Фрагмент для ознакомления
2
34. Понятие, цели и значение юридической техники
Юридическая техника — это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации правовых актов, обеспечивающая их эффективное использование.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний и форма соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.
Юридическая техника имеет целью:
оптимальное регулирование общественных отношений;
обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала;
адекватное словесное выражение воли законодателя;
техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.
Значение юридической техники:
Юридическая техника предстает одновременно и как учение, и как искусство (ремесло) работы с юридическими документами.
С одной стороны, юридическая техника, изучаемая в рамках общей теории права обогащает и систематизирует всю юридическую науку. В рамках данного предмета исследуются основные общеправовые средства и правила, которые необходимо соблюдать при составлении любого, имеющего правовое значение, документа. Общеправовой характер указанных правил предполагает учёт, выявление и установление новых внутренних связей между институтами и отраслями права, создавая тем самым единую целостную систему правил и средств юридической техники.
Не смотря на теоретический характер понятия, юридическая техника имеет ярко выраженную практическую значимость. Именно юридическая техника является одним из важнейших связующих звеньев между правовой теорией и практикой, которые в последнее время особенно далеки друг от друга. Юридическая техника прививает практические навыки, необходимые при разработке, принятии, изменении, толковании и систематизации правовых актов.
Особое прикладное значение для Российской Федерации юридическая техника как специфический правовой институт имеет в силу ряда обстоятельств:
она способствует обеспечению внутренней согласованности правовой системы в рамках федеративного государства;
эффективность правового воздействия на общественные отношения зависит в том числе и от соблюдения конкретных требований и правил юридической техники;
высокий технико-юридический уровень правовых документов - один из важнейших показателей общей и правовой культуры общества;
вступление нашей страны в Совет Европы и иные международные организации, влияние норм международного права на национальное законодательство, признание обязательной юрисдикции Европейского суда порождает необходимость, в связи с этим унификации многих отраслей и институтов права, правовой терминологии, использования законотворческих и правоприменительных процедур и режимов;
демократизация общества и повышение правосознания граждан приводят к растущей роли законодательства в защите прав и свобод человека и гражданина.
Необходимо помнить, что в разных правовых системах существуют свои особые правила юридической техники.
35. Общие требования к проекту нормативного правового акта
Процедурная база правоподготовительной деятельности направлена на дальнейшее укрепление демократических основ создания правовых норм, гласности и профессионализма, учет общественного мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых правотворческих решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению.
Процедура подготовки проектов нормативных актов начинается с принятия решения о подготовке проекта. Оно, прежде всего, находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств.
При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Министерство юстиции, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, прокуратура).
В правотворческой практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны (законопроекты о выборах, о статусе народных депутатов и др.). Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике.
Активная роль в подготовке проектов принадлежит общественным объединениям. В одних случаях они готовят проекты по собственной инициативе, в других - привлекаются к подготовке совместно с государственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.
Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение. В процессе всенародного обсуждения законопроект публикуется в центральных и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства.
Всенародные обсуждения в нашей стране пока еще не превратились в эффективный инструмент учета общественного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов. Они проводятся при явно недостаточной активности граждан и их объединений и должны организовываться значительно чаще.
36. Основные приемы, средства и правила юридической техники
Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.
Приемы юридической техники:
по степени обобщения конкретных показателей различаются два приема: абстрактный и казуистический.
Абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками.
Казуистический – при формулировании. последовательно перечисляются условия при которых она действует.
по способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный.
При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.
При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания.
При бланкетном изложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться.
правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов основанное на связи м/д предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденная предшествующим опытом.
юридические фикции - несуществующие положения, признаваемые в соответствии с законотворчеством существующими и ведущее соответствующие правовые последствия.
правовые аксиомы – положения самоочевидные истины, не требующие доказательств в юридическом процессе.
правовые преюдиции - обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу.
юридическая конструкция - Представляют собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.
концепция НПА – абстрактная, общественная идея, построенная, но основе опыта или умозрения и положенная в качестве основы нормативного акта.
правовой символ – охраняемый гос-вом условный символ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому субъект правительства придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования.
Средства юридической техники:
юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания);
юридические конструкции (строение нормативного мат-ла, предусматривающее определенное сочетание прав, льгот, обязанностей, запретов; либо юр/состав правонарушения).
Правила юридической техники:
конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный» и др.;
краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
37. Техника изложения воли законодателя. Нормативное построение
Юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, устойчивых словосочетаний. лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов.
При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:
нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);
юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);
отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.
Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.
Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: о заглавии нормативного документа; наименовании нормативного документа; дате принятия и введения документа в действие; порядковом номере нормативного документа; подписи; печати.
38. Юридические термины и конструкции
Юридические термины - элемент юридической техники, словесные обозначения государственно-правовых понятий, с помощью которых выражается и закрепляется содержание нормативно-правовых предписаний государства.
Юридическая конструкция — это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой (например, юридическая конструкция «договор»). Это умозрительные построения, выработанные юридической наукой на основе использования и организации тех или иных элементов прав или обязанностей.
Законотворчество требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства.
Юридическая техника в широком смысле слова означает соблюдение необходимых правил конструирования правовых норм, построение текста нормативно-правового акта, связанное обычно с использованием специальных терминов и формально-юридических правил, соблюдение необходимых реквизитов документа (необходимых данных, связанных с его надлежащим оформлением в соответствии с процедурой принятия).
Законодательная (юридическая) техника своим объектом имеет текст нормативно-правового акта. Структура закона, например, может состоять из следующих частей или положений (реквизитов): наименование органа, принявшего закон; название закона; преамбула (вводная часть) закона; нормативно-правовое содержание (сама структура) закона (Общая и Особенные части, разделы, главы, статьи); переходные положения или порядок вступления закона в юридическую силу, порядок отмены этим нормативно-правовым актом других нормативных предписаний; данные о подписании и опубликовании закона.
Юридическая техника помогает структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, сделать его более точным и понятным. Уровень юридической техники свидетельствует также об уровне правовой культуры общества. К техническим средствам относят прежде всего юридические термины (словесное выражение юридических понятий) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, которое складывается из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов и др.). К техническим правилам относят четкость и доступность языка нормативно-правовых актов, последовательность изложения юридической информации, взаимосвязь и согласованность нормативно-правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата, место его принятия, подписи должностных лиц и др.), структурную организацию правового акта.
Правовая конструкция охватывает ряд однопорядковых правовых понятий низшего уровня и выявляет существенное в этих понятиях. Смысл правовых конструкций состоит в том, что соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции делаются логические выводы, применяемые к понятиям низшего порядка.
Определение понятий, образование правовых конструкций дополняются иными приемами законодательной техники в целях точного формулирования законов. Важно при этом соблюдать логику, стиль и язык закона.
Правила законодательной техники условно можно разделить на три вида: относящиеся к внешнему оформлению нормативно-правовых актов; к содержанию и структуре акта; правила и приемы изложения норм права (язык нормативного правового акта).
39. Законодательная стилистика
Законодательная стилистика – система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах. В стиле правовых актов концентрируется воедино и использование юридической терминологии, других средств юридической техники (юридических конструкций), и применение в области права требований современного литературного языка, требований к языку официальных документов.
В стиле правовых актов концентрируется воедино и использование юридической терминологии, других средств юридической техники (юридических конструкций), и применение в области права требований современного литературного языка, требований к языку официальных документов.
Главное, что определяет стиль нормативных (а также индивидуальных) актов в социалистическом обществе, состоит в том, чтобы обеспечить сочетание, с одной стороны, доступности и убедительности нормативных документов, а с другой – их точности, определенности и высокой юридической культуры.
Стиль нормативных актов обеспечивает предельную убедительность содержащихся в нем предписаний. В ряде случаев в нормативные акты включаются преамбулы и пояснения, но, главное, сами формулировки юридических норм должны обладать и обладают большой силой убеждения. Четкие, энергичные формулировки нормативных актов призваны донести до всех лиц глубокую убежденность законодателя в необходимости и целесообразности проводимых мероприятий. Таким образом, совершенная языковая форма нормативных актов является одним из средств, обеспечивающих идеологическое воздействие норм права.
Стиль нормативных актов должен обеспечить функционирование права как властного регулятора, и, в частности, точность и полноту выражения воли законодателя. Нужно, чтобы нормативные акты по возможности содержали в себе исчерпывающие ответы на все могущие быть выдвинутыми жизнью, практикой вопросы, связанные с их применением.
Важнейшие требования стиля правовых актов – строгая определенность фраз, выражений, терминов. Каждая фраза, каждое выражение, каждый термин должны пониматься только в одном значении. Недопустимы какая-либо двусмысленность, расплывчатость формулировок, позволяющих истолковывать смысл нормативных актов по-разному. Как правильно подчеркивается, а литературе, «едва ли возможно назвать какую-нибудь иную область общественной деятельности, где неверно или неуместно употребленное слово, ошибочно построенная фраза, разрыв между мыслью и ее текстуальным выражением влекут за собой такие серьезные, а иногда и тяжелые последствия, как в области правотворчества».
Достоинством стиля нормативных актов являются краткие формулировки. Максимальная краткость, разумеется, не самоцель: она позволяет сочетать доступность и точность юридических текстов с необходимым уровнем нормативных обобщений. Краткие и ясные юридические формулировки, выражающие с исчерпывающей полнотой мысль законодателя, становятся характерной особенностью современного стиля правовых актов.