Фрагмент для ознакомления
1
1. Прочитайте миф о бунте медноголового Чию. Какие силы противоборствовали в главном сражении? Что обеспечило победу и каковы были последствия поражения Чию? Как этот миф объясняет отношение китайцев к переменам власти?
2. Прочитайте китайский вариант мифа о Гуаньинь — миф о Мяо Шань. Какие черты являются определяющими в характере героини?
3. Какие социальные и психологические типы героев представлены в мифах о восьми бессмертных. Приведите примеры.
4. Как в китайских мифах об идеальных правителях воплощен идеал отношений между властью и народом?
Задание к практическому занятию 2
1. Какое идеальное представление о человеке воплощено в сказках «Как юноша любимую искал», «Про хитрого Угена и верного Шие», «Мимоза», «Птица Чжаогу». Найдите идеальные черты мужского и женского национального характера, отраженные в этих сказках.
2. Найдите черты разложения древней мифологии в сказках «Небесный барабан», «Волопас и Ткачиха».
3. Найдите архитипичные черты волшебной сказки в сказке «Отворитесь, ворота каменные».
4. Как раскрывается тема любви в сказках «Про Мэн Цзян-нюй» и «Про Лан Шаньбо и Чжу Интай
Задание 3
Задание к практическому занятию 4
1. Как вы понимаете смысл изречения Конфуция: «Не печалься о том, что люди не знают тебя. Печалься о том, что ты плохо знаешь людей»?
2. Найдите высказывания Конфуция и Лао-цзы: а) об учении и образовании; б) о самосовершенствовании; в) об управлении государством. Как они связаны с общей концепцией их учений?
3. Почему книгу «Дао дэ цзин» называют поэзией парадоксов? Приведите примеры его парадоксальных высказываний и объясните их, исходя из основной концепции его идеологии.
4. Какой афоризм Конфуция/Лао-цзы вы бы могли написать на своей одежде? Не делай другому того, что не желаешь себе. Учиться и все время повторять. Не печалься о том, что люди не знают тебя. Печалься о том, что ты плохо знаешь людей. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Побеждает всегда тот, кто уступает, сильным всегда оказывается слабое и податливое. Знание — это великое заблуждение. Путь длиной в тясячу ли начинается у тебя под ногами.
Задание 5
Задание к практическому занятию 6
на тему «Художественное своеобразие цикла «Девятнадцать древних стихотворений»
1. Проследите развитие сюжета одного из стихотворений цикла. Помните, что сюжет в лирике — это движение мыслей, чувств, переживаний. Всегда ли мы можем определить, чем они вызваны?
2. Как развивается в цикле любовная тема? Какие мотивы (образы в движении) встречаются в стихотворениях о любви? От чьего лица написаны стихотворения: выделите женский и мужской взгляд.
3. Как раскрывается в цикле тема бренности (конечности) жизни? В каких стихотворениях? Какие образы и мотивы повторяются в этих произведениях?
4. Какие еще темы присутствуют в стихотворениях цикла? Какие стилистические фигуры характерны для стихотворений этого цикла (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, анафоры, эпифоры, рефрены, параллелизм и т. д.)?
5. Проанализируйте одно из стихотворений цикла в переводе Л. З. Эйдлина.
Задания к практическому занятию 7
1. Расскажите о поэзии эпохи Троецарствия. Какие противоречия в характерах поэтов семьи Цао вы можете отметить?
2. Прочитайте два стихотворения Цао Чжи в переводе Л. Черкасского. Определите основную идею каждого стихотворения
Задание 8
Задание 9
Задания к практическому занятию 10
1. Проанализируйте стихотворение Ли Цинчжао в переводе М. Басманова. Как в нем отразилась ее личная трагедия и трагедия всей страны
Фрагмент для ознакомления
2
Задание к практическому занятию 1 БИЛЕТ 1
1. Прочитайте миф о бунте медноголового Чию. Какие силы противоборствовали в главном сражении? Что обеспечило победу и каковы были последствия поражения Чию? Как этот миф объясняет отношение китайцев к переменам власти?
Ответ: Главными силами, противоборствовавшими в главном сражении, были армия Чи Ю с его великанами, оборотнями, нечистыми духами и призраками, а также союзники Чи Ю - племена мяо и другие силы тьмы. Против них выступили армия Хуан-ди, а также его союзники - дочь Ба, дракон Инлун и фея Сюань-нюй.
Победу Хуан-ди обеспечили несколько факторов. Он использовал различные тактики, включая использование тумана и колдовства, чтобы сбить с толку армию Чи Ю. Кроме того, Хуан-ди нашел способ противостоять колдовству Чи Ю, используя звуки дракона, чтобы разрушить чары врага. Также важную роль сыграло волшебство феи Сюань-нюй, которая помогла Хуан-ди выиграть сражение и показала ему, как создать волшебный меч.
Последствия поражения Чи Ю были трагическими. Он был казнен и лишен возможности возродиться с помощью нечистой силы. В некоторых версиях мифа его голову отрубили и бросили в степи, где выросла кленовая роща с кроваво-красной листвой. В другой версии его тело и голову раздельно захоронили в двух разных курганах, и на этих местах проводились ритуалы и жертвоприношения.
Этот миф может объяснить отношение китайцев к переменам власти. Он показывает, что власть может быть борьбой между различными силами и что даже самые могущественные и колдовские правители могут быть побеждены. Это может подчеркивать важность справедливости, мудрости и поддержки со стороны народа, чтобы обеспечить стабильность и благополучие в обществе.
2. Прочитайте китайский вариант мифа о Гуаньинь — миф о Мяо Шань. Какие черты являются определяющими в характере героини?
Ответ: Гуань Инь — богиня милосердия и сострадания. Она защищает людей от всевозможных бед. Также она является покровительницей женщин, родовспомогательницей, подательницей детей. В одной из красивейших китайских легенд рассказывается о том, как богиня Гуаньинь собиралась возноситься на небо, но услышала отчаянный призыв о помощи. Движимая состраданием, богиня вернулась помочь, при этом коснувшись кончиками ног божественного порога. С тех пор ее зовут Гуань Инь — «Та, кто слышит крик смертных».
3. Какие социальные и психологические типы героев представлены в мифах о восьми бессмертных. Приведите примеры.
Ответ: в мифах о восьми бессмертных представлены различные социальные и психологические типы героев: Люй Дунбинь - высокоинтеллектуальный ученый с желанием помочь другим достичь духовного роста. Хэ Сянь Гу - бессмертная женщина, посвятившая себя девственности и духовному росту. Цао Гоу Цзю - благородный брат, покинувший свое положение, чтобы изучать даосизм и помогать страждущим. Ли Тие Гуай - волшебник с уникальными способностями, который помогает больным и нуждающимся. Лань Кайхэ - интерсексуальный бессмертный, бродящий по улицам и общающийся с богами через цветы. Хань Сян Цзы - философ, обладающий способностью заставлять цветы распускаться и успокаивать диких животных. Чжан Го Лао - древний человек, путешествующий на волшебном бумажном муле и обладающий силой исцеления. Чжунли Цюань - алхимик, знающий тайный эликсир жизни и обладающий способностью превращать вещи.
4. Как в китайских мифах об идеальных правителях воплощен идеал отношений между властью и народом?
Ответ: В китайских мифах и легендах, идеал отношений между властью и народом обычно воплощается в образе идеального правителя. Один из таких образов – это «Идеальный Мудрец», который является примером мудрости, справедливости и благоразумия.
Идеальный Мудрец относится к своим подданным с заботой и состраданием. Он стремится к благополучию своего народа, уделяет внимание их нуждам и проблемам. Он слушает мнения и советы своих подданных и принимает решения, основанные на общем благе.
Идеальный Мудрец также обладает нравственностью и интегритетом. Он следует высоким моральным принципам и является примером для своих подданных. Он не злоупотребляет своей властью и не преследует личных интересов, а всегда действует в интересах народа.
Кроме того, идеальный правитель в китайских мифах обычно стремится к гармонии и балансу. Он устанавливает справедливые законы и правила, чтобы обеспечить порядок и стабильность в обществе. Он также уважает традиции и культуру своего народа и старается сохранить их.
В целом, идеал отношений между властью и народом в китайских мифах заключается в том, чтобы правитель был мудрым, справедливым, сострадательным и действовал в интересах народа, обеспечивая гармонию и благополучие в обществе.
Задание к практическому занятию 2
1. Какое идеальное представление о человеке воплощено в сказках «Как юноша любимую искал», «Про хитрого Угена и верного Шие», «Мимоза», «Птица Чжаогу». Найдите идеальные черты мужского и женского национального характера, отраженные в этих сказках.
Ответ: В сказках «Как юноша любимую искал», «Про хитрого Угена и верного Шие», «Мимоза» и «Птица Чжаогу» отражены идеальные черты мужского и женского национального характера.
В «Как юноша любимую искал» и «Про хитрого Угена и верного Шие» идеальные черты мужского характера включают смелость, целеустремленность, верность и отсутствие страха перед трудностями. Чжан Шуан из «Как юноша любимую искал» не боится идти в поисках своей возлюбленной, несмотря на предупреждения родителей, и проявляет решительность и преданность, спасая Ли Хуа. У-гэн из «Про хитрого Угена и верного Шие» хитр и ленив, но при этом проявляет ум и сообразительность, сохраняя верность своему брату Ши-е, который, в свою очередь, является трудолюбивым, честным и правдивым.
В сказке «Мимоза» идеальные черты женского характера отражены в образе жены-феи, который объединяет красоту, мудрость и волшебство. Жена-фея может принимать различные облики, но всегда обладает волшебными атрибутами и окружена волшебными помощниками. Она является символом загадочности и прекрасного, и ее появление в жизни героя приносит счастье и преображение.
В сказке «Птица Чжаогу» идеальные черты женского характера проявляются в преданности и жертвенности. Героиня Чжаогу, помогая своему мужу и его семье, проявляет необыкновенную преданность и готовность пожертвовать своим счастьем ради других.
Таким образом, в этих сказках идеальные черты мужского характера включают смелость, решительность, верность и отсутствие страха перед трудностями, а идеальные черты женского характера - красоту, мудрость, преданность и жертвенность.
2. Найдите черты разложения древней мифологии в сказках «Небесный барабан», «Волопас и Ткачиха».
Ответ: В сказках «Небесный барабан» и «Волопас и Ткачиха» можно найти несколько черт, связанных с древней мифологией.
1. Первая черта – наличие сверхъестественных существ и явлений. В обеих сказках встречаются небесные существа, такие как боги, ангелы или духи. В «Небесном барабане» главным героем является сын небесного бога, а в «Волопасе и Ткачихе» герои общаются с духами и богами.
2. Вторая черта – присутствие символов и архетипов. Сказки содержат символические элементы, которые могут быть связаны с древней мифологией. Например, в «Небесном барабане» барабан является символом связи с небесами и богами, а в «Волопасе и Ткачихе» ткачиха и волопас могут быть архетипами богини и бога ткачества.
3. Третья черта – борьба с силами зла. В обеих сказках присутствует конфликт между героями и силами зла. Это может быть отражением древних мифологических сюжетов, где боги и герои сражаются с монстрами или злыми силами, чтобы защитить мир.
4. Четвертая черта – наличие моральных уроков и символических значений. В сказках «Небесный барабан» и «Волопас и Ткачиха» присутствуют моральные уроки о добре, справедливости и верности. Это также может быть отражением древних мифологических представлений о мире и моральных ценностях.
3. Найдите архитипичные черты волшебной сказки в сказке «Отворитесь, ворота каменные».
Ответ: В сказке «Отворитесь, ворота каменные» можно выделить несколько архетипических черт волшебной сказки:
1. Мотив желания и исполнения желаний: Главная мотивация старухи в сказке – желание разбогатеть. Она использует волшебное средство, чтобы получить золото и серебро. Этот мотив желания и исполнения желаний является типичным для волшебных сказок.
2. Наличие волшебных существ и предметов: В сказке появляются золотая рыбка, которая дарит старику и старухе волшебное средство, и «красавица» - волшебный помощник, который помогает им получить богатство. Присутствие волшебных существ и предметов также является характерной чертой волшебных сказок.
3. Наказание за нарушение правил: В сказке старик нарушает наказ дарителя, выбрасывая волшебное средство, и в результате они не могут вернуться в «иной мир». Это типичный мотив наказания за нарушение правил, который часто встречается в волшебных сказках.
4. Трагическое разрешение: Концовка сказки трагическая, где старик и старуха разбиваются о камни. Трагическое разрешение является одной из архетипических черт волшебных сказок, где жадность и нарушение правил ведут к негативным последствиям.
4. Как раскрывается тема любви в сказках «Про Мэн Цзян-нюй» и «Про Лан Шаньбо и Чжу Интай»
Ответ: Тема любви в сказке «Про Лан Шаньбо и Чжу Интай» раскрывается через историю двух героев, которые с самого начала испытывают особое влечение друг к другу. Встретившись в школе, они сразу же стали друзьями и нашли много общих интересов. Их дружба со временем превратилась в глубокую любовь, хотя Лан Шаньбо не знал, что Чжу Интай - девушка