Фрагмент для ознакомления
1
ТЕМА 1. Жанровые и стилистические особенности античной и средневековой историографии истории искусства
1. Охарактеризуйте роли культуры и искусства в «Историях» Геродота (485 - 425 гг. до н. э.), Фукидида (ок. 460 - 400 до н.э) объясните их влияние на развитие античной периэгезы.
2. Объясните историософские воззрения Аристотеля - определение шести видов движений и четырех типов изменений и концепция общественного развития: от первобытного состояния через создание семьи, потом селения, а затем и государственных институтов.
3. Объясните методы описания истории культуры и искусства у Дионисия Галикарнасского (I в.до н.э.) «Римские древности» (Romaike archaiologia) и античные представления о методах изучения истории искусства как части археологии (άρχαιολογία) – науки о прошлом и как она переработана и развита Лукрецием (ок. 95-55 до н. э.), в поэме «О природе вещей».
4. Охарактеризуйте принцип энциклопедического и биографического изложения истории искусства в «Естественной истории" Плиния Старшего (23-79 н.э.) в книгах XXXIII-XXXVII книг «Естественной истории» Плиния (23-79 гг. н. э.) в изучении истории античных ремесел и искусств.
5. Объясните роль описания истории искусства и градостроительства в «Библиотеке». Диодора Сицилийскогой 90-30 г до н э.
6. Опишите типы Региональной историографии - «Жизнь Греции» Дикеарха из Мессины (III в. до н. э.).
7. Опишите развитие жанра культурно- исторической географии на примерах «Описания Эллады» Павсания и «Географии» Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.)
8. Объясните исторические функции поэтического экфрасиса.
9. Римская историография. Раскройте понятие антиквариата (аntiquitates) в работе «Божественные и человеческие древности» Теренция Варрона (116–27 до н.э.) – Охарактеризуйте роли истории культуры и искусства в трудах Тита Ливия, Тацита и Саллюстия
10. Объясните каково влияние греко-римской истории на византийскую и латинскую литературу об искусстве.
11. Проследите жанровую трансформацию античного экфрасиса и эпиграммы в византийской литературе и латинской IV-XIV.
12. Проследите роль путешествий и иллюминированной картографии в развитии религиозных и культурно-географических представлений средневековых авторов
13. Опишите «Деяния» VII Вселенского Собора (787): «Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение" (Деяние 6-е).
14. Проследите жанровую трансформацию средневековой агиографии
1.2 Связь гуманистической археологии с классической филологией.
15. Опишите роль Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo, или di Rienzi, 1314 – 1354) как первого исследователя древностей Рима
16. Сбор и изучение древностей Франческо Петраркой (1304 – 1374) и Джованни Боккаччо (1313 – 1375).
17. Роль карт рисунков и путешествий в трудах по археологии Кристофоро Буондельмонти (Cristoforo Buondelmonti).
18. "Записки о древних вещах" Кириако (Чириако) Анконский (1391-1452) и его роль в развитии археологии и истории искусства.
ТЕМА 2 Развитие методов историко-археологического изучения памятников античного наследия в 15 веке.
1. Охарактеризуйте пути развития жанра «ученых» сочинений и формирование методов критической аргументации в изучении и интерпретации исторических фактов в трудах Л Валлы , П.Лето, Ф.Бьондо
2. Объясните роль «Описание древнего города Рима» Альберти в равзитии гуманистической археологии и истории искуства__
3. Объясните роль Поджо Браччолини в изучении древних трудов об искусстве, описание архитектурных руин Рима, формирование коллекции античных древностей Рима и окрестностей (статуй, гемм, монет), создании частного музея
ТЕМА 3. Философско-исторические концепции и археологические коллекции к.15-16 в.
1. Охарактеризуйте пути развития антикварной деятельности Эния Сильвия Пикколомини– 47), а также римских пап Пия II, Павла II (1464 – 71) Александра VI.
2. Опишите пути развития археологии в Англии XV века. Джон Раус (John Rous, 1411 – 1491) и Уильям из Вустера (William of Worcester, 1415 – 1482)
3. Охарактеризуйте деятельность мекленбургского антиквара Николауса Маршальк-Туриуса (Nicolaus Marschalk-Turius, 1460/70 – 1525) - первого из гуманистов применившего раскопки для решения исторических задач.
Тема 4. Графические реконструкции памятников и составление археологических карт 16 -17 вв.
1. Опишите состав методы работы археологической комиссии под руководством Рафаэля.
2. Опишите роль папы Павла III (1534-1550) как учредителя особого комиссариата древностей
3. Опишите роль А.Палладио в развитии архитектурной археологии
4. Опишите состав и методы работы археологической комиссии под руководством Пирро Лигорио
5. Опишите методы работы библиофила, нумизмата, антиквара Фульвио Орсини (1529—1600)
Тема 5. Путеводители по памятникам древности, составленные ученым антикварами 16-17 вв.
1. Опишите путеводители составленные ученымм антикваром Франческо Альбертини «Описание многих статуй» -, Баччо да Монтепульто, «Удивительный город Рим» (1510) Франческо Сансовино (1521-1586) «Диалоги о достопримечательностях Венеции» (1556), «О происхождении конных статуй» (1566) -важнейшие источниками по истории искусства Венеции.
2. Опишите пути развития жанра универсального путеводителя: Франческо Бокки (1548-1618) «О красотах города Флоренции» (1581), Леандро Альберти (1479-1552) «Описание всей Италии» (1550)
3. Охарактеризуйте роль Джулио Манчини в развтии истории искусства и антикварной
4. Охарактеризуйте роль Джованни Бальоне в развтии биографической истории
5. Роль биографии в истории искусства Дж. Б. Пассери, Джованни Пьетро Беллори – главного антиквария г. Рима
6. Энциклопедическое искусствознание Филиппо Бальдинуччи
Тема 6. Развитие классической археологии в странах Западной Европы 17-18 вв.
1. Опишите пути развития антикварной науки во Франции 17 в. как центра антикварной и археологической мысли.
2. Графические реконструкции Рима Этьена дю Пейрак
3. Охарактеризуйте роль Андре Фелибьена как историк искусства и придворного антиквара Людовика XIV.
4. Роль Клода Пейреска (1580-1637) в развитии антикварной науки Франции
5. Объясните роль Академии надписей и изящной словесности в развитии истории искусства Франции 18 вв.
6. Объясните роль Берна́ра де Монфоко́на в развитие антикварной науки. Понятие исторического памятника у де Монфокона.
7. Роль Ж.Ж. Бартелеми (1716—1795) — в развитие антикварной науки французский археолог и лингвист Жан-Жак Бартелеми (1716–1795), написавший к тому времени «Путешествия юного Анахарсиса
8. Граф де Кэлюс - основоположник жанра «археологического романа».
9. Охарактеризуйте деятельность Лондонского общества дилетантов, исследователей старины. Появление археологических обществ и академий в течение XVIII в. в странах Европы.
10. Преподавание археологических знаний в Северной Европе. Франциск Юний, первый издатель готского Серебряного кодекса (Дордрехт, 1665)
11. Прусский археолог и антиквар Ф Ф фон Стош
12. Немецкий археолог и антиквар И.И. Винкельман (1717-1768)
13. Развитие археологии и антикварной науки в России 18-н.19 вв.
Фрагмент для ознакомления
2
ТЕМА 1. Жанровые и стилистические особенности античной и средневековой историографии истории искусства
1. Охарактеризуйте роли культуры и искусства в «Историях» Геродота (485 - 425 гг. до н. э.), Фукидида (ок. 460 - 400 до н.э) объясните их влияние на развитие античной периэгезы.
Ответ: Культура и искусство играют важную роль в "Историях" Геродота и "Истории Пелопоннесской войны" Фукидида. Оба автора понимали, что культура и искусство не только отражают общество, но и ведут его к развитию и прогрессу.
В "Историях" Геродота мы видим описание культурных особенностей различных народов, причем Геродот явно проявляет уважение к их традициям и обычаям. Включение сказаний о далеких странах и их культуре помогло расширить кругозор читателей, а также способствовало изучению различных культур и историй, что имело значение для развития античной периэгезы.
В своей "Истории Пелопоннесской войны" Фукидид подчеркивает значение искусства для военных действий. Он отмечает, что армия Спарты была настолько приспособлена к военным делам, что музыка и искусство были неотъемлемой частью их обучения и занятий. Кроме того, Фукидид показывает, как искусство и культура могут использоваться для манипуляции массами и создания политических союзов.
Таким образом, искусство и культура были инструментами в развитии античной периэгезы, не только расширяя знания о разных культурах, но и помогая укреплять общество и создавать единство внутри государственных границ. Важность их влияния на жизнь древних греков понимали Великие греки и придавали большое значение социокультурным и гуманитарным наукам, придумав такие учения как "гуманизм" и "философия" - их исследования направлены на раскрытие связи культуры и искусства с развитием человеческой цивилизации.
2. Объясните историософские воззрения Аристотеля - определение шести видов движений и четырех типов изменений и концепция общественного развития: от первобытного состояния через создание семьи, потом селения, а затем и государственных институтов.
Ответ: Аристотель был одним из самых известных древнегреческих ученых и философов, изучавших не только природу и мир вокруг нас, но и общество и историю. Согласно Аристотелю, все изменения в мире приводят к тому, что вещи и сущности или перемещаются из одного места в другое (движение в пространстве), или меняют свою форму и качество (изменение состояния).
Аристотель выделял шесть видов движения:
1) движение вверх или вниз (например, падение и подъем тел);
2) движение вправо или влево (например, движение по горизонтали);
3) движение вперед или назад (например, движение по прямой);
4) поворот (например, вращение вокруг своей оси);
5) увеличение или уменьшение размеров (например, растяжение и сжатие тел);
6) изменение качества (например, кипение воды или изменение цвета).
Что касается концепции общественного развития, Аристотель считал, что люди в своем первобытном состоянии жили вместе в небольших племенах, которые были небольшими социальными единицами, управляемыми старейшинами. Однако, по мере того, как люди начали вести сельское хозяйство, они создали более крупные общественные структуры, такие как селения и государства. Процесс развития общества происходил путем перехода от примитивного общества к более развитому и упорядоченному обществу.
Как и другие известные древнегреческие ученые, Аристотель считал, что государство должно быть наиболее развитой формой организации общества, и что государство должно иметь четкую иерархическую структуру, основанную на законе и порядке. Он также считал, что государство должно служить нуждам и потребностям народа и что хороший закон должен быть общепризнанным и справедливым.
3. Объясните методы описания истории культуры и искусства у Дионисия Галикарнасского (I в.до н.э.) «Римские древности» (Romaike archaiologia) и античные представления о методах изучения истории искусства как части археологии (άρχαιολογία) – науки о прошлом и как она переработана и развита Лукрецием (ок. 95-55 до н. э.), в поэме «О природе вещей».
Ответ: Дионисий Галикарнасский является одним из основоположников истории римской культуры и искусства. В своем труде «Римские древности» он описывает историю Рима с самого начала, начиная от создания города Ромулом и Ремом до своего времени. Как и многие историки своего времени, он опирался на устные и письменные источники, в том числе на легендарные истории, мифы и поверья.
Из описаний Дионисия Галикарнасского можно сделать вывод, что в античное время история культуры и искусства изучалась в основном через письменные источники. Однако, он также обращал внимание на археологические находки и использовал их для более точного описания истории Рима. Он также придавал значение местным традициям и использовал архаические обряды, чтобы подтвердить свои гипотезы.
Лукреций, в своей поэме «О природе вещей», наоборот, поставил сомнения в значимости письменных источников, утверждая, что информация, передаваемая через поколения историков и поэтов, становится все более искаженной и заблуждения вносятся в записи. Он считал, что наиболее надежным способом изучения прошлого является изучение природы и материальных объектов, оставленных в наследство от прошлого, через археологические исследования.
Таким образом, можно сказать, что Дионисий Галикарнасский описывал историю культуры и искусства в основном через письменные источники, но придавал значение археологическим находкам и местным традициям. Лукреций же считал, что более надежным способом изучения прошлого является изучение материальных объектов и природы через археологические исследования. Оба подхода были важными в развитии археологии и истории искусства, но в конечном счете археологические исследования стали более приоритетным источником информации для изучения прошлого.
4. Охарактеризуйте принцип энциклопедического и биографического изложения истории искусства в «Естественной истории" Плиния Старшего (23-79 н.э.) в книгах XXXIII-XXXVII книг «Естественной истории» Плиния (23-79 гг. н. э.) в изучении истории античных ремесел и искусств.
Ответ: В своих книгах XXXIII-XXXVII книг «Естественной истории» Плиний Старший представляет исследование истории античных ремесел и искусств. В данном труде применяются два основных принципа изложения: энциклопедический и биографический.
Энциклопедический принцип заключается в том, что Плиний представляет описание искусств и ремесел в перечислительной форме, рассматривая каждый вид творческой деятельности по отдельности. Он объединяет все искусства и ремесла в единое целое и раскрывает суть каждого из них.
Биографический принцип заключается в том, что Плиний рассказывает о жизни и творчестве известных художников, скульпторов, архитекторов и мастеров ремесел. Он описывает их стиль и методы работы, рассказывает об их учениках и последователях, а также приводит их портреты и биографические данные.
Таким образом, Плиний Старший в своих книгах придерживается энциклопедического и биографического принципов для изучения истории античных ремесел и искусств, что делает его труд ценным источником информации о культуре и искусстве Древнего мира.
5. Объясните роль описания истории искусства и градостроительства в «Библиотеке». Диодора Сицилийского 90-30 г до н э.
Ответ: «Библиотека» Диодора Сицилийского является историческим трудом, который охватывает множество периодов и культурных эпох. Описание истории искусства и градостроительства в этом труде имеет важное значение, так как позволяет читателю узнать о различных художественных и архитектурных традициях, которые существовали в разных регионах мира в разные времена. Это помогает в понимании развития искусства и его влияния на культуру и общество во всем мире.
Кроме того, описание истории градостроительства в «Библиотеке» помогает читателю лучше понять, какие архитектурные стили и технологии были использованы в разных эпохах для создания городов и других архитектурных объектов. Это, в свою очередь, помогает в понимании эволюции городской среды и ее развития.
Таким образом, описание истории искусства и градостроительства в «Библиотеке» Диодора Сицилийского имеет важное значение для понимания культурных и исторических контекстов, в которых развивалось искусство и архитектура.
6. Опишите типы Региональной историографии - «Жизнь Греции» Дикеарха из Мессины (III в. до н. э.).
Ответ: «Жизнь Греции» Дикеарха из Мессины - это античный трактат, который описывает жизнь и обычаи древних греков. Книга была написана в III веке до н.э. Дикеарх из Мессины был философом и историком, который жил в Сицилии.
Типы Региональной историографии, описывающие древний мир, можно разделить на несколько категорий:
- Топографические истории - описывают географию региона или города.
- Мифологические истории - рассказывают об исторических фактах, связанных с мифологией и религиозными обрядами.
- Биографические истории - описывают жизнь известных людей региона.
- Истории искусства и археологии - описывают искусство, архитектуру и археологические находки.
- Околоисторические истории - описывают период времени близкий к современности.
Книга «Жизнь Греции» может быть отнесена к топографическим историям, так как она описывает географию и обычаи древней Греции. Кроме того, она может быть отнесена к биографическим историям, так как Дикеарх описывает ряд известных греков и их деятельность.
7. Опишите развитие жанра культурно- исторической географии на примерах «Описания Эллады» Павсания и «Географии» Страбона (64/63 до н. э. - 23/24 н. э.)
Ответ: Жанр культурно-исторической географии, который зародился в древности, достиг своего расцвета в Греции и Риме. Один из первых примеров такого жанра - это "Описание Эллады" Павсания, написанное во 2 веке нашей эры. Это произведение включало подробные описания географических особенностей, исторических фактов, мифов и религиозных практик различных греческих регионов, таких как Аттика, Коринф, Спарта и др. В нем было также описано большое количество храмов, святилищ и других религиозных мест.
Еще один пример жанра культурно-исторической географии - это "География" Страбона, написанная в 1 веке нашей эры. Это произведение было результатом многолетних путешествий Страбона по различным регионам Римской империи. В "Географии" Страбона содержится подробное описание географических и культурных особенностей различных регионов, таких как Италия, Греция, Азия и др. Кроме того, в этом произведении были также описаны географические особенности исследуемых территорий, включая расположение гор, рек и других географических объектов.
В целом, развитие жанра культурно-исторической географии было связано с постоянным расширением знаний о мире и углублением
Показать больше