Фрагмент для ознакомления
1
1. Из повестей "Собачье сердце" и "Роковые яйца" выпишите ключевые эпизоды, в которых отражения сатира на человека в советских исторических условиях, выделите в найденных эпизодах то, что можно считать универсальным, проведите параллели с настоящим миром.
2. Каким образом с названием романа "Мастер и Маргарита" связывают понятия "любовь" и "творчество"?
3. Как в романе "Мастер и Маргарита" выстроены контраст и параллелизм философской (ершалаимской) и сатирической (московской) основ в романе?
4. Почему для М. Булгакова их отношения - это символ вечной любви? В чём смысл жертвенной любви? Попробуйте объяснить, почему именно жертвенная любови является великой? Приведите примеры такого вида любви в современном масскульте. Какие проблемные вопросы вы бы поставили, рассматривая образы Мастера и Маргариты? Можно ли назвать Мастера слабым человеком? Сильнее ли Маргарита Мастера? Что Маргарита нашла в Мастере такого, из-за чего готова была оставить свою прошлую обустроенную жизнь? Понятна ли вам жизненная позиция Маргариты?
5. В чём привлекательность Воланда и его свиты для современного читателя? Почему Воланда нельзя назвать абсолютным воплощением Сатаны? Как Воланд относится к людям и к своей свите? Есть ли разница в этом отношении?
6. Найдите в тексте ключевые моменты, которые раскрывают суть отношений Иешуа и Понтия Пилата и конфликта между ними? В чем суть внутреннего конфликта Понтия Пилата? Почему он всё-таки казнил Иешуа? Почему Иешуа нельзя ассоциировать с Иисусом?
Фрагмент для ознакомления
2
В повести М. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность - советская реальность1920-х годов. Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос». Кроме того, в состав этой делегации входит «персиковый юноша», оказавшейся женщиной - заведующей культотделом дома товарищем Вяземской.
Писатель иронизирует над тем, что у новой власти нет разделение на мужчин и женщин, а есть лишь «товарищи», борющиеся за построение коммунизма. Эти люди не понимают и не воспринимают элементарных правил этикета простых знаков внимания к женщинам и так далее.
Булгаков описывает беседу профессора с домкомовцами. Мы чувствуем превосходство Преображенского над этими людьми, которых реплики профессора ставят в тупик. Но они справляются со своим смущением, стараются держаться так, как и подобает новым «хозяевам жизни». Особенно старается Швондер, которого очень трудно смутить. Он настаивает на том, что профессора обязательно надо «уплотнить». И только телефонный разговор с «высоким лицом» временно усмирил человека с «густейшей копной» на голове: «Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».
Вторым объектом сатиры в повести становится, несомненно, Шариков. Даже в описании внешности героя, в выборе художественных средств проявляется ирония автора: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
Оксюморон «малая вышина»; сравнения «как бы кустами на выкорчеванном поле», «черными кисточками»; эпитеты «небритый пух», «густая головная щетка», метафоры «головная щетка» передают негативное отношение Булгакова к своему герою.