Фрагмент для ознакомления
2
Бэк-офис – программа для ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.
В последнее время в литературе чаще рассматриваются вопросы автоматизации работы бэк-офиса, даже не во всех словарях по инвестиционной и банковской деятельности дано определение бэк-офиса, хотя данное подразделение является неотъемлемой частью любой инвестиционной компании.
Несмотря на то, что термин бэк-офис находится в постоянном письменном и устном обращении в среде практиков биржевого и банковского дела, экономистов, юристов, определение этого понятия можно встретить значительно реже. На основе анализа экономической литературы я пришла к выводу, что, в основном, используются два подхода к определению понятия бэк-офис: организационный и функциональный.
Рассмотрение места бэк-офиса в структуре брокерско-дилерской компании весьма полезно, поскольку подводит нас к определению цели работы бэк-офиса, которая заключается, в первую очередь, в оказании документальной и информационной поддержки торговому отделу, в эффективном и квалифицированном обслуживании процесса исполнения сделок.
Сущность любой экономической категории находит свое отражение в ее функциях, и хотя в данном случае мы имеем дело с термином, анализ функций бэк-офиса позволит более полно раскрыть содержание приведенных определений, тем более что и место бэк-офиса в компании по ценным бумагам определяется его функциональным назначением, которое включает в себя:
- расчетно-клиринговую функцию: оформление договоров и исполнение обязательство по сделке;
- учетную функцию: внутренний учет операций с ценными бумагами, ценных бумаг и денежных средств, как собственных, так и клиентских;
- информационно-аналитическую функцию:
а) формирование достоверной отчетности о состоянии собственного портфеля и денежных средств, выделенных на его формирование, а также отчетности о состоянии денежных средств и портфелей клиентов, т.е. формирование отчетности, необходимой для принятия правильного управленческого решения;
б) предоставление клиентам периодической отчетности о проведенных за его счет операциях и об остатках принадлежащих клиенту денежных средств и ценных бумаг.
- контрольную функцию: осуществление строгого временного контроля над каждым этапом прохождения сделки с целью избежания ошибок, которые увеличивают себестоимость операций инвестиционной компании за счет наложенных штрафов;
- функцию финансового планирования:
а) планирование накладных расходов, осуществляемых при исполнении сделок;
б) установление лимитов денежных средств и ценных бумаг, которыми может оперировать торговый отдел (front office) в тот или иной момент времени;
в) планирование финансовых потоков -оптимизация графиков движения ценных бумаг и денежных средств.
Это основные направления деятельности бэк-офиса, т.е. то, чем он должен заниматься. На практике, в каждой отдельно взятой инвестиционной компании перечень функций этого подразделения может отличаться от приведенного выше.
Развитие организационной структуры бэк-офиса по мере роста компаний идет разными путями. Ориентируясь на западные стандарты в рамках российских инвестиционных компаний организуются такие отделы бэк-офиса, как: