Фрагмент для ознакомления
2
Ответ: Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее простор для проявления творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Цвет – для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения к объекту, в декоративном плане. Композиция – позволяет полнее и богаче отражать свои замыслы в сюжетных работах.
Для рисования используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски.
Карандашом создается линейная форма, затем она раскрашивается. Линейные контуры помогают в раскрашивании, ясно показывая границы частей.
Рисуя красками, создание формы идет от красочного пятна, поэтому краски имеют значение для развития чувства цвета и формы. Краски хорошо передают цветовое богатство окружающей жизни: закат, синее море и т.д.
Лепка – объемный способ изображения, является разновидностью скульптуры. Дети овладевают приемами работы с мягкими пластичными материалами – глиной, пластилином. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения. В лепке ребенок лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Также упрощается передача пространственных соотношений предметов – объекты, как в реальной жизни расставляются друг за другом, ближе или дальше от центра композиции.
Основное средство в создании изображения в лепке – передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.
Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями, требует предварительного согревания, но в сильно разогретом состоянии теряет пластичность, прилипает к рукам.
Аппликация – знакомит детей с простыми и сложными формами различных предметов, части, силуэты которые они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками геометрических форм, получают представления о пространственном положении предметов и их частей, и величин. Эти понятия усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или изображении предмета по частям. В процессе занятий развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, формируется художественный вкус. Работая с цветной бумагой, дети учатся подбирать красивые сочетания разных цветов и оттенков. Занятия аппликацией приучают к плановой организации работы, т.к. большое значение имеет последовательность прикрепления частей (сначала крупные формы, затем детали). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учиться владеть ножницами, правильно вырезывать формы, раскладывать их на листе бумаги на равном расстоянии друг от друга.
2. Цель и задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности.
Ответ: Основной целью обучения ИЗО деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления.Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции.Одна из важных задач обучения ИЗО искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами.