являются нарушения определенных видов юридических лиц при осуществлении государственных закупок. За отчетный период в стране выявлено 663 нарушения на сумму 416,3 млрд рублей (27%) [11].
Динамика правонарушений, которые были выявлены в ходе проверок Счетной Палаты, неравномерна. В 2018 году выявлен рост данного показателя, который снижался в течение двух лет. Однако 2021 г. показал увеличение численности правонарушений. При этом сумма выявленных правонарушений в 2018 году снизилась по сравнению с 2017 гг., хотя количество правонарушений увеличилось. Также при снижении количества нарушений в 2019 г. сумма таковых противоправных действий увеличилась до 884,6 млрд. руб. Данный факт свидетельствует о наличии в 2019 г. меньшего количества правонарушений, но большей стоимости, что говорит о кражах в больших размерах. Наибольшая сумма средств, возвращенных в бюджет, выявлена в 2017 г. - 19 151,7 млн. руб., при этом в 2018 и 2019 гг. данная сумма постепенно уменьшалась, но в 2020 г. показала рост на 11 906, 9 млн. руб., что говорит о повышении результативности работы органов Счетной Палаты. Однако в 2021 г. данная сумма уменьшилась почти в 3 раза, что является отрицательным явлением при росте количества правонарушений. По результатам проверок Счетной палаты ежегодно выдаются рекомендации, которые субъектам хозяйствования необходимо выполнять или соблюдать. Всего в 2019 и 2020 годах Счетная палата направила 869 рекомендаций, из которых 367 – в 2019 году и 502 – в 2020 году. В 2021 году это число равно 503. Этот инструмент способствует дальнейшему открытому обсуждению и последующему внедрению новых методов государственного финансового контроля.
3. Контрольные функции главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств в области финансово-экономического контроля
Ответ:
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств являются не только контролируемыми, но и контролирующими субъектами по отношению к получателям средств бюджета. В БК РФ определено, что основными распорядителями и распорядителями бюджетных средств проводится контроль целевого использования средств, своевремен¬ности возврата кредитов бюджета и предоставления отчетности по поводу использования средств бюджета бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств – инициаторы выполнения финансовых проверок подведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, кото¬рые непосредственным образом проводят специализированные органы государственного финансового контроля.
4. Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ
Ответ:
Территориальными контрольно-ревизионными органами осуществляется последующий контроль на территории определенного субъекта РФ:
1. Контролируется целевое использование средств бюджета и государственных внебюджетных фондов.
2. Производятся документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности компаний любого рода форм собственности согласно мотивированным постановлениям правоохранительных органов.
3. В некоторых случаях на основе договора проводятся ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов МО [5].
4. Контролируется своевременность устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, которые уже проверены, а вместе с тем возмещение ими материального ущерба.
5. Контрольные функции Федерального казначейства и его территориальных органов.
Ответ:
Функции Федерального казначейства и его территориальных органов представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Функции Федерального казначейства и его территориальных органов
6. Финансово-экономический контроль Центрального банка РФ.
Ответ:
Согласно ст. 57 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» БР устанавливаются для кредитных организаций и банковских групп правила обязательного характера выполнения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а вместе с тем иных информационных сведений, которые предусмотрены федеральными законами. При этом определяемые Банком России правила применяют касаемо бухгалтерской и статистической отчетности, которую составляют за период с начала не ранее даты опубликования этих правил.
Текущий контроль Банка России представлен в форме проверок кредитных организации и их филиалов, последующий контроль – в форме анализа и прогнозирования состояния экономики государства в общем и по регионам, состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.