- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Философия права: основные понятия и принципы
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Философия права
0 страниц
0 источников
Добавлена 03.07.2023 Опубликовано: stuservice
1352 ₽
2704 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
Философия возникает из размышлений о бытии, включая весь набор научных знаний. Это мать всех наук, потом из нее стали отделяться отдельные науки → системы знаний со специфическим объектом. Возник вопрос о предмете философии → различение предмета и объекта. Объект – процессы, предметы и явления окружающего мира. Предмет – объект, взятый со специфической стороны, который проявляется в методе познания объекта, свойственном для данной науки.
Возникает проблема обоснования философии как науки, которая разрешается поэтапно:
Предпринимается попытка найти научную область, закрепить ее за философией, связать ее с различными процессами познания, с взаимоотношениями между людьми. Постепенно отделяется логика, но все же предметного размежевания и отпочкования философии не происходит.
Предпринимается попытка обосновать, что философия – не совсем наука, так как наука должна представлять из себя сферу познания и оперировать опытными знаниями. Метафизика (философия) познает мир, действительность, но не ограничивается информацией, поставляемой опытным путем, часто опираясь на умозрительные явления.
В итоге философия все же признается наукой, которая стремится предоставить общую картину мироздания и пытается дать понятие об общем, взятом из ряда наук. Ярко проявляется интегрирующая функция философии.
Философия – наука об окружающем мире в целом. Метод – метафизический. Это метод специфичен тем, что оперирует внеимперическим, то есть умозрительным опытом. Таким образом, философия – это наука о наиболее общих закономерностях сознания и бытия. Прескриптивная наука.
Структура философского познания.
1. гносеология (закономерности, методы и формы познания)
2. антология (учение о сущности бытия, о зарождении и развитии явлений)
3. аксиология (учение о ценностях, о соотношении их, формулировании различных оценочных определений). Именно оперирование понятиями ценности отличает философию от естественных наук и от религии.
Цель философского познания – истина (всегда конкретна). Пути познания, что есть право:
1. Если рассматривать ФП как часть философии, то познание от всеобщего к особенному
2. если рассматривать ФП как часть права, то от частного через всеобщее к истине.
ФП состоит также из 3 элементов:
1. гносеология права – учение о способах изучения права. Различные способы à различные правопонимания.
2. антология права – о сущности права и о тех формах, в которых сущность эта проявляется. Учение о генезисе права.
3. Аксиология – учение, в рамках которого обосновывается ценность права и о ценностях права.
Философия права представляет собой часть философии, которая пытается выработать наиболее общие представления о таком явлении социальной действительности, как право. Предметом философии права являются представления о сущности права.
Объектом научного изучения являются предметы, явления социальной действительности.
Таким образом, предметом науки признается освоенный объект ее изучения.
Объект философии права– это государство и право.
Предмет философии права – наиболее общие представления о государстве и праве, их сущностные характеристики.
Государство и право образуют единый предмет философии права (предметное единство государства и права не отрицает того тезиса, что они являются суть разными объектами). В зависимости от правопонимания либо одно из них является исходным, а другое – производным, либо наоборот.
2. Цели и задачи практической философии права.
Философия права ставит перед собой важную задачу — философски осмыслить право.
Объект и предмет философии права должны быть взаимосвязаны и реализуются в функциях, отражаются в ее задачах. Задачами философии права являются следующие:
выяснение предпосылок, условий, факторов появления права в жизни человека и общества в целом; рассмотрение необходимости в праве на фоне эволюции человечества;
определение социальной полезности, ценности, функций права;
изучение назначения права в связи с назначением государства, его роли и соотношения с обществом;
рассмотрение соотношения права и закона, права, государства и закона, обоснование теории правового государства и гражданского общества;
определение места права в жизни человека в современных условиях и в связи со смыслом и целеполаганием жизни человека и трансформацией права как явления, воспроизводимого усилиями человеческого сообщества;
установление различия и единства права и «неправа», нравственности, совокупности этнонациональных, религиозных норм, воли, ненормативного принуждения, соотношения права и справедливости, свободы, юридического и фактического равенства;
изучение правовой культуры, бытия и сознания индивидов, социальных групп, общества;
исследование места и роли права в соотношении с экономикой, психологией, информационно-коммуникационными технологиями, научно-техническим и технологическим развитием;
философское обоснование наличия правовых семей, функционирования правовых систем, правопорядков, назначения юридической науки и практики;
изучение и обоснование методов, функций юридических наук, результативности научных исследований, правовых теорий и их значения в общефилософском правовом знании.
Задачи философии права могут изменяться и дополняться, что предопределено ходом развития человечества и появлением новых факторов, сопровождающих бытие человека, и в связи с этим новых ролей права. Определение совокупности задач позволяет определить основную цель, которую может преследовать изучение философии права. Цель философии права — установить онтологические основания права, стремиться к поиску истины о назначении права.
3. Философия права и общая теория права.
Философия права, отказавшись раз и навсегда от всяких естественно-правовых увлечений, должна заняться исключительно исследованием основных понятий, лежащих в основе всякого положительного права. Философия права превращается в теорию права, которая получает название общей, чтобы отличить ее от тех теорий, которые создаются в пределах специальных юридических наук. На основании только исторически данного материала, философия права должна выяснить, что такое вообще право, независимо от изменчивого его содержания, что такое государство вне разнообразия действительных форм его существования, каковы источники права, каковы методы разработки норм права.
В противоположность правоведению, излагающему право той или иной страны, в той или другой его части, должно существовать общее правоведение (General Jurisprudence), которого задачей должно быть исследование тех понятий, какие лежат в основе различных прав. Это предмет философского характера, поэтому ему может быть присвоено название философии положительного права или просто права (Philosophy of Law). Так как этот предмет отстраняет от себя юридическую практику, в смысле ли ежедневного применения норм права, в смысле ли законодательной политики, то он может называться также теорией положительного права или просто права (Theory of Law).
Мы видим, что уже в самом наименовании теория права сливается с философией права. To же обнаружится при рассмотрении содержания. Рассматривая право того или другого народа, мы замечаем в нем черты двоякого рода: свойственные только данному праву и общие ему с правами других народов, в том, что встречается, как общее в различных правах, следует опять-таки различать: то необходимое, без чего ни одно право не может обойтись, и то случайное совпадение, которого может и не быть. Общее и необходимое - это и есть объект философии права или теории права. Общее и необходимое - это основные, высшие понятия в правоведении. Из сказанного уже следует, что эти понятия не могут быть созданы a priori, так как они создаются a posteriori, посредством отвлечения от положительного права. Второй вывод тот, что вместе с положительным материалом изменяются и основные понятия, а следовательно и сама теория права, положения которой имеют поэтому историческую, но не абсолютную ценность. С точки зрения аналитической школы следует строго отличать теорию права от законодательной политики. По мнению Остина законодательная политика (Science of Legislation) не входит составной частью в науку о праве (Science of Jurisprudence), и потому философия права, в представлении главы аналитической школы, ограничивается одной теоретической стороной и исключает практическую.
Правоведение, как и всякая наука, не может обойтись без философского элемента. Но философия должна вырасти из самого правоведения, а не быть ему навязанной извне. Исходные начала для построения новой философии права готовы: это те общие части, которые созданы специальными юридическими науками. Здесь уже даны основные понятия, которыми должна пользоваться в своем изложении та или другая наука. Так уголовное правоведение, прежде чем приступить к рассмотрению отдельных преступных деяний и сопровождающих их наказаний, исследует понятия о преступлении и наказании вообще. Так же поступает и гражданское правоведение, анализирующее понятие о договоре, независимо от различных договоров, встречающихся в жизни и признанных законодательством.
Остается только создать такую юридическую науку, которая объединила, свела бы в одно общее то, что уже сделано общей частью каждой специальной науки. Это и есть задача общей теории права, единственная задача для истинной философии права. Из сказанного обнаруживается, что общая теория права составляет продолжение общей части всех юридических наук, что материал ее исключительно положительное право, и что она и есть то, чем должна быть философия права.
