Фрагмент для ознакомления
2
Ответ: 1. Для изучения личности ребенка, в данной ситуации, рекомендуется использовать следующий комплекс методик: - Анкетирование родителей и учителей для получения дополнительной информации об отношении ребенка к учебе и домашней жизни, его особенностях, потребностях, интересах; - Тесты на определение интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка; - Наблюдение за ребенком в разных ситуациях (учеба, игра, общение со сверстниками); - Беседы с ребенком для выявления его мнения о себе и причинах трудностей в учебе.
2. Причины такого поведения могут быть различными: - Недостаточное развитие интеллектуальных способностей; - Неудачный опыт учебы, что вызывает у ребенка отрицательное отношение к учебному процессу; - Недостаточное внимание и поддержка со стороны родителей и педагогов, что приводит к формированию негативного отношения к учебе.
3. Развивающе-коррекционная программа может включать в себя следующие мероприятия: - Проведение индивидуальных занятий с ребенком для развития его интеллектуальных способностей и повышения познавательной активности; - Организация игровых занятий, направленных на обучение, повышение интереса к учебе и формирование положительного отношения к учебному процессу; - Проведение психологических консультаций для родителей и педагогов, чтобы помочь им в развитии профессиональных навыков и умений в работе с детьми, учебными трудностями и формировании позитивного отношения к учебе.
23. Психологическая ситуация. Сергей плохо учится, отношение к учебе равнодушное, интеллектуальные способности средние. Мотивацией обучения служит внешняя стимуляция (ради одобрения взрослых). Мальчик стремится к самоутверждению среди сверстников, хочет быть лидером, но ни с кем не дружит. Его положение в классе неустойчивое, отношения с мальчиками ровное, отношение к девочкам - пренебрежительное. Сергей самоуверен, стремится навязать свое мнение, постоянно перебивает собеседника; с замечаниями в свой адрес не соглашается. Агрессивен по отношению к учителям, сверстникам, трудится под нажимом,
самооценка завышена, к педагогическим воздействиям мальчик относится цинично. Участвует в проверках работ учеников; объективен там, где есть возможность сравнивать, оценивать. Интеллектуальное развитие ребенка достаточно для усвоения программы, но постепенно указанные симптомы и делают Сергея неработоспособным учеником со сложным характером и затрудненными взаимоотношениями с окружающими.
Вопросы и задания:
1. Исходя из описанной ситуации, подберите комплекс методик для изучения личности ребенка.
2. Каковы могут быть причины такого поведения?
3. Предложите развивающе-коррекционную программу.
Ответ: 1. Для изучения личности ребенка предлагается использовать следующие методики: - Тест на определение типа личности - Методика "Рисунок семьи" - "Методика выявления мотивации учебной деятельности" - "Тест на склонность к агрессии" - "Методика изучения проявления личностных качеств в конфликтных ситуациях"
2. Причины поведения могут быть многими: семейная ситуация (например, отсутствие родительского внимания), неудачи в учебе, неумение находить общий язык с окружающими, наличие проблем со здоровьем, низкая самооценка и много другое.
3. Развивающе-коррекционная программа может включать в себя следующие шаги: - Изучение семейной ситуации и причин поведения. - Работа со специалистами: психологом, педагогом, врачом, если необходимо. - Использование методик для выявления проблемных моментов в личности и работы над ними. - Обучение навыкам самоконтроля, поддержке мотивации и развитие позитивных отношений. - Работа с родителями, направленная на улучшение семейных отношений и поддержание мотивации учебной деятельности и самооценки ребенка.
Важными факторами в данном случае являются поддержка и участие в решении проблемы всех взрослых, которые окружают мальчика: родителей, педагогов и специалистов.
24. Вася К. Ученик 2 класса, 8 лет. Робок и нерешителен, испытывает трудности при устных ответах у доски. Успеваемость по основным предметам является «средней» (среди текущих оценок доминируют «4-ки»). Наибольшие трудности испытывает при изучении предметов гуманитарного цикла. С одноклассниками не конфликтует, имеет несколько друзей. Посещает дополнительные занятия по шахматам и робототехнике. Воспитывается в полном семье, при этом большее количество времени проводит с бабушкой. Обучается по образовательной программе «Школа России».
Из беседы с матерью известно, что физическое развитие мальчика проходило в соответствии с возрастом. В ДОУ поступил в 5 лет, адаптировался тяжело, часто болел. В подготовительной группе ДОУ стал проявлять интерес к логическим играм. С детьми в группе не конфликтовал, имел несколько друзей. Публичные выступления не любил, требовалась длительная психологическая подготовка (настрой, убеждение). Отношения в семье благоприятные, при этом большую часть времени ребенок проводит с бабушкой, т.к. родители много работают. Из беседы с учителем известно, что мальчик испытывает трудности при вербализации. Активности на уроках не проявляет. При необходимости устного ответа с места или ответа у доски волнуется, нуждается в стимулирующей помощи, одобрении. В общении с одноклассниками приветлив, жалоб на поведение нет. На консультацию направлен классным руководителем с жалобами на низкую учебную мотивацию, трудности при вербализации собственных мыслей. Составьте план психологической консультации с учеником.
Ответ: План психологической консультации с учеником: 1. Оценка текущей ситуации и выявление проблемных областей (низкая учебная мотивация, трудности при вербализации собственных мыслей). 2. Разъяснение ученику цели консультации и установление доверительных отношений. 3. Изучение индивидуальных особенностей личности ученика и выявление его интересов, увлечений и способностей. 4. Определение стратегии укрепления учебной мотивации и развития коммуникативных навыков. 5. Создание индивидуального плана работы, включающего в себя рекомендации и рекомендации по укреплению учебной мотивации и развитию коммуникативных навыков. 6. Проведение тренингов и практикумов по укреплению уверенности в себе и коммуникативных навыков. 7. Оценка результата работы и корректирование плана, если необходимо.
Цель консультации – укрепление учебной мотивации и развитие коммуникативных навыков ученика. В ходе консультации планируется изучить индивидуальные особенности личности ученика, определить стратегию работы и создать индивидуальный план, включающий в себя рекомендации и практические задания. Для достижения поставленной цели будут проводиться тренинги и практикумы по укреплению уверенности в себе и коммуникативных навыков. Оценка результата работы и корректирование плана будут проводиться по ходу работы.
25. Сформулируйте задачи педагогической деятельности и направления развития профессионализма педагогических кадров в контексте задач компетентностного обновления образования.
Ответ: Педагогическая деятельность должна быть направлена на решение следующих задач в контексте компетентностного обновления образования: 1. Подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе, включая развитие у них информационной грамотности и цифровых компетенций. 2. Развитие умений самостоятельного обучения, критического мышления и анализа, а также умений решения проблем и межличностного взаимодействия. 3. Формирование у учащихся ключевых компетенций, таких как коммуникация, креативность, управление временем и др. 4. Развитие творческих способностей учащихся и поощрение их активных форм самообразования.
В рамках направлений развития профессионализма педагогических кадров можно выделить следующие: 1. Развитие профессиональных компетенций педагогов в области компьютерных и информационных технологий для эффективного использования их в образовательном процессе. 2. Развитие умений и навыков использования инновационных методов обучения и оценки знаний, включая использование новых технологий и онлайн-платформ. 3. Развитие профессиональных навыков в области межличностного взаимодействия, включая умение работать в команде и эффективно общаться с учениками, родителями и коллегами. 4. Продвижение самообразования и активного освоения новых методик и технологий педагогами.
Показать больше