Фрагмент для ознакомления
2
Теория государства и права
1. Формы государственного правления
Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.
В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.
2. Политический режим: понятие и виды
Политический режим – система методов и приёмов, при помощи которых руководство государства осуществляет свою власть. Это понятие включает ответы на вопросы, каковы отношения руководства страны и населения, как происходит завоевание и передача власти и т. д.
Есть два вида политических режимов: демократический и недемократический, а недемократический, в свою очередь, делится на два подвида – авторитарный и тоталитарный.
3. Теория государства и права как наука. Предмет и функции
Теория государства и права – это гуманитарная, фундаментальная, обще теоретическая юридическая наука, изучающая закономерности развития государства, а права как важнейший институт и общества.
Предметам являются основные общие закономерности возникновения функции развития государства и права.
Функции теории государства и права – это основные направления теоретической деятельности, отражения общего и специфического значения этой науки.
4. Политическая система общества: понятие и структура
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст¬венных органов, политических партий, движений, общественных ор¬ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об¬щества и осуществляется политическая власть.
Структуру политической системы составляют следующие компоненты:
1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - государство, политические партии, общественные организа¬ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе¬мы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие по¬литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятель¬ности и совокупного политического опыта.
5. Классификация государственных органов.
По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей): законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент); исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства); судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).
По принципу федерализма (вертикальное разделение властей): федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды); органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
По порядку формирования: выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы); назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).
По способу принятия решений: коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство); единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).
По месту в системе государственных органов: вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры); нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).
По территориальному масштабу деятельности: центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности); территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).
По характеру компетенции: органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство); органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, Прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).
По времени функционирования: постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.), временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).
6. Методы научного познания государства и права.
Всеобщие (философские) методы – охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Эти методы определяют подход к изучению государства и права в целом.
Общенаучные методы - применяются на отдельных стадиях научного познания
Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных науки.
Частноправовые методы - это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими.
7. Понятие и признаки государственного органа.
Государственный орган – это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.
Признаки:
Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;
Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру). Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;
Государственный орган состоит из государственных служащих; ФЗ
«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.
Государственный орган имеет определенную компетенцию, то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;
Государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права, а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.
Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).
8. Причины и условия возникновения государства и права.
1.Процесс постепенного перехода от присвоения готовых растительных и животных форм к производящей экономике повлек за собой крупное общественное разделение труда:
а) скотоводство и земледелие выделились в относительно самостоятельные производства, которыми стали заниматься отдельные рода и племена, группы лиц;
б) от земледелия и скотоводства отделилось ремесло;
в) необходимость в обмене продуктами, а затем и возникновение торговли между земледельцами, скотоводами и ремесленниками обусловили появление торговых людей (купцов), которые производительным трудом непосредственно не занимались.
2. Крупное общественное разделение труда, открытие металлов и металлообработки способствовали совершению средств производства, повышению производительности труда, появлению избыточных продуктов(скота, запасов зерна и других продуктов, которые оседали «в руках» отдельных сородичей (в первую очередь вождей, старейшин, жрецов и военачальников),приводили к социальному расслоению общества, появлению класса богатых и класса бедных.
3. Создаются органы, призванные управлять хозяйственными делами: земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, строительством каналов, дорог, мостов, выполнением других общественных работ, обеспечивающие учет трудовых ресурсов, запасов сырья и продуктов, сбор налогов и иных платежей, выполнение других хозяйственно-организаторских функций.
Возникающие между различными классами и социальными слоями населения противоречия и конфликты с объективной необходимостью требуют выделение особых групп людей и их организаций, которые разрешают споры и конфликты, охраняют интересы имущих классов от притязаний неимущих, а также обеспечивают неприкосновенность своих внутренних границ и захват чужих территорий и богатств. Одним словом зарождается государственный аппарат, т.е. учреждения управления, охраны и принуждения, которые представляют собой материальное воплощение понятия «государство».
С помощью этого аппарата имущие, экономически господствующие слои населения (социальные группы, классы, блоки классов и т.п.) становятся и политически господствующими в обществе.
Указанные выше причины привели и к возникновению права, т.е. общеобязательных правил поведения, которые обеспечиваются мерами государственного воздействия.
Образование права шло в основном двумя путями. Во-первых, первобытные табу и обычаи государственный аппарат приспосабливает к экономическим, социальным и неизвестным ранее политическими условиями общественной жизни, охраняет их и карает за неисполнение или нарушение. Первобытные обычаи в данном случае становятся правовыми, т.е. общеобязательными и обеспеченными защитой и силой государства.
Во-вторых, государственные органы (цари, фараоны, суды и т.п.) создают новые правила (нормы), которые по-новому регулируют процесс производства, распределения результатов труда, торговлю, осуществление функций государства, учитывают имущественное, социальное и политическое неравенство людей.
В отличие от норм первобытного общества юридические нормы уже на ранних стадиях зарождения имеют, как правило, письменную форму закрепления, выражают волю прежде всего экономически и политически господствующих в обществе классов и социальных слоев населения, обеспечиваются в случае их неисполнения или нарушения специальными органами и мерами государственного воздействия.
9. Сущность и социальное назначение государства. Общесоциальное и классовое в сущности государства.
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Это главное в этом явлении, что определяет его цели, содержание, функционирование. Цели могут быть различными. Главным является власть. Это фундаментальная категория.
К сущности государства имеется два подхода: формационный подход и цивилизационный подход. В нашей стране все опирались на марксистскую теорию классового насилия (формационный подход – диктатура класса). Идея насилия это не плод К. Маркса. Ницше: Мы понимаем под государством лишь тиски. Исходя из этой теории сущность:
• Рабовладельческого общества – диктатура.
• Феодального общества – насилие класса феодалов
• Буржуазного общества – насилие буржуазии
• Социалистического государства – диктатура пролетариата (ничем неограниченная власть).
• Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, основанная на определённом способе производства. Базис – экономические отношения, надстройка -политические отношения.
• Цивилизационный подход (власть+коллективность, ассоциация, которая объединяет государство в союз). В основе лежит понятие цивилизации. С этой точки зрения государство – это коллективность, ассоциация. Центр – человек, его место в системе общественных связей, уровень культуры (является лимфой, кровью цивилизации). Ориентирована на гуманные ценности. Это государство служит человеку, ориентировано на социальные интересы. Для того, чтобы обеспечить надлежащее функционирование государства, целостности в обществе, реализации общесоциальных функций допускается выполнение государством принудительных функций. Принудительные органы играют второстепенную роль.
• Сторонники «теории элит» считали, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Антидемократичная теория.
• Технократическая теория. Властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Антидемократичная теория.
• Последователи демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
• Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру.
• Классовый характер государства – его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой.
• В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредотачивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
• На государство и его сущность нередко оказывают влияние национальные, и даже националистические факторы. Иногда, государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
Социальное назначение государства. Оно неизбежно связано и вытекает из сущности государства. В формационном – сила, порядок, принуждение для населения. В цивилизационном подходе государство – это порядок в обществе путём достижения компромиссов, согласования интересов.
• обеспечение социального порядка и стабильности,
• сохранение прав и свобод человека и гражданина,
• гарантии демократических процессов.