Фрагмент для ознакомления
1
1. Предпосылки развития основ эмоциональной отзывчивости у детей младенческого возраста.
2. Психологические основы и условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 1-3 лет.
3. Особенности и условия развития эмоциональной отзывчивости.
4. Особенности социально-нравственного развития ребенка раннего возраста.
5. Условия развития социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста.
6. Развитие социальных мотивов поведения ребенка.
7. Способы формирования у детей нравственных правил поведения.
8. Формирование основ культуры и этики поведения.
9. Пути предупреждения педагогических ошибок в социально- нравственном формировании личности ребенка.
10. Агрессивный ребёнок. Причины, виды, внешние проявления, пути коррекции.
11. Закономерности протекания процесса самопознания у детей.
12. Особенности формирования представлений о себе в дошкольном детстве.
13. Условия и способы сохранения сущностного Я ребенка.
14. Роль социальных институтов в становлении половой идентичности.
15. Функции родителей и педагогов в полоролевой социализации ребенка.
16. Различия в отношении и поведении взрослых с детьми разного пола.
17. Роль отца в полоролевом развитии мальчика.
18. Влияние детской группы на формирование модели поведения мальчика и девочки.
19. Половая дифференциация в межличностных отношениях детей.
Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы к зачету
1. Предпосылки развития основ эмоциональной отзывчивости у детей младенческого возраста.
Ответ: Эмоциональное развитие в младенческом возрасте: Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связаны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.
Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.
После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.
С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.
К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности - познавательной.
Особенности эмоционального развития в младенчестве:
• основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
• в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.
• социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;
• в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;
• складываются предпосылки высших чувств - любовь и симпатия к близким.
Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте:
• эмоции также неустойчивы и изменчивы;
• являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;
• начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
• особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.
Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 - 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо - плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения… Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
2. Психологические основы и условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 1-3 лет.
Ответ: Эмоциональная отзывчивость является важным аспектом эмоционального развития детей в возрасте от 1 до 3 лет. Развитие этого аспекта является ключевым фактором в формировании их личности. Также эмоциональная отзывчивость способствует созданию эмоциональной связи между родителями и детьми, что важно для здоровья и благополучия ребенка.
Психологическая основа развития эмоциональной отзывчивости у детей – это формирование у них правильного самоощущения и самооценки. Это значит, что детям необходимо понимать свои чувства и выражать их, а также различать их чувства от чувств окружающих.
Для развития эмоциональной отзывчивости у детей 1-3 лет также необходимо создание подходящей среды. Ребенок должен иметь возможность свободно выражаться, а также получать поддержку и принятие со стороны взрослых. Родители должны быть готовы выслушивать и понимать чувства ребенка, а также научить его контролировать свои эмоции.