Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы к экзамену (Возрождение, XVII век)
Возрождение
1. Исследовательские подходы к изучению Возрождения как эпохи. Место Возрождения в историко-культурном континууме (географические и хронологические границы, специфика итальянского и европейского Возрождения).
Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века.
Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством". Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения.
Интерес к Античному наследию в эту эпоху был во многом закономерен, поскольку в центре внимания вновь. Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Рефлексия теории Локка – это тоже опытное, а не рациональное знание, как у Декарта или Спинозы. При этом он был приверженцем теории двух истин, считал, что религия и наука образуют самостоятельные области, которые нельзя смешивать. Было накоплено множество данных о роли ощущений и восприятия создании картины мира. Школы были учреждены и возглавлялись группой педагогов, известных научном мире математиков и логиков. В эпоху Средних веков античность оценивалась в целом негативно, несмотря на заимствования некоторых.
Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Стремление обезопасить человека процессе этих испытаний привело его к изобретению парашюта. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные новой ситуации положения. В процессах же памяти, где нет непосредственной зависимости от внешнего, она получает полный простор. Однако, дискурсанализ по определению не обязательно должен быть нацелен на достижение единственно возможного прочтения текстов, поскольку имеет дело с различными репрезентациями реальности дискурсах разного типа и жанра, с различными способами порождения и прочтения текстов разных контекстах и при разных обстоятельствах.
В условиях развития современного общества всё более востребованным становится изучение историко-культурных истоков богатого наследия эпохи Возрождения. И данный период особенно интересен научными и социокультурными учениями, которые обладают важнейшим значением для мировой социально-исторической мысли. Современное обращение к эпохе европейского Возрождения обусловливается особой потребностью в историко-культурном обосновании гуманистического идеала человека. И на сегодняшний день влияние творцов эпохи Возрождения может ощутимо просматриваться в духовно-культурной атмосфере развития общества во всём мире.
Эпоха Возрождения в Европе по праву считается особым историческим периодом, где прославлялись великолепные образцы человеческой мысли, при акцентировании внимания на художественном и философско-поэтическом таланте, что открывало миру уникальность всего мироздания. Важно обратить внимание на энциклопедическую характеристику о том, что «Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) — широкое умственное и художественное движение XIV-XVI вв., давшее название эпохи в истории культуры стран Западной и Центральной Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Оно выразилось в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человечества на путях обращения к наследию как христианской, так и языческой античности». Следовательно, необходимо отметить и то, что «в узком смысле слова «Возрождение» — это возрождение идеалов и ценностей античной культуры, начавшееся в XIV веке в Северной Италии и уже в XVI в. охватившее бóльшую часть Западной Европы». И в результате, именно на Апеннинском полуострове, на котором, собственно, и были расположены «богатые, процветающие и чрезвычайно активные в сфере экономики и политики, города Италии стали базой формирования новой, ренессансной культуры, послужив затем образцом и для других стран Европы», что и привело ко многим значимым социокультурным преобразованиям. Однако мы также должны отметить и то, что «эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — Крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции». И, таким образом, активно процветающие в сфере экономики и политики, города Европы, формировали абсолютно новую, ренессансную культуру, что и создавало все необходимые условия для дальнейшего, многопланового социально-экономического развития общества.
2. Понятие «гуманизм», «гуманитарные штудии». Основные направления деятельности гуманистов. Гуманизм во Флоренции в XIV - XV веках. Проблемы, жанры, учение о человеке.
"Возрождение" является термином, который в качестве историографической категории вошел в употребление в XIX в., в большой степени благодаря работе немецкого историка Якоба Буркхарда (Буркгхардта) "Культура Ренессанса в Италии" (1860), долго служившей образцом и необходимым путеводителем по теме Возрождения. В работе Буркхарда Ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм, культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, которые в прошлом господствовали над духовной жизнью, особенное внимание к истории, натурализм в философии и чрезвычайный вкус к искусствам. Ренессанс, согласно Буркхарду, не определялась лишь воскрешением античности – он был эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой. Начиная говорить об эпохе Возрождения нужно помнить, что «Возрождение», «Ренессанс» – это позднее название эпохи по самому яркому цветку в культуре, но этим цветком эпоха отнюдь не исчерпывалась.
Происхождение термина "гуманизм". Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studia humanitatis – букв, «гуманитарные штудии» (дисциплины). Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Возрождение было связано с занятиями именно этими дисциплинами, так как их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако преподавателей этих дисциплин стали называть «гуманистами» только в начале 19 века в Германии, когда там шла реформа образования с уклоном на изучение гуманитарных дисциплин и, прежде всего, древних языков. В 16 веке термин «гуманисты» не употреблялся, таких людей называли поэтами или ораторами. Но мы в дальнейшем будем придерживаться историографической традиции и использовать термин «гуманисты». Гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных штудиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное – средство развития и возвышения человека. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке.
Именно Возрождение стало эпохой рождения современного гуманизма - веры в силы и способности человека, в то, что человек - такой же творец, как и Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. Более того, появляется стремление поставить человека на место Бога, рассматривать человеческую личность в качестве некоторого независимого, автономного, самодостаточного бытия. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного и от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры. Мыслители Возрождения осознают тот факт, что культура - это сущностная характеристика человека.
Возрождение обращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Мир таков, каким его мыслит, воспринимает и познает человек. Именно разум позволяет человеку действовать не как природному телу, и не как марионетке в руках Бога, но как самостоятельному существу, наделенному сознанием и волей. Поэтому разум становится главной ценностью, целью воспитания и образования человека.