Фрагмент для ознакомления
2
Доверительное управление региональным имуществом Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 №98 «О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга». Административный регламент Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по заключению от имени Санкт-Петербурга договоров о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга, являющегося недвижимым, в доверительное управление в порядке предоставления государственной преференции. Нужно предоставить лично или через представителя заявление о передаче имущества в доверительное управление. Передача АО «СПб ЭС» имущества
Санкт-Петербурга - электросетей.
Передача регионального имущества в безвозмездное пользование Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 03.07.2018 № 13ВР-888 «Об утверждении Типовой формы административного регламента предоставления муниципальной услуги». Имущество передается по соглашению бесплатно. Общее правило - проводятся торги. Имущество может быть передано без проведения торгов в безвозмездное пользование для использования в уставных видах деятельности следующим заявителям: государственным внебюджетным фондам; государственными муниципальным учреждениям; некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозным и общественным организациям. По данным портала государственных и муниципальных услуг, подано более 3000 заявок .
Концессия (делегированное управление) регионального имущества Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда. Концессия осуществляется администрацией Волгограда с согласия Волгоградской городской Думы. Предварительно администрация Волгограда обязана утвердить перечень имущества, подлежащего концессии. Передача объектов электроосвещения. Концессионное соглашение от 1.02.2018 в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования Городской округ город-герой Волгоград.
Закрепление регионального имущества на праве оперативного управления Положение о порядке закрепления имущества, находящегося в муниципальной собственности города Пензы, на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Передача имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление осуществляется Управлением муниципального имущества города Пензы на основании приказа Управления муниципального имущества города Пензы. Право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает у муниципальных унитарных предприятий и муниципальных казенных учреждений, муниципальных бюджетных учреждений, автономных учреждений, казенных предприятий с момента передачи им имущества, если иное не установлено Федеральным законом или решением собственника. Имущество считается переданным после подписания акта приема-передачи муниципального имущества. На баланс в оперативное управление МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77 города Пензы» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №4 города Пензы «Солнышко».
Закрепление регионального имущества на праве хозяйственного ведения Положение о порядке закрепления объектов
муниципального имущества на праве хозяйственного ведения
за муниципальными предприятиями городского округа "Город Калининград". Муниципальное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями городского округа "Город Калининград" на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения у муниципального предприятия (учреждения) возникает с момента издания соответствующего распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" , на муниципальное недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права на имущество. Есть длинные перечни имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения. Например, земельные участки. Они утверждены Приказом Агентства по имуществу Калининградской области от 18.11.2021 № 2106.
ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ)
Задание 1: Оцените деятельность муниципальных органов власти в земельно-имущественной сфере (на примере города Махачкалы)
№
п/п Наименование
1. Наличие НПА о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками:
- распределение полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, земельными участками;
- положение об уполномоченном органе в земельно-имущественной сфере
Есть целый ряд НПА, нормы которых в деталях регламентируют соответствующую сферу, - это в частности Устав городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 7 апреля 2016 г., Постановление главы городского округа «Город Махачкала» Республики Дагестан от 26 марта 2004 года № 481 «Об утверждении новой редакции Положения «О порядке ведения Реестра муниципальной собственности г. Махачкалы», Постановление Администрации города Махачкалы от 3 октября 2022 г. № 541 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, оформление соответствующих договоров о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан».
Есть специализированный орган муниципальной власти. Его компетенция определена нормами Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы».
2. Оценка деятельности органов местного самоуправления по формированию имущественной базы. Как представляется, основная проблема муниципальной политики - нет четко сформированной базы объектов муниципального имущества, размещенной в открытом доступе. Для сравнения - открытая база имущества Республики Дагестан, наоборот, имеется.
2.1. Наличие реестра муниципального имущества. Он есть в силу Положения «О порядке ведения Реестра муниципальной собственности г. Махачкалы».
2.1.1 Принятые нормативные правовые акты по учёту и ведению реестра муниципального имущества. Указанный выше реестр был принят с учетом положенийГражданского кодекса РФ; постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп; Указа Президента РФ от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий";
распоряжения Госкомимущества РФ от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" (с изменениями от 26.02.1993 N 364-р и от 17.05.1993 N 842-р); постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность"; Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ; Временного Положения от 16 июля 1992 года о реестре собственности Российской Федерации, утвержденного письмом Госкомимущества Российской Федерации от 27 июля 1992 года N ОК-4/4763.
2.1.2 Актуальные и публичные данные из реестра муниципального имущества. Указанное выше Положение о реестре... не выделяет актуальные и публичные данные, не заставляет размещать сведения в публичном доступе, что сильно затрудняет отыскание актуальных сведений третьими лицами. С одной стороны, непосредственно на сайте Администрации Махачкалы таких сведений нет, с другой - есть страница на сайте, посвященным имущественным отношениям Республики Дагестан в целом . Это способно породить некоторые противоречия. Так, с одной стороны, согласно данным Правительства Республики Дагестан, зданий, сооружений в собственности Махачкалы нет. С другой - муниципалитет сдает помещения в аренду (можно предположить, что речь о муниципальных помещениях, которые находятся в зданиях целиком органам местного самоуправления не принадлежащих), что следует из постановления Администрации городского округа с внутригородским
делением "город Махачкала" от 24 декабря 2018 г. N 1622 (перечень имущества, предназначенного для ведения деятельности СМП).
2.2 Доля муниципального имущества с зарегистрированными правами на него. Такую статистику органы власти не приводят.
2.3 Наличие бесхозяйного имущества (изменение количества). Строгий перечень органы муниципальной власти не приводят. Однако можно предположить, что такое имущество имеется в силу принятий ряда актов, например, это Распоряжение Администрации №626-р от 19 октября 2021 г "Об организации технического обслуживания бесхозяйных сетей электроснабжения, расположенных на территории города Махачкалы"; Постановление Администрации №499 от 15 июля 2021 г. О внесении изменений в постановление администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 9 июня 2021 г. № 422 «О создании межведомственной комиссии по выявлению и организации эвакуации брошенных (бесхозяйных), в том числе разукомплектованных транспортных средств на территории города Махачкалы».
2.4 Информация о количестве муниципальных учреждений, в том числе по типам. Официальный сайты Махачкалы сообщает о 13 муниципальных казенных учреждениях .
2.5 Неналоговые поступления (доля, динамика) от использования муниципального имущества. Они допустимы в силу Постановления от 18 декабря 2019 года N 1788 Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет городского округа с внутригородским делением "город Махачкала". Однако механизм отчетности не регламентирован, органы муниципальности власти статистику не приводят.
3. Оценка эффективности передачи муниципального имущества в аренду. Можно предположить, что механизмы аренды недостаточно эффективны. Так, согласно данным Республики Дагестан, в городе больше 4000 жилых, нежилых помещений. Согласно постановлению Администрации городского округа с внутригородским
делением "город Махачкала" от 24 декабря 2018 г. N 1622, в аренду сдается около 20 помещений.
3.1 Наличие НПА, регламентирующих порядок предоставления в аренду, передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества. Это Конституция Республики Дагестан, уже упомянутое постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 24 декабря 2018 г. N 1622.
3.2 Количество объектов муниципальной собственности, переданных в аренду, в безвозмездное пользование, иное. В указанном выше постановлении отмечены 13 объектов.
3.3 Публичный формат передачи муниципального имущества. Формат передачи публичный, однако механизмы передачи конкретного имущества прописаны в общих чертах.
4. Анализ деятельности органов местного самоуправления в области приватизации муниципального имущества. Этот механизм подробно расписан на сайте Администрации города Махачкалы для рядовых граждан, https://mkala.ru/services/26?ysclid=lgn1dmyuvw705688505.
4.1 Наличие НПА, регламентирующих:
- порядок приватизации муниципального имущества по вопросам, отнесённым к компетенции органов местного самоуправления;
- управление находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ
Актуален Административный регламент предоставления муниципальной услуги
«Передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, оформление соответствующих договоров о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан».
Специального НПА, нормы которого регламентируют управление долями и акциями, согласно данным Администрации города Махачкалы, нет.
4.2 Наличие программы (плана) приватизации муниципального имущества. Главным образом, приватизация касается тех, кто претендует на имущество по причине проживания в жилье, угрожающем жизни и здоровью. Соответственно и программа называется «Ветхое аварийное жилье».
4.3 Формирование прогнозных показателей по доходам от приватизации муниципального имущества, дивидендов по акциям и доходов от прочих форм участия в капитале. Согласно Постановлению администрации Махачкалы от 18 декабря 2019 года N 1788 «Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" имеется соответствующая методика. Однако в ней лишь затронут вопрос приватизации. При этом ей уделено мало внимания. Прогноз по данному виду доходов корректируется на поступления, имеющие нестабильный (разовый) характер.