Философии права, говорят далее, чужда задача самой создавать право, право, каким оно должно быть, в отличие от того, каково оно есть. Эти задачи недостижимы путем философии. Только зрелый опыт и испытанное знание отношений и потребностей человека могут вести к преобразованию права.
По рассмотрении приведенных возражений необходимо прийти к заключению, что общая теория права есть не что иное, как теоретическая часть философии права, в единственно возможном научном ее содержании.
4. Философия права и социология права.
Как наука социология права представляет собой определенным образом структурированную систему социальный знаний о праве как специфическом социально-юридическом феномене в его генезисе, а также в динамике, то есть как социально детерминированном и социально действующем явлении и процессе.
Она оказывает возрастающее влияние на комплекс юридических наук. Как часть общей социологии она опирается на весь ее технический инструментарий широко использует междисциплинарный подход к изучению права, беря на вооружение достижения в таких областях знаний, как социальная философия, статистика, социальная психология, математика и т. д. При этом по своей сущности и содержанию социологический подход противостоит догматическому и чисто нормативистскому подходам в исследовании права и правовых явлений. Дело в том, что он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких общезначимых вопросов, как: эффективность законодательства, сущность нормотворчества, механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблемы формирования правосознания в обществе, правовая социализация и т.д.
Социологический подход означает отказ от доминирующего в XIX в. юридического позитивизма. Он замыкается на изучении законодательства и подзаконных актов в их первозданном виде, т.е. в таком, в каком они были санкционированы законодательной и исполнительной властью. В отличие от него социология права, в ее широком понимании, изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и с учетом всей социальной регуляции, включая моральные ценности, обычаи, общественное мнение и т.д.
В то же время она изучает в комплексном виде все социально-правовые явления, в которых имеется юридическое содержание и где право предстает в виде причины, следствия или определяющего фактора (собственность, хозяйственные договоры, семья, планово-регулирующая деятельность государства и т.д.). Значительное внимание социология права уделяет при этом изучению эффективности законов и отдельных норм, основным социальным функциям права, анализу общественного мнения о нем и правосудию в обществе, месту и роли в нем юридическим институтам, престижу юридической профессии и т.д.
Таким образом, социология права, во-первых, представляет собой часть правоведения, изучающую социальные условия генезиса, развития и действия права в обществе; во-вторых, это научное направление, занимающееся изучением основ правопорядка, причин и условий социальных изменений, происходящих под влиянием права, с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений. Рассмотренная структура социологии права в соотношении с философией права и теорией права дает возможность говорить о ее использовании в качестве конструирования специфической учебной дисциплины юридического характера. В условиях современного развития российского общества эта наука приобретает особый общественный характер, участвуя в научном разрешении актуальных вопросов теории и практики государственно-правового развития.
5. Философия права и история правовых учений.
История политических и правовых учений и философия права являются аксиологическими науками базируясь на мировоззрении общества.
Мировоззрение служит теоретической базой и методологическим ориентиром для истории политических и правовых учений. Оно основывается на априорных принимаемых на веру утверждениях и всегда отвечает на вопросы образования материального мира происхождения человека места и целей его в мире а также сущности комплекса социальных норм. Религия как универсальный и абсолютный регулятор опосредует жизнь верующего через призму личных отношений с Богом по поводу жизни после смерти предлагая модель религиозно допускаемого и предписываемого поведения. В философских доктринах сверхъестественное обычно оттеняется игнорируется либо обезличивается. Следовательно право это составная часть мировоззрения определяющего содержание права.
Принципиальное значение для истории философии права имеет ее разграничение с историей правовых и политических учений. Возникает соблазн отождествления содержания данных сфер научного знания, так как в обоих случаях здесь речь идет об одних и тех же именах и концепциях.
Философия права, включая ее историю, — это концептуальный способ осмысления правовой реальности, а история правовых и политических учений предполагает постижение этой реальности преимущественно на эмпирическом уровне. Степень обобщения и будет являться основным критерием их разграничения.
Развитие философии права в каждый конкретный исторический период определялось теми общефилософскими воззрениями на мир, которые доминировали на данном этапе.
Применительно к периоду Древнего мира, как и Средневековья, говорить о полноценной философии права преждевременно. Скорее речь идет о возникновении и развитии философских подходов к осмыслению таких вопросов, как сущность права, его назначение в обществе, соотношение права с моралью, значение справедливости для права и т.п.
Период Античности может быть условно разделен на два подпериода: Древняя Греция и Древний Рим. В этих подпериодах прослеживается определенное сходство, в то же время имелись и некоторые различия.
Современные ученые, которые изучают историю древнегреческой философии права и политико-правовой мысли, выделяют в ее развитии несколько этапов - как правило, три. Единого устоявшегося подхода в этом вопросе нет, и мы, не останавливаясь на такой периодизации, рассмотрим главные особенности формирования античной философско-правовой мысли.
6. Структура практической философии права.
По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие основные разделы:
• онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его основания, бытие права и формы его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе;
• антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также ценности права, а также проблемы статуса института прав человека, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т. д.;
• гносеология права, в котором исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблемы истины в праве, а также правовая практика как критерия правовой истины;
• аксиология права, в котором исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т. д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также иногда относят вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении.
В структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуального и уголовного права и др.
Проблемы правовой онтологии, правовой гносеологии и правовой аксиологии по-разному трактуются представителями разных типов правопонимания. При этом в рамках каждого типа правопонимания рассмотрение вопросов онтологического характера («Что есть право?») тесно, а порой и неразрывно связано с проблематикой правовой гносеологии («Как познается право?») и правовой аксиологии («В чем ценность права?»). Одной из основных задач философии права является поиск ответа на вопросы: «Каким образом универсальные законы бытия связаны с законами общества, в том числе с правовыми законами?» и «Посредством чего они оказывают регулятивное воздействие на социальное бытие людей?»
В поисках ответа на эти и многие другие вопросы сложилось особое направление философских размышлений о бытии в целом — онтология (от греч. ontos — сущее, бытие и logos — учение) — учение о сущем (бытии)[1].
Право, если рассматривать его с точки зрения онтологии, представляет особый род бытия — род идеального бытия, суть которого — долженствование (и эта сфера долженствования конституирует человека как человека). Смыслы права также находят выражение в ментальных установках, идеях и теориях, в знаково-символической форме норм и институтов, в человеческих действиях и отношениях, то есть в различных проявлениях правовой реальности.
7. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
Классический тип научной рациональности, который просуществовал с XVII по конец XIX века и был основан на механике Ньютона. Понимание механистического учения является ключевым моментом в осмыслении классической рациональности.
Мир, согласно классической картине мира, – это в первую очередь бесконечное во все стороны пространство. У него три измерения, это пространство одинаково во всех своих точках и направлениях. Что бы ни наполняло такое пространство, оно от этого никак не изменится. Поэтому такое пространство называют абсолютным.
Черты классической рациональности:
1. Объективность.
2. Элиминирование всего, относящегося к субъекту, средствам и операциям его деятельности.
3. Рассмотрение целей и ценностей науки как доминирующих мировоззренческих установок и ценностных ориентаций.
4. Представление о мире как о бесконечном абсолютном пространстве, имеющем три измерения и протекающем в абсолютном времени.
5. Редукционизм: сведение всего сложного к простому и неделимому.
6. Социальная нейтральность науки.
7. Вера в авторитет разума, способного постигнуть порядок природы.
8. Фундаментализм: уверенность в том, что всякое («подлинное») знание может и должно найти со временем абсолютно твердые и неизменные основания.
9. Кумулятивность – последовательность, линейность развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изначально определяет настоящее, а то, в свою очередь, — будущее.
«Неклассическая» наука (охватывает период с конца XIX до середины XX столетия) действительно отклонилась от классического «объективизма». И это объясняется именно изменением основного предмета исследования. Здесь внимание эмпирической науки впервые обращается к проблеме становления.
Черты неклассической рациональности:
1. Принцип наблюдаемости: объектом науки становится само наблюдение. Субъект познания рассматривается уже в непосредственной связи со средствами познавательной деятельности и самим объектом познания.
2. Корреляция между постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект.
3. Системность: новый образ объекта, рассматриваемый как сложная система. Несводимость состояний целого к сумме состояний его частей.
4. Информативность: проникают друг в друга не только вещество и энергия, но энергия и информация.
5. Принцип неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Бора. Относительность истинности теорий и картины природы.
6. Важную роль при описании динамики системы начинает играть категории случайности, возможности и действительности.
7. Объект познания понимается не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. Материя не столько инертное начало, которое можно заставить изменяться лишь извне, сколько начало активное, содержащее свою активность и закон (форму) этой активности внутри самой себя.
8. Институционализация науки.
Постнеклассический образ рациональности (этот термин был введен в оборот в 70-ые гг. XX в. В.С. Степиным) показывает, что понятие рациональности шире понятия рациональности науки, так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целерациональных действий и поведения человека, т.е. социокультурные, ценностно-смысловые структуры.
Черты постнеклассической рациональности:
1. Парадигма целостности, глобальный взгляд на мир. Выдвижение на первый план междисциплинарных и проблемно ориентированных форм исследовательской деятельности.
2. Сближение физического и биологического мышления.
3. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием: исторически развивающиеся и саморегулирующиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен человек.
4. Гуманитаризация естественно-научного знания, радикальное «очеловечивание» науки. Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Это говорит о том, что мышление человека с его целями, ценностными ориентациями несет в себе характеристики, которые сливаются с предметным содержанием объекта.
5. В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. Новые императивы века: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность.
6. В новый, расширенный объем понятия «рациональность» включена интуиция, неопределенность, эвристика и другие, нетрадиционные для классического рационализма, прагматические характеристики, например польза, удобство, эффективность.
8. Предмет философии права.
Предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.
Формы внешнего проявления и практического осуществления в эмпирической действительности формального равенства - это все реальные правовые явления нормативно-регулятивного, институционально-властного и поведенческого характера, представляющие собой лишь различные формы внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, одного и того же отличительного правового начала, общеправового принципа формального равенства.
К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления (официально установленный закон, фактически наличное государство , поведенческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т.д.), которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т.е. только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых (по своей сущности и характеру) формах закона, государства, поведения, отношений и т.д.
В предмет философии права, таким образом, вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).
В процессе освещения предмета философии права (правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т.д.) с данных предметно-правовых позиций критически анализируются и соответствующие антиподы права, различные прошлые и современные теоретические и практические формы отрицания, игнорирования или искажения смысла, специфики и ценности права как сущности и как явления, подмены права произволом, правовых норм и публично-властных институтов – антиправовыми формами организации официальной власти и ее произвольно-приказными правилами, правовых форм жизни и взаимоотношений свободных индивидов - господством силовых, принудительно сверху навязанных людям стандартов поведения и т.д.
В этом смысле можно сказать, что любая философия права - это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях - в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т.д. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение - и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола).
9. Генезис философско-правового знания.
Осмысление и объяснение мира на ранних стадиях социального развития. Миф как образная картина мира. Формирование и передача мифов как процесс познания и осмысления мира.
Философия античного мира. Универсальность античной философии. Основные философские школы античной Греции. Полис как основа социально-политической жизнедеятельности. Основные философские школы древнего Рима. Появление юриспруденции. Соотношение публичного и частного права в контексте древнеримской юриспруденции.
Философия Средневековья. Земля как основа социальной жизнедеятельности и базис политического господства. Структура и содержание феодальных отношений. Средневековая теология. Томас Аквинат: синтез христианской религии и философии Аристотеля. «Человеку дано понять, что Бог есть, но не дано понять, что есть Бог». Семантичность (знаковость) средневекового мира. Философские основания соотношения государственной власти и церкви. Концепция «двух градов».
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней