Фрагмент для ознакомления
1
1. Дидактика как теория обучения и образования. Общая характеристика, предмет и основные категории дидактики.
2. Становление и развитие дидактики.
3. Процесс обучения. Психологические основы. Функции и структура процесса обучения.
4. Дидактические системы обучения: традиционная, педоцентристская, современная.
5. Структуры изложения содержания образования.
6. Понятие закономерности, принципа, правила обучения.
7. Содержание образования: сущность и структура.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты в РФ: понятие, характеристики.
9. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план, учебная программа, учебники и учебные пособия.
10. Учебник: функции, принципы построения.
11. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения.
12. Классификация методов обучения по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные, практические.
13. Классификация методов обучения по логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные.
14. Классификация методов обучения по степени управления учебной работой: под руководством преподавателя, самостоятельная работа обучаемых.
15. Классификация методов обучения по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые.
16. Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций.
17. Методы стимулирования ответственности и долга: убеждение в значимости учения, предъявление требований, поощрение и наказание.
18. Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос фронтальный опрос, устные зачёты, устные экзамены.
19. Методы письменного контроля и самоконтроля: письменные контрольные работы, письменные зачёты, письменные экзамены, письменные работы.
20. Средства обучения.
21. Основные формы обучения.
22. Урок как основная форма обучения. Требования к современному уроку. Достоинства и недостатки классно-урочной системы.
23. Проверка и оценка знаний учащихся.
24. Проблема неуспеваемости учащихся.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Дидактика как теория обучения и образования. Общая характеристика, предмет и основные категории дидактики.
Дидактика - это наука, которая изучает процессы обучения и образования, а также разрабатывает методы, принципы и закономерности эффективного обучения. Она является теоретической основой педагогики и образования.
Общая характеристика: Дидактика является подразделом педагогики и фокусируется на методах и подходах к обучению и образованию. Дидактика включает в себя изучение общих и специфических принципов обучения, средств и методов, а также форм и методов обучения и воспитания.
Предмет дидактики: Предметом дидактики являются общие законы и принципы учебного процесса, методы и формы организации обучения, вопросы содержания и систематизации образовательного процесса.
Предмет дидактики охватывает следующие аспекты:
1. Участникы образовательного процесса: дидактика изучает роли и взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения.
2. Объект обучения: дидактика анализирует содержание образования, определяет цели и задачи обучения, разрабатывает методы и средства передачи знаний и навыков.
3. Условия обучения: дидактика исследует факторы, влияющие на эффективность обучения, такие как организация учебного пространства, использование технических средств и т.д.
Основные категории дидактики: Основные категории дидактики включают цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы обучения, принципы обучения и обучающие средства.
1. Цели обучения: это конечные результаты, которые должен достичь ученик после завершения учебного процесса.
2. Содержание обучения: это темы или предметы, которые обучаются в процессе обучения.
3. Методы обучения: это подходы и стратегии, используемые в процессе обучения для достижения целей обучения.
4. Формы обучения: это различные способы организации и структурирования обучения, включая лекции, групповую работу, самостоятельную работу и т. д.
5. Принципы обучения: это фундаментальные идеи или правила, которые обеспечивают эффективность обучения.
6. Обучающие средства: это инструменты и ресурсы, используемые для поддержки процесса обучения, включая учебники, технологии, обучающие материалы и т. д.
Основной целью дидактики является создание эффективной системы обучения, которая обеспечивает качественное образование и обучение для всех учащихся.
2. Становление и развитие дидактики.
Дидактика - это наука, которая изучает процессы обучения и образования, а также разрабатывает методы, принципы и закономерности эффективного обучения. Она является теоретической основой педагогики и образования.
Становление и развитие дидактики проходило через несколько этапов, начиная от древности до современного мира.
1. Античная дидактика: В древних Греции и Риме начали формироваться первые элементы дидактики. Философы такие как Платон и Аристотель занимались вопросами обучения и воспитания.
2. Средневековая дидактика: В этот период учебные институты, особенно церковные, усилили свою работу в области образования. Появление университетов в Европе стало толчком к формированию более структурированных методов обучения.
3. Новое время: В этот период появилось большое количество работ, посвященных вопросам обучения и воспитания. Отметим таких педагогов, как Я.А. Коменский (считается основателем дидактики как науки), Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие.
4. Модерн: В 20 веке дидактика продолжила развиваться и адаптироваться под современные условия, интегрируя технологии и новые подходы к обучению. Существенное влияние оказали такие ученые как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Б. С. Блум.
5. Современная дидактика: В настоящее время дидактика продолжает активно развиваться, адаптируясь к быстро меняющемуся миру. Важное место занимают вопросы дистанционного обучения, мультимедийных технологий в обучении, индивидуализации и дифференциации обучения. Основными тенденциями современной дидактики являются учёт индивидуальных особенностей обучающихся, активное вовлечение их в обучающий процесс, использование инновационных технологий и т.д.
Становление и развитие дидактики тесно связаны с историческими, социальными и культурными контекстами каждого периода. Эта динамика продолжает определять ее эволюцию в настоящее время.
Таким образом, дидактика, как наука об обучении и образовании, прошла длительный путь развития от античности до современности. Она адаптировалась к изменяющимся условиям и интегрировала новые подходы и технологии. Современная дидактика акцентирует внимание на индивидуализации обучения и использовании современных методов. Развитие дидактики тесно связано с историческими и социальными факторами каждого периода и продолжает быть актуальным в современном мире.
3. Процесс обучения. Психологические основы. Функции и структура процесса обучения.
Процесс обучения - это систематическое и целенаправленное воздействие на ученика с целью изменения его знаний, умений, навыков и особенностей личности. Он основан на взаимодействии между учителем и учеником, а также на использовании различных методов, средств и организационных форм обучения.
Психологические основы обучения включают изучение того, как учащиеся воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию, а также как они применяют эту информацию в новых контекстах. Психология обучения исследует такие концепции, как мотивация, внимание, восприятие, память, мышление, эмоциональное состояние и социальное взаимодействие, чтобы понять, как они влияют на процесс обучения.
Психологические основы процесса обучения:
1. Познавательные процессы: обучение связано с активностью ума, включая восприятие информации, мышление, память и решение проблем. Ученик воспринимает новые знания, анализирует их, соотносит с уже имеющимися знаниями и строит новые связи.
2. Мотивация: эффективность обучения зависит от мотивации ученика. Внутренняя мотивация (интерес к предмету, стремление к саморазвитию) и внешняя мотивация (похвала, вознаграждение) играют важную роль в стимулировании учебной деятельности.
3. Индивидуальные особенности: каждый ученик имеет свои уникальные особенности, включая интеллектуальные способности, стиль обучения, предпочтения и темпы усвоения материала. Учителя должны учитывать эти особенности и адаптировать методы обучения под индивидуальные потребности учеников.
Функции процесса обучения:
1. Развивающая функция: Процесс обучения направлен на развитие умственных способностей, творческого потенциала, личностных качеств и социальных навыков учащихся.
2. Воспитательная функция: Обучение способствует формированию социальных норм, ценностей и культурного наследия.
3. Информационная функция: Обучение позволяет передавать знания от одного поколения к другому.
4. Компенсаторная функция: Обучение может помочь учащимся преодолеть образовательные и социальные проблемы.
Структура процесса обучения включает следующие элементы:
1. Цели обучения: Это конечные результаты, которые должен достичь ученик после завершения учебного процесса.
2. Содержание обучения: Это информация или знания, которые должны быть переданы учащимся.
3. Методы обучения: Это способы, с помощью которых передается содержание обучения.
4. Средства обучения: Это инструменты и ресурсы, которые поддерживают процесс обучения.
5. Оценка: Это процесс определения, насколько хорошо учащийся усвоил материал и достиг целей обучения.
Важно отметить, что процесс обучения является динамическим и может варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как возраст учащихся, контекст обучения и конкретные образовательные цели.
4. Дидактические системы обучения: традиционная, педоцентристская, современная.
Дидактические системы обучения представляют собой специально организованные, взаимосвязанные и взаимодействующие элементы, направленные на достижение образовательных целей. Различают несколько основных подходов, среди которых традиционная, педоцентристская и современная дидактические системы обучения.
Традиционная система обучения: В этой системе учитель занимает центральное место в образовательном процессе. Он передает знания, и учащиеся пассивно их усваивают. Традиционная система обучения часто критикуется за свою ориентацию на репродуктивные методы обучения и за недостаток возможностей для активного участия и самостоятельности учащихся.
Педоцентристская система обучения: Педоцентризм, или детоцентризм, это подход, в котором ребенок ставится в центр образовательного процесса. Этот подход призывает к тому, чтобы учиться исходя из потребностей, интересов и возможностей каждого ребенка. Он акцентирует внимание на индивидуальном подходе к обучению и активной роли учащегося в процессе обучения.