Фрагмент для ознакомления
1
1) Понятие «устное изложение». Классификация методов устного изложения (по А.А. Вагину). Требования к речи. Характеристика основных методов (описание, характеристика, рассказ). Объяснение как ведущий метод устного изложения. Функции (когнитивная, регуляторная, идеологическая) и формы (гипотетическое, номологическое, теоретическое, наглядное, рациональное) объяснения. Способы активизации учащихся при объяснении.
2) Понятие «историческое знание», его функции (по О.Ю. Стреловой). Формы представления исторического образовательного знания (линейная, концентрическая, синхронологическая). Общая характеристика современного школьного исторического образования (предмет «история», линейная структура, цель и задачи). Преподавание истории в условиях компетентностной парадигмы отечественного образования.
3) Понятие «закрепление», его виды (по П.С. Лейбенгрубу). Формы организации закрепления на уроке истории. Понятие «повторение», его функции в обучении. Виды повторения (текущее, итоговое), методика организации на уроках истории. Ошибки при организации закрепления и повторения.
Фрагмент для ознакомления
2
Существуют различные формы представления исторического образовательного знания, включая линейную, концентрическую и синхронологическую. Линейная форма представления исторического материала заключается в изучении истории в хронологической последовательности, т.е. по годам, эпохам и периодам. Концентрическая форма представления истории основывается на изучении исторических событий и процессов, расположенных вокруг центрального ядра (какого-либо исторического события или эпохи), на что соответственно опирается его изучение. Синхронологическая форма представления истории предполагает изучение событий и процессов, благодаря которым в один период и временной отрезок истории тесно связаны друг с другом.
Современное школьное образование включает предмет «история» в обязательном порядке для всех учеников. Учение предмета истории в школе строится на линейной структуре, направленной на изучение истории по эпохам и периодам. Цель и задачи преподавания истории в школе включают овладение школьником объективными знаниями о истории, формирование его критического мышления и развитие способности анализировать и сравнивать исторические факты и события.
В условиях компетентностной парадигмы отечественного образования, преподавание истории предполагает главным образом на выработку у школьников тех способностей, которые необходимы им не только в повседневной жизни, но и на временном периоде профессиональной деятельности. Преподавание включает в себя максимальную подготовку к тому, что ученики способны постоянно развиваться и дополнять свои знания на протяжении всей своей жизни.
3) Понятие «закрепление», его виды (по П.С. Лейбенгрубу). Формы организации закрепления на уроке истории. Понятие «повторение», его функции в обучении. Виды повторения (текущее, итоговое), методика организации на уроках истории. Ошибки при организации закрепления и повторения.
Ответ: Закрепление – это процесс фиксации и закрепления учебного материала в памяти учащихся. Виды закрепления по П.С. Лейбенгрубу: 1. Механическое закрепление - это запоминание материала с помощью повторения и запоминания отдельных фактов, без их связывания в целостную картину. 2. Логическое закрепление - это закрепление материала путем его логической организации, связывания и анализа. 3. Эмоционально-ценностное закрепление - это связывание учебного материала с личными интересами, ценностями и эмоциями учащихся.
Формы организации закрепления на уроке истории могут быть разнообразны. Например, это могут быть домашние задания, контрольные работы, тесты, эссе, различные презентации и т.д.
Повторение – это повторное воспроизведение ранее освоенного материала. Функции повторения в обучении заключаются в закреплении знаний, улучшении понимания материала, улучшении запоминания и повышении уверенности учащихся в своих знаниях.
Виды повторения: 1. Текущее повторение - это повторение материала каждый раз после его изучения, для его закрепления и понимания. 2. Итоговое повторение - это повторение всего изученного материала перед контрольной работой или экзаменом.
Методика организации повторения на уроках истории может быть разнообразной: это могут быть вопросы-ответы, использование технологий интерактивного обучения, повторение через игры и т.д.
Ошибки при организации закрепления и повторения: 1. Недостаточное количество повторений. 2. Отсутствие визуализации учебного материала. 3. Использование одного типа повторений. 4. Негативный эмоциональный фон во время повторений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
2. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории СССР в YII – X классах. – М., 1977.
3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Наука, 1982.-177 с.
4. Щукин Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.-196 с.
5. Щукин Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.