Фрагмент для ознакомления
2
5. Почему Е.В. Сидоренко считает, что векторную модель целесообразно использовать в том случае, если в тренинге формируются / развиваются 4 компетенции (значимых параметра).
Векторная модель их четырех осей позволяет ясно представить себе исследуемое явление, почувствовать возможность четкого определения составляющих успеха. Концепция избавляет от чувства бессилия, безнадежности и тревоги.
Четыре параметра можно оценить, измерить, пусть хотя бы приблизительно. С четырьмя параметрами можно работать.
Если модель создана правильно, она дает надежду на развитие установленных ею составляющих успеха.
6. В чем суть метафорических моделей тренинга?
Метафорическая модель — это представление какого-либо явления в образе другого явления, на основе аналогии, сходства, сравнения. Например, процесс можно представить как поток, препятствие в деятельности — как скалу, результат — как плод ит. д.
Самыми лучшими моделями считаются те, которые сочетают возможность измерений с метафоричностью. Чаще всего для участников тренинга важнее, чтобы тренируемые характеристики можно было измерять или хоть как-то оценивать.
В метафорической модели главное — сила образа. Выразительность метафорических моделей превосходит возможности векторных моделей, особенно для людей, у которых преобладает образное мышление.
Метафора передает идею о возможных преобразованиях и превращениях, она позволяет создать видение будущего — то, что часто называют «vision». Она придает смелости и величия нашим мечтам. И она же смягчает юмором то смятение души, которое могут вызвать слишком грандиозные планы.
Значение метафорических моделей заключается и в том, что они позволяют значительно, почти безгранично, усилить наши возможности в представлении потенциальных видов развития, преобразования, перемен.
III. Изучите открытые источники. Выполните задания
1. Перечислите особенности проведения дискуссии во время тренинга (укажите ссылки на источники).
Дискуссия (от лат. Discussion – рассмотрение, исследование) – это публичное обсуждение или свободный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций .
Дискуссия в тренинге – метод обсуждения, основанный на имеющемся опыте группы.
Этот метод, несомненно, является наиболее важным для тренера т.к. во-первых, групповая дискуссия опирается на опыт участников. Во-вторых, тренер находится в постоянном взаимодействии с участниками тренинга и, любой другой метод тренинга на той или иной стадии неизменно включает в себя групповую дискуссию .
Специфической характеристикой дискуссии можно считать то, что в ней происходит сопоставление информации, мнений, идей, предложений ее участников.
Общая цель дискуссии – анализ или решение какой-то проблемы.
В каждом отдельном случае общая цель конкретизируется в комплексе более частных целей (задач) таких, например, как сбор и упорядочение информации по обсуждаемой проблеме, поиск альтернативных подходов к ее решению, их обоснование, выбор оптимальной альтернативы.
В каждой реальной дискуссии все эти задачи могут выступать либо последовательно, либо только одна-две из них.
В социально-психологическом плане обычно выделяют три этапа развития дискуссии: ориентация, оценка и консолидация .
Посредством применения дискуссионных методов возможно частичное или полное решение следующих задач:
1) осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
2) деидеологизация мышления участников, предполагающая знание и учет различный, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);
3) выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
4) развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
5) развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
6) развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;
7) развитие умения слушать, не перебивая;
8) развитие способности к обобщению, продуктивному мышлению, гибкости ума;
9) развитие умения работать в группе единомышленников;
10) способность продуцировать множество решений;
11) развитие умения вырабатывать единое групповое решение, учитывающее различные точки зрения, включая мнение меньшинства;
12) формирование навыка говорить кратко и по существу;
13) развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.
2. Раскройте понятие «психогимнастика». Виды (типы, формы) психогимнастических упражнений в тренинге (укажите ссылки на источники).
Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.
Психогимнастика помогает «включать» взаимопонимание и учит распознавать в невербальном поведении других эмоциональную составляющую.
Она содержит три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами: подготовительную, пантомимическую и заключительную (Н. Ю. Хрящева, С. В. Петрушин, Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов, Е. В. Сидоренко и др.).
Для преодоления эмоциональной дистанции между участниками группы используются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, уменьшение пространственной дистанции, двигательные упражнения в кругу: «догонялки», «передать чувство» по кругу, войти в круг и выйти из него, обратить на себя внимание группы невербальными средствами. Приемы невербальной коммуникации нередко вызывают у участников опасения, но последовательное их применение помогает «перешагнуть» через обычные социальные условности и ощутить включенность в групповую ситуацию.
На развитие спонтанности самовыражения и понимания невербального поведения других людей направлены такие упражнения, как «разговор через стекло», изображение разных эмоциональных состояний, распознавание по невербальному поведению состояния других людей и т. д.
К упражнениям, направленным на развитие внимания и чувствительности, относятся гимнастика с «запаздыванием», передача ритма, движения или предмета по кругу и др.
Уменьшению напряжения членов группы могут способствовать такие упражнения, как мотивированный бег или ходьба, подвижные игры, двигательные импровизации.
В заключительной части используются упражнения, которые позволяют участникам пережить чувство общности: построение фигуры животного, «групповой портрет», «живые скульптуры» и т. д.
3. Раскройте понятия «игра», «игровые технологии», «игрофикация», «психологическая игра» (укажите ссылки на источники). Форматы игр в тренинге.
Игра – это метод обучения, вовлекающий обучаемых в непосредственное взаимодействие друг с другом и с учебным материалом.
Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске.
Игра особенно эффективна в тех случаях, когда, во-первых, участники впоследствии будут иметь дело с процессами, которые необходимо заранее «проиграть», во-вторых, у участников имеются необходимые знания для индивидуального решения проблем, в-третьих, необходимо соединить индивидуальные (фрагментарные) решения задач в комплексное и совместное решение проблемы.
Игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